Фадеев, Анатолий Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Алекса́ндрович Фаде́ев (партийный псевдоним — Булыга ; 11 [24] декабря 1901 , Кимры — 13 мая 1956 , Переделкино ) — русский, советский писатель и общественный деятель, журналист, военный корреспондент. Лауреат Сталинской премии l степени (1946). Кавалер двух орденов Ленина (1939, 1951). Член ВКП(б) (1918—1956). Член ЦК ВКП(б) (1939—1956). Лауреат премии Ленинского комсомола (1970 — посмертно). В 1946—1954 годах — генеральный секретарь и председатель правления Союза писателей СССР .
Александр Фадеев родился в богатом торговом селе Кимры (ныне город Тверской области ). Был крещён в кимрском Покровском соборе . С четырёх лет он начал читать книжки, поражая взрослых неуёмной фантазией, сочиняя самые необычайные истории и сказки. Его любимыми писателями с детства были Джек Лондон , Майн Рид , Фенимор Купер .
В 1908 году семья переехала в Южно-Уссурийский край (ныне Приморский ), в 1912 году поселилась в селе Чугуевка, где прошли детство и юность Фадеева.
С 1912 по 1918 год Фадеев учился во Владивостокском Коммерческом училище , однако обучения не закончил, решив посвятить себя революционной деятельности.
Ещё учась во Владивостокском коммерческом училище, выполнял поручения подпольного комитета большевиков.
В 1918 году вступил в РКП(б) и получил партийный псевдоним Булыга (слово значит «большой камень, окатыш»). Стал партийным агитатором.
В 1919 году вступил в Особый Коммунистический отряд красных партизан.
В 1919—1921 годах участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке , получил ранение. Занимал посты: комиссар 13-го Амурского полка и комиссар 8-й Амурской стрелковой бригады.
В 1921—1922 годах учился в Московской горной академии .
В 1921 году, будучи делегатом Х съезда РКП(б) , принимал участие в подавлении Кронштадтского восстания , при этом получил второе ранение. После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.
В Москве Фадеев снял комнату в далёком тогда пригороде, Сокольники , и сразу вызвал к себе мать, Антонину Владимировну, а затем и сестру Татьяну Александровну с маленькой дочкой.
Своё первое серьёзное произведение — повесть «Разлив» Александр Фадеев написал в 1922—1923 годах. В 1925—1926 годах в ходе работы над романом « Разгром » принял решение стать профессиональным писателем. «Разгром» принёс молодому писателю славу и признание .
«Такого успеха, который выпал на долю „Разгрома“, не имело ни одно произведение советской литературы 1920-х годов, — отмечал исследователь творчества писателя Степан Иванович Шешуков . — „ “, раздуваемая рапповцами , вдруг нашла примирение в оценке остроклассового „Разгрома“, и самые ярые противники заговорили одним, общим языком» .
Первую положительную рецензию о романе и творчестве писателя в целом дал Г. Лелевич («Молодая гвардия», 1926, № 4). Редакция журнала « На литературном посту » поднимала роман как знамя победы пролетарской литературы. Высоко оценили роман и в противоположном лагере «попутчиков», в группе « Перевал » во главе с критиком и редактором журнала « Красная новь » А.Воронским . Профессиональные рецензии на роман дали люди, которых рапповцы называли «буржуазными перерожденцами», «ликвидаторами», «капитулянтами», «оппортунистами». А. Воронский в позднейшей статье о творчестве Фадеева написал: «Этот роман написан молодым, одарённым пролетарским писателем и совсем не по обычному трафарету, по какому пишутся пролетарскими писателями десятки и сотни повестей и романов. И чем решительнее пролетарская литература пойдёт по этом новому для себя пути, тем скорее она завоюет себе „гегемонию“ органическими, а не механическими средствами» .
М. Горький с 1927 года спрашивает своих корреспондентов в письмах, читали ли они «Разгром», и советует непременно прочесть. В письме ответственному секретарю издательства « » Александру Николаевичу Тихонову от 1 августа 1927 года он советует привлекать больше молодёжи — такой, как автор «Разгрома» Фадеев, «человек, несомненно, талантливый» .
Получив такое признание, Фадеев приобрёл авторитет, позволивший ему стать видным литературным руководителем и общественным деятелем, одним из лидеров РАППа .
Действие ранних произведений — романов « Разгром » и «Последний из Удэге» происходит в Уссурийском крае . Проблематика «Разгрома» относится к вопросам руководства партией, в романе показана классовая борьба, становление советской власти . Главные герои — это красные партизаны, коммунисты (например, Левинсон). Гражданской войне посвящён и следующий роман Фадеева «Последний из Удэге» (ч. 1-4, 1929—1941, не закончен).
Также Фадеев известен по ряду очерков и статей, посвящённых вопросам развития литературы в условиях социалистического реализма.
«Писательский министр», как называли Фадеева, в течение почти двух десятилетий фактически руководил литературой в СССР. Для творчества у него почти не оставалось времени и сил. Последний роман «Чёрная металлургия» остался незавершённым. Писатель планировал создать фундаментальное произведение на 50-60 авторских листов . В итоге к посмертной публикации в « Огоньке » удалось из черновиков собрать 8 глав на 3 печатных листа .
Идею своей книги Фадеев взял из книги Владимира Георгиевича Лясковского и М. Котова «Сердца смелых», изданной в 1943 году.
В 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны Фадеев садится за написание романа о Краснодонской подпольной организации « Молодая гвардия », действовавшей на оккупированной нацистской Германией территории, многие члены которой были уничтожены нацистами.
В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалёку от города шахты № 5 было извлечёно несколько десятков трупов замученных оккупантами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия».
Через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия»
Впервые книга вышла в свет в 1946 году. Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете «Правда» , органе ЦК ВКП(б), фактически от самого Сталина .
Фадеев объяснял:
Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел.
Тем не менее, писатель пожелания учёл, и в 1951 году свет увидела вторая редакция романа «Молодая гвардия». В ней Фадеев, серьёзно переработав книгу, уделил в сюжете больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП(б) . Фадеев горько шутил в то время, когда говорил своим друзьям: «переделываю „Молодую гвардию“ на старую…»
Фильм « Молодая гвардия » был снят по первой редакции, однако полностью переснять фильм (тоже подвергнувшийся определённым правкам) было намного сложнее, чем переписать книгу.
До конца 1980-х годов роман «Молодая гвардия» воспринимался как идеологически одобренная партией история организации, и иная трактовка событий была невозможна. Роман входил в учебную программу СССР и был хорошо знаком любому школьнику 1950—1980 годов.
Много лет Фадеев руководил писательскими организациями разного уровня. В 1926—1932 годах был одним из организаторов и идеологов РАПП .
Вице-президент Всемирного Совета Мира (с 1950). Член ЦК КПСС (1939—1956); на XX съезде КПСС (1956) избран кандидатом в члены ЦК КПСС . Депутат ВС СССР 2-4-го созывов (с 1946 года) и ВС РСФСР 3-го созыва.
Полковник (1942), бригадный комиссар (1941) .
В 1942—1944 годах Фадеев работал главным редактором « Литературной газеты », был организатором журнала « Октябрь » и входил в его редколлегию.
В годы Великой Отечественной войны Фадеев был военным корреспондентом газеты « Правда » и Совинформбюро . В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте , на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете «Правда» статью «Изверги-разрушители и люди-созидатели», где описал свои впечатления от увиденного на войне.
Стоя во главе Союза писателей СССР, Александр Фадеев проводил в жизнь решения партии и правительства по отношению к своим коллегам: Михаилу Михайловичу Зощенко , Анне Андреевне Ахматовой , Андрею Платоновичу Платонову . В 1946 году после доклада А. А. Жданова, фактически уничтожавшего Зощенко и Ахматову как литераторов, Фадеев был среди тех, кто приводил в исполнение этот приговор.
В 1949 году Александр Фадеев стал одним из авторов программной редакционной статьи в газете « Правда » под названием «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», эта статья послужила началом кампании, получившей известность как « борьба с космополитизмом ». Осенью 1949 года участвовал в травле в прессе Бориса Михайловича Эйхенбаума и других работников ЛГУ .
Но он же в 1948 году хлопотал о том, чтобы выделить значительную сумму из фондов Союза писателей СССР для оставшегося без средств к существованию М. М. Зощенко. Фадеев проявлял искреннее участие в судьбе многих нелюбимых властями литераторов: Бориса Леонидовича Пастернака , Николая Алексеевича Заболоцкого , Льва Николаевича Гумилёва , несколько раз передавал деньги на лечение Андрея Платоновича Платонова его жене.
Тяжело переживая такое раздвоение, он страдал бессонницей, впал в депрессию. В последние годы Фадеев пристрастился к спиртному и впадал в долгие запои . Проходил курс лечения в санатории «Барвиха».
Илья Григорьевич Эренбург писал о нём :
Фадеев был смелым, но дисциплинированным солдатом, он никогда не забывал о прерогативах главнокомандующего.
Хрущёвской оттепели Фадеев не принял . В 1956 году с трибуны XX съезда КПСС деятельность лидера советских литераторов была подвергнута жёсткой критике Михаилом Александровичем Шолоховым . Фадеев не был избран членом, а только кандидатом в члены ЦК КПСС . Фадеева прямо называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей.
После XX съезда КПСС внутренний конфликт Фадеева обострился до предела. Он признавался своему старому другу Юрию Николаевичу Либединскому : «Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками».
13 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино . В некрологе официальной причиной самоубийства был указан алкоголизм . В действительности за две недели до своего самоубийства А. А. Фадеев бросил пить, «примерно за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма разным людям» ( Вячеслав Всеволодович Иванов ) . В соответствии с последней волей писателя (быть похороненным рядом с матерью) его похоронили на Новодевичьем кладбище (участок № 1) .
Предсмертное письмо Фадеева, адресованное ЦК КПСС , было изъято КГБ и опубликовано впервые лишь в 1990 году:
Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. <…> Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3 лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять . Прошу похоронить меня рядом с матерью моей.
— Предсмертное письмо А. А. Фадеева в ЦК КПСС. 13 мая 1956
(Известия ЦК КПСС. — 1990. — № 10. — С. 147—151.)
С другой стороны, по свидетельству вдовы Исаака Эммануиловича Бабеля Антонины Николаевны Пирожковой , Илья Григорьевич Эренбург прямо видел причину самоубийства Фадеева в его роли в сталинском терроре:
«Славин сообщил нам о самоубийстве Фадеева. Я посмотрела на Эренбурга, он даже не взволновался, а потом говорит: „У Фадеева было безвыходное положение, его осаждали возвращающиеся заключённые и их жёны. Они спрашивали, как могло случиться, что письма, которые я писал вам лично, оказались на столе у следователя при моём допросе? Действительно, как? Ведь Фадеев арестован не был, обысков и изъятий бумаг у него не производили. Значит, передал сам?“ — продолжал Эренбург. Меня страшно поразило то спокойствие и даже равнодушие, с которым это известие было встречено членами нашей комиссии, как будто оно никого не удивило и уж вовсе не огорчило» .
Родители Фадеева, фельдшеры по профессии, по образу жизни были профессиональными революционерами . Отец — Александр Иванович Фадеев (1862—1916), мать — Антонина Владимировна Кунц (1873—1954), отчим Глеб Свитыч (1885—1917). Переехав в Москву, Фадеев сразу вызвал к себе мать, которую очень любил и гордился ею. Друг Фадеева Юрий Николаевич Либединский вспоминал: «Антонина Владимировна Фадеева была человек замечательный. Она принадлежала к той революционной части демократической интеллигенции, которая, выйдя из народа, сохраняла с ним постоянную связь. В дореволюционном обществе ей приходилось отстаивать свою независимость и достоинство от произвола и самодурства царского начальства на селе. Так выработался её характер — гордый, стойкий и честный. При этом по отношению к людям, которых Антонина Владимировна признавала своими, она была добра, ласкова — атмосфера дружественности, гостеприимства и хлебосольства господствовала в этой семье. Всё это Антонина Владимировна передала своим детям — у них была своя фамильная гордость, не раз в разговорах Саши с братьями я слышал, как они полушутливо говорили: „Это по-фадеевски“» .
Первый раз Фадеев женился в 1926 году на писательнице Валерии Анатольевне Герасимовой , развелись в 1932 году. Со второй женой народной артисткой СССР Ангелиной Осиповной Степановой он познакомился в 1937 году в Париже, когда она в составе труппы Московского художественного театра приехала туда с гастролями [ нет в источнике ] . В советские годы утверждалось, что они познакомились раньше, чтобы скрыть факт усыновления Фадеевым первенца Степановой Александра , родившегося в 1936 году. Общий сын Михаил родился в 1944 году . Кроме того, в 1943 году родилась общая дочь Фадеева и Маргариты Иосифовны Алигер — Мария Александровна Фадеева (впоследствии — Алигер-Энценсбергер (вторая часть фамилии — фамилия мужа), покончила с собой в своём доме в Лондоне 6 октября 1991 года ).
Предполагаемый сын — актёр Спартак Васильевич Мишулин , который своего отца не знал, но предполагал, что им мог быть писатель Александр Александрович Фадеев, с которым у его матери Анны Васильевны Мишулиной был роман во время учёбы в Московской горной академии .
Крупный фонд А.А. Фадеева в Российском государственном архиве литературы и искусства и состоит из 2691 ценного документа за 1880 – 1985 гг. Основу фонда составляют рукописи, переписки, материалы литературной и депутатской деятельности, фотографии и др.