Interested Article - Церковь Воскресения (Нерехта)
- 2020-04-27
- 1
Храм Воскресения Христова ( Варваринская церковь ) — православный храм в городе Нерехте Костромской области , построенный в 1770—1787 годах в стиле позднего барокко по проекту архитектора Степана Воротилова .
История храма
Двухэтажная церковь Воскресения была построена в 1770—1787 годах по проекту местного архитектора Степана Андреевича Воротилова взамен обветшавшей деревянной церкви . Проект церкви Воскресения стал первой самостоятельной работой Воротилова за пределами родного посада Большие Соли. Строительство церкви растянулось на 17 лет из-за недостатка средств. Верхний летний храм был освящен в честь Воскресения Христова , а нижний зимний — в честь великомученицы Варвары (в связи с чем церковь нередко называют Варваринской) .
В конце XVIII в. к церкви с северной стороны было пристроено крыльцо с ведущей на второй этаж трехмаршевой лестницей, позже разобранное при перестройках в середине XIX в. В 1795 г. был расписан верхний храм. В середине XIX в. производится ремонт, в ходе которого было разобрано северное крыльцо, а на его месте сделана двухэтажная пристройка. В это же время обновляются росписи церкви, а в верхнем храме устанавливается резной золоченый иконостас . В конце XIX в. церковь обносится металлической оградой с воротами .
В советское время были снесены глава церкви и два верхних яруса колокольни, уничтожена ограда. Сама церковь была приспособлена под жилье, чему сопутствовало сооружение в ней деревянных перекрытий и многочисленных перегородок .
Архитектура
Церковь Воскресения является первым в Нерехте образцом барочного храма. Она построена кораблем и представляет из себя восьмерик на четверике . Фасады церкви прорезаны многочисленными окнами с одинаковыми рамочными наличниками с ушами и сережками и лучковым сандриком в завершении. Под подоконниками окон второго этажа расположены филенки . Оба этажа храма в своем завершении имеют многообломный карниз. По вертикали фасады членятся поэтажными пилястрами : сдвоенными по углам четверика, в простенках окон притвора, апсиды и восьмерика и одинарными между окнами четверика.
Купол восьмерика прорезан расположенными на каждой грани овальными люкарнами , часть из которых ложные. Они завершаются дуговыми кровельками. Расположенный на куполе восьмигранный барабан украшен декоративной чешуйчатой главкой. На основных гранях барабан декорирован ложными арочными окошками с барочными наличниками, а на диагональных — сдвоенными пилястрами, поддерживающими профилированный карниз.
Наиболее выразительной частью церкви является колокольня с характерным для Воротилова колоколообразным завершением. Верхний ярус притвора, служащий основанием колокольни, с трех сторон украшен треугольными фронтонами . Два яруса звонов завершаются изящными профилированными карнизами, изгибающимися над арками звона, которые обрамлены сдвоенными пилястрами. В верхнем ярусе звонов срезаны углы и на их место помещены одинарные пилястры. Колоколообразный купол прорезан четырьмя овальными люкарнами с миниатюрными замками и лучковыми бровками.
Церковь Воскресения — первая церковью, полностью построенная по проекту Воротилова — стала первым барочным храмом Нерехты. Предшествовавшие каменные церкви Нерехты, строительство которых началось в конце XVII в., были ориентированы на допетровскую традицию культового зодчества. Однако новаторский для Нерехты проект Воротилова был создан эпоху заката барочного стиля и постепенного перехода к классицизму . Этот переход отразится в более поздних постройках архитектора, ярче всего — в церкви Преображения в Нерехте. Неизменной характерной чертой стиля Воротилова будет оставаться колоколообразное завершение колокольни, отступления от которого будут крайне редки.
Интерьер
Из-за того, что в советское время внутреннее пространство церкви было приспособлено под жилые помещения, оригинальные интерьеры плохо сохранились. В том числе был утрачен резной золоченый иконостас, выполненный в середине XIX века костромскими мастерами Андреем Денисовым и Петром Михайловым. Вместо него в ходе реставрации 1990-х годов был установлен двухъярусный иконостас с аттиком , перевезенный из Троицкой церкви села Красного-Сумароковых . Он выполнен во второй половине XIX века в стиле позднего классицизма с элементами эклектики. В верхнем храме частично сохранились росписи середины XIX века, поновленная в конце XIX века с частичной заменой сюжетных композиций.
Современное состояние
В 1987—1995 годах была произведена реставрация церкви Воскресения по проекту архитектора С. В. Демидова: возведены два верхних яруса колокольни и главка над восьмериком, восстановлена церковная ограда . В 1990—1995 годах силами Московской областной реставрационной мастерской и Костромской реставрационной мастерской были отреставрированы росписи в верхнем храме и установлен новый иконостас взамен утерянного.
Литература
Демидов С. В. Архитектор С. А. Воротилов // Костромская земля. — Кострома, 1995. — Вып.3. — С. 4-12.
Демидов С. В., Кудряшов Е. В. Нерехта / Фотосъёмка С. В. Демидова, В. Н. Корнюшина, В. А. Савельева. — М. : Отчий дом, 1996. — 144 с. — (Малые города России).
Памятники архитектуры Костромской области / под ред. И. Ю. Кондратьева, Е. Г. Щеболева. — Вып. 11. Нерехта. Нерехтский район. — Кострома : Костромаиздат, 2009. — 311 с.
Примечания
- Демидов С. В. Архитектор С. А. Воротилов. Кострома, 1995. С. 7.
- Демидов Е. В., Кудряшов С. В. Нерехта. М., 1996. С. 44.
- ↑ Памятники архитектуры Костромской области / под ред. И. Ю. Кондратьева, Е. Г. Щеболева. Вып. 11. Нерехта. Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 44.
- Демидов С. В., Кудряшов Е. В. Нерехта. М., 1996. С. 50.
- 2020-04-27
- 1