Узбекский национальный костюм
- 1 year ago
- 0
- 0
Эрзянская национальная одежда (костюм) ( эрз. Эрзянь раськень оршамопельть ) — совокупность традиционного народного наряда, отражающего культурно-национальные особенности эрзянского народа .
История народного наряда эрзян тесно связана с традициями других народов, прежде всего мокшан , удмуртов , живших по соседству марийцев , в которых наблюдается много подобных элементов на всех культурных уровнях.
Наличие общих истоков среди финно-угорских народов , а также близость их культур, особенно эрзян с мокшанами, является причиной отображения ряда общих деталей национального наряда и приемов его оформления, корни которых уходят в I-е — начало II тысячелетия. Своей завершенной художественно-выразительной формы национальный наряд достиг только в середине XIX века .
Отличительной чертой эрзянской одежды считается вышивка : ее орнамент , техника и цветовая гамма. Окрас вышивки имел четыре основных цвета: черный с синим оттенком, тёмно-красный, желтый и зеленый. Орнаментальные рисунки отражали философский взгляд эрзян на окружающий мир, а техника имела символическую нагрузку (орнаменты «змеиная головка», «куриные кавычки», «козьи копытца», «крылышки», «еловые ветви», «солнечные узелки», «звездочки» и другие).
Основными составляющими исторического мужского эрзянского костюма были рубашка ( эрз. панар ) и брюки ( эрз. понскт ), сшитые из домотканого грубого . Рубашки обычно носили "на выпуск".
Весной и осенью надевали поверх пальто ( эрз. сумань ). Зимой – шуба из овчин, или тулуп .
Головными уборами были валяные шапки белого и черного цвета. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак . Зимой носили шапку-ушанку или малахай .
Традиционной обувью были лапти ( эрз. карт ) из липы или вязи. Праздничным видом обуви были сапоги из кожи коровы или молодого телёнка ( эрз. кемть ). Зимой носили серые и черные (иногда белые) валенки . Перед надеванием обуви ноги окутывали портянками : нижними ( эрз. пильгалга э ) окутывали ступни, верхними ( эрз. верьга пракста ) — икры .
Мужская народная одежда вышла из обихода в XVIII—XIX веках . В обыденной жизни не встречается.
Основу исторического женского эрзянского костюма составляют рубашки ( эрз. панар и покой ). Они характеризуются прежде всего вышивкой, густо покрытой на большей части полотна. Поверх рубашки женщины иногда надевали вроде платья ( эрз. кафтонь-крда ), которое было похоже на сарафан.
Элементом верхней части наряда была распашная одежда ( эрз. рука или импанар ). Поверх рубашек иногда носили безрукавки, обычно приталенные. Весной и осенью верхней одеждой, как и у мужчин, служило пальто ( эрз. сумань ). Зимой – овчинные шубы.
Неотъемлемыми частями женского костюма были пояс ( эрз. вигенесэ каркс или паро каркс ) и фартук. В свою очередь фартук делился на два вида: с грудкой ( эрз. запон ), и без грудки ( эрз. покрышка ). Фартук обязательно был украшен подвесками, колокольчиками или бисером и бусами (в поздние времена). У пояса тоже было обязательное украшение — пулай , подвязываемый сзади, чуть ниже талии, на бедрах. Молодые девушки носили лёгкий пулай, старые женщины тяжелый. Чем старше была женщина – тем тяжелее становился пулай. В наряде на пулай еще сверху надевали бисерный пояс ( эрз. сэлге пулогай ) .
Особое место, как элемента женского наряда, отводилось украшениям — монисто , фибулам и т.п., ношение которых свидетельствовало об обеспечении и благополучии семьи.
Головные уборы среди женщин разнились. У молодых девушек наиболее распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером , тесьмой и т.д., в то время как у замужних женщин волосы полностью скрывались и использовались простые или сложные головные уборы. К простым относились рушники и платки, а сложные имели твердое основание и были цилиндрическими, полуцилиндровыми, конусообразными, реже — лопатовидными ( эрз. панго, сорка, сорока ). Самым распространенным головным убором была сорока.
Женские народные наряды практически вышли из обихода в конце XIX — начале XX веков. В настоящее время используется только на фестивалях, праздниках, других культурных или церемониальных мероприятиях .