Interested Article - Дом С. Г. Гордеева

Дом Семена Гордеева ( терем Гордеева, Рыбинский Дом художников ) — реплика памятника деревянной архитектуры русского стиля начала XX века, достопримечательность Рыбинска .

Адрес: Ярославская область , Рыбинск , улица Пушкина, 52

Купец Семен Гордеев

О владельце дома Семёне Гордеевиче Гордееве, а также об истории строительства самого дома известно крайне мало. К 1875 году Семен Гордеев владел двухэтажным каменным домом, двумя флигелями, новым каменным строением в 19-м квартале Крестовой улицы .

С 1880 года Гордеев владел также деревянным домом, флигелем, земельными участками на пересечении ул. Бабарыкиной (Плеханова) и Конюшенной (Пушкина) - там, где сегодня стоит Дом художника.

Семен Гордеев не раз жертвовал церквям города (например, храму Иверской иконы Божией Матери) и губернии, что зафиксировано в епархиальных документах за 1870-90 годы, а также в духовном завещании, опубликованном в 1906 году .

Постепенный рост объема недвижимости Гордеева и богатые дары церквям позволяют предположить, что Семен Гордеев - выходец из низших сословий, разбогатевший на торговле хлебом и операциях с недвижимостью во время активного экономического развития Рыбинска последней трети XIX века, которое началось после строительства в 1869 году Рыбинско-Бологовской железной дороги .

Косвенное подтверждение этому - нестабильность в фиксации социального статуса Гордеева в официальных документах. Так, в метрической книге рыбинского Спасо-Преображенского собора за 1893 год он указан как «купец», в переписном листе 1897 года - как «мещанин и домовладелец».

Есть сведения о браках с женщинами разных сословий: женился на купчихе Евдокии Фёдоровне (умерла в июле 1891-го), второй брак - в сентябре 1891-го на богатой мещанке Марии Афанасьевой .

История перестройки дома

Дом построили в 1900 году на месте небольшого флигеля усадьбы Наумова, который принадлежал Семену Гордееву .

Постройка располагалась на пересечении Пушкинской (совр. ул. Пушкина) и Бабарыкинской улиц (совр. ул. Плеханова) - в районе Рыбинска, активно застраивавшемся в к XIX-нач. XX века.

К деревянному зданию старого флигеля надстроили второй этаж. Здание богато украсили балконами, башенками, кокошниками и другими декоративными деталями . Дом купец Гордеев отдал в 1905 году в приданное дочери .

Дом С. Г. Гордеева на фотографии С. М. Прокудина-Горского. 1910-е годы

До 1917 года дом являлся доходным : квартиры первого и второго этажа сдавали в аренду; на южном углу со стороны ул. Бабарыкинской располагалась бакалейная лавка, подвал использовали в качестве склада; в северной части жила хозяйка дома .

В советские годы в Доме Гордеева размещались жилые квартиры. Сохранность памятника, расположенного вплотную к проезжей части, стала резко ухудшаться после открытия в 1978 году новой троллейбусной линии. К 1970-м годам деревянное строение пришло в аварийное состояние .

Специалисты считали, что дом не подлежит реставрации.

Группа рыбинских художников перестроила дома Гордеева на собственные средства. Собрав информацию о Гордееве, они тщательно обмеряли старый дом и сделали его фотографии.

Новое здание из силикатного кирпича возвели в 2 метрах от первоначального места, дальше от проездной части. обновив и восстановив необходимые детали.

Новое сооружение - точная копия оригинального. Есть и отличия: новое здание выше на метр, расположено дальше от дороги. В угловой части исчез подъезд, который вел когда-то в бакалейную лавку .

Новый дом построен из силикатного кирпича, в отделке фасада и в кровле применили дерево для придания исторического вида .

С тех пор в здании - многоквартирный жилой дом, на чердаке - мастерские рыбинских художников. Благодаря этому Дом Семена Гордеева получил второе имя — Рыбинский Дом художников .

Архитектурные особенности

История

Дом купца Семена Гордеева — образец русского стиля деревянной архитектуры к. XIX-нач. XX в. Архитектурный облик дома - результат надстройки второго этажа над старым зданием флигеля усадьбы Наумова и украшения декоративными элементами, свойственными древнерусскому зодчеству . Оставив основной объём флигеля, Гордеев изменил внутреннее расположение комнат . Получившееся здание богато декорировали.

Расположение дома на перекрестке определило его структуру: «Г»-образный дом двумя парадными фасадами был обращен на разные улицы.

Восточный - главный - фасад вытянут вдоль ул. Пушкина. Два этажа прорезаны 15 окнами, украшенными богатыми наличниками , восходящими к архитектуре нарышкинского стиля (в частности, к наличникам колокольни Новодевичьего монастыря , 1689-90 гг) . В центре фасада чердачное окно украшено крупным декоративным кокошником . Северная часть фасада, где располагается основной вход, фланкируется эркером с тройными окнами, переходящим в небольшую башню .

Вид с перекрёстка

В южной части со стороны перекрестка, над углом, соединяющим восточный и южный фасады, расположены два высоких шатра , завершенные крещатыми бочками . Как и башня, шатры украшены декоративными кокошниками, коваными шпилями и орнаментами .

Ниже шатров фасады на высоте второго этажа объединены полукруглым балконом с ажурной решёткой. Западная часть южного короткого фасада завершена эркером и башней , аналогичным башне и эркеру восточного фасада. Силуэт шатров и башен усложнён слуховыми окнами , прорезанными на каждой их грани.

Внутренний двор Дома Гордеева декорировали в той же стилистике, но менее богато.

Выполненный из теса дом был ярко окрашен. Покраска фасадов чередовала горизонтальные полосы яркого коричневого и желто-оранжевого цветов, а низкая вальмовая кровля носила насыщенно-зеленый цвет.

Все декоративные детали дома, например, орнаменты решёток и орнаменты резных наличников , выполнены в единой стилистике.

Как и большинство построек русского стиля , архитектура Дома Семена Гордеева не стремилась следовать внутренней конструктивно-композиционной логике древнерусского зодчества . Декоратор лишь стилизовал современное по функции и форме здание за счет произвольного использования древнерусских декоративных элементов (кокошников, бочек, наличников, башен и т. п.) .

В качестве аналогичных памятников можно указать , терем в Асташеве , дом купца Бугрова в Володарске, дом Смирнова в Нижнем Новгороде, а также другие деревянные памятники русского стиля.

Дом Семена Гордеева повлиял на развитие архитектуры русского стиля в Рыбинске. В 1910-м в Рыбинске построили дом купца А. Я. Рыбина (ул. Радищева, 10), который восходит к архитектуре дома Гордеева .

Современный облик

Современный облик Дома Гордеева — результат тотальной перестройки, которую выполнили за 4 года. Здание выстроили из силикатного кирпича. Все деревянные части дома создавали заново: крыша, башни, наличники, кружева и даже деревянный фасад дома, как его называют «рубашка». Их целый год создавали рыбинские резчики Юрий Первов и Геннадий Соколов.

Хотя перестройка и была точной, есть отличия:

  • декоративные элементы заменили, ряд деталей утерян: подзоры , оригинальные кованые решетки
  • дом находится в нескольких метрах от первоначального места, дальше от проезжей части
  • современный дом выше оригинального на метр, окна намного выше прежних
  • кровля прорезана большими стеклянными окнами для нужд мастерских художников
  • добавили чердак и подвал: на чердаке мастерские, в подвале кладовые
  • отсутствует угловой вход со стороны перекрестка, который когда-то вел в бакалейную лавку
  • планировка дома не совпадает с оригинальной

Примечания

  1. . Форум ЯрИРО (англ.) . из оригинала 7 октября 2018 . Дата обращения: 6 октября 2018 .
  2. Россия 24.Ярославль. (9 февраля 2018). Дата обращения: 6 октября 2018.
  3. Борисов, Николай Сергеевич. Рыбинск. Мышкин. Пошехонье : Архитектурно-художественные памятники XVII-XIX вв. / Н.С. Борисов, Л.М. Марасинова.. — 2001. — Москва, 2001. — С. 117. — 235 с. — ISBN 5-93615-020-8 .
  4. Емельянова, Мария Сергеевна. Архитектура города Рыбинска конца XVIII - начала XX веков : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.. — Ярославль, 2004. — С. 163. — 212 с.
  5. Борисов, Николай Сергеевич. Рыбинск. Мышкин. Пошехонье: Архитектурно -художественные памятники XVII-XIX вв. / Н.С. Борисов, Л.М. Марасинова.. — Москва, 2001. — С. 118. — 235 с. — ISBN 5-93615-020-8 .
  6. Стовичек, Мария Викторовна. Архитектурная среда русской провинции в эпоху модерна (Кострома, Рыбинск, Ярославль) : монография / М. В. Стовичек, М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского».. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008.. — С. 51. — 127 с. — ISBN 978-5-87555-3-450 -X.
  7. Стовичек, Мария Викторовна. Архитектурная среда русской провинции в эпоху модерна (Кострома, Рыбинск, Ярославль) : монография / М. В. Стовичек ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского".. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. — С. 52. — 127 с.
  8. Борисов, Николай Сергеевич. Рыбинск. Мышкин. Пошехонье : Архитектурно-художественные памятники XVII-XIX вв. / Н.С. Борисов, Л.М. Марасинова.. — Москва, 2001. — С. С. 118.. — 235 с. — ISBN 5-93615-020-8 .
  9. Емельянова, Мария Сергеевна. Архитектура города Рыбинска конца XVIII - начала XX веков: диссертация ... кандидата культурологии: 24.00.01.. — Ярославль, 2004. — С. 164. — 212 с.
  10. Борисов, Николай Сергеевич. Рыбинск. Мышкин. Пошехонье : Архитектурно-художественные памятники XVII-XIX вв. / Н.С. Борисов, Л.М. Марасинова.. — Москва, 2001. — С. 113. — 235 с. — ISBN 5-93615-020-8 .

Литература

  • Борисов, Николай Сергеевич. Рыбинск. Мышкин. Пошехонье : Архитектурно -художественные памятники XVII—XIX вв. / Н. С. Борисов, Л. М. Марасинова . — Москва, 2001. — 235 с. — ISBN 5-93615-020-8 .
  • Емельянова, Мария Сергеевна. Архитектура города Рыбинска конца XVIII — начала XX веков : диссертация … кандидата культурологии : 24.00.01.. — Ярославль, 2004. — 212 с.
  • Стовичек, Мария Викторовна. Архитектурная среда русской провинции в эпоху модерна (Кострома, Рыбинск, Ярославль) : монография / М. В. Стовичек ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского» — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. — 127 с. — ISBN 978-5-87555-450-X .

Ссылки

Источник —

Same as Дом С. Г. Гордеева