Interested Article - Расизм в Китае

Расизм в Китае — проявление расизма жителями или властями Китая по отношению к представителям других рас или этнических групп . Расизм в Китае берёт свои корни из китайской истории , национализма , китаизации и других факторов. Расизм в современном Китае был задокументирован во многих ситуациях. Этническая напряжённость, вызванная им, привела к таким инцидентам в стране, как , продолжающееся интернирование и государственное преследование уйгуров и других этнических меньшинств , 2010 года, в 2020 году, и дискриминация африканцев и лиц африканского происхождения со стороны некоторых китайцев.

Демографический фон

Китай — в значительной степени однородное общество; более 90 % его населения исторически составляли ханьцы . Некоторые этнические группы страны отличаются от внешним видом, культурой и менталитетом, чему, в том числе, способствовал относительно низкий уровень смешанных браков . Другие подверглись китаизации и стали похожи на ханьцев. Всё больше представителей этнических меньшинств свободно владеет мандаринским диалектом китайского языка . Дети иногда получают статус этнического меньшинства при рождении, если один из их родителей принадлежит к этническому меньшинству, даже если их предки преимущественно ханьцы. В некоторых городах существуют очаги иммигрантов и резидентов-иностранцев.

История

Резня Цзе

Некоторые этнические конфликты носили насильственный характер. Во время Жань Вэя против Поздней Чжао 350 года китайский лидер Жань Минь убил некитайца У Ху в отместку за жестокое обращение с китайским населением; особенно пострадали сюннусцы . В период между 350 и 352 годами, во время войны Вэй-Цзе, генерал Жань Минь приказал полностью истребить сюннусцев, которых легко можно было узнать по высоким носам и пышным бородам, что привело к большому количеству убитых . По некоторым данным, более 200 000 из них были убиты .

Династия Тан

Во время резни в Янчжоу (760) войска под командованием Тянь Шэнгуна вырезали арабских и персидских купцов . Армия мятежника Хуан Чао убила около 120 000 торговцев- мусульман , евреев , христиан и парсов во время , когда он захватил префектуру Гуан .

Династия Юань

Эпоха пяти династий и десяти царств .

Несмотря на формальное высокое положение мусульман, монголы-юань дискриминировали их: ограничивали халяльный убой и другие исламские обычаи, такие как обрезание кошерное забивание для евреев). Чингисхан называл мусульман «рабами» . В XIV веке мусульманские генералы в конце концов присоединились к ханьцам в их восстании против монголов . У основателя династии Мин Чжу Юаньчжана были мусульманские генералы (включая Лань Юя ), которые помогли ему победить монголов. В том же XIV веке мусульмане из касты сэму приняли участие в против династии Юань, которое было подавлено, а многие мусульмане убиты солдатами военачальника монголов-юань

Династия Цин

Восстание уйгуров-мусульман Учтурфана в 1765 году против маньчжур произошло после того, как несколько уйгурок были изнасилованы сыном и слугами маньчжурского чиновника Су-чэна . Говорили, что мусульмане Учтурфана давно «хотели спать на шкурах [Су-чэна и его сына] и есть их плоть» из-за из-за притеснений с их стороны . В ответ маньчжурский император приказал уничтожить город уйгурских повстанцев, уйгуры-мужчины были убиты, а их детей и женщин обратили в рабство . Маньчжурские солдаты и чиновники своим поведением, в том числе, изнасилованиями уйгурских женщин, вызвали массовую ненависть и гнев уйгурских мусульман к маньчжурскому правлению. Восстанию Джахангир-ходжи предшествовал другой инцидент, когда маньчжурский чиновник Бинцзин изнасиловал мусульманку в Кокане . Власти империи Цин стремились скрывать факты изнасилования уйгурских женщин маньчжурами, чтобы не провоцировать население .

Восстание Ду Вэньсю , продолжавшееся 17 лет, спровоцировал маньчжурский чиновник Циншэн, устроив в Куньмине массовую бойню ханьцев и хуэй, жертвами которой стали более 2000 человек, а затем организовав кровавую расправу над мусульманами .

Конфликты между мусульманскими сектами и этническими группами, тибетцами и ханьцами наблюдались в конце XIX века недалеко от Цинхая . Согласно восьмому тому « » , восстания китайцев-мусульман ( хуэй ) были вызваны расовым антагонизмом и классовой борьбой .

Широко распространённое насилие против маньчжуров со стороны ханьских повстанцев наблюдалось во время Синьхайской революции , особенно в Сиане (где было убито 20 000 жителей маньчжурского квартала) и Ухане (где было убито 10 000 маньчжур) .

Китайцы-мусульмане разделились в своей поддержке Синьхайской революции 1911 года. Мусульмане-хуэй из Шэньси поддержали ханьских революционеров, приняв участие в резне маньчжурского населения Сианя , а мусульмане-хуэй из Ганьсу во главе с генералом встали на сторону властей империи Цин.

Китайская Республика (XX век)

Этнические проблемы вновь проявились в конце правления династии Цин, в начале XX века , о чём свидетельствуют слова уйгурского лидера Сабита Дамуллы Абдулбаки о ханьцах и дунганах ( хуэй ) :

Дунгане враги нашего народа больше, чем ханьцы. Сегодня наш народ уже свободен от гнета ханьцев, но всё ещё продолжает находиться под порабощением дунган […] Желтые ханьцы не имеют ни малейшего отношения к Восточному Туркестану . Чёрные дунганы также не имеют этой связи. Восточный Туркестан принадлежит народу Восточного Туркестана […] Отныне нам не нужно употреблять язык иноземцев, их имена, их обычаи, привычки, взгляды, письменность и так далее. Мы также должны […] гнать чужеземцев из наших пределов навсегда. Жёлтый и чёрный цвета — грязные. Они слишком долго загрязняли нашу землю. Так что теперь совершенно необходимо очистить эту грязь. Срази жёлтых и чёрных варваров! Да здравствует Восточный Туркестан!

В американской телеграмме сообщалось, что уйгурские группы в некоторых частях Синьцзяна требовали изгнания русских и ханьцев из Синьцзяна во время Илийского восстания . Сообщалось, что уйгуры провозглашали: «Мы освободились от жёлтых людей, теперь мы должны уничтожить белых». Согласно телеграмме, «часты серьёзные нападения туземцев на представителей других рас. Белые русские в страхе перед восстанием» .

Современный Китай

Расистские инциденты продолжают происходить в современном Китае, вызывая споры, поскольку китайские правительственные источники отрицают или преуменьшают их существование. Учёные отмечают, что власти Китайской Народной Республики через подконтрольные им СМИ расизм как явление в значительной степени присущее западному обществу , что привело к непризнанию расизма в их собственном обществе . Конституция Китайской Народной Республики гласит, что дискриминация и угнетение любой этнической группы запрещены . Напротив, Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации сообщил в августе 2018 года, что в китайском законодательстве отсутствует надлежащее определение « расовой дискриминации » и отсутствует закон о борьбе с расовой дискриминацией, соответствующий .

Несмотря на риторику о равенстве между официально признанными в Китае 56 этническими группами , в ноябре 2012 года новоизбранный Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин обнародовал свою модель « китайской мечты », которая была раскритикована учёными и СМИ как ханьско-ориентированная .

В мае 2012 года в Пекине началось 100-дневная кампания против нелегальных иностранцев, вызванная, в том числе, тем что жители Пекина опасались иностранных граждан из-за недавних преступлений . Ведущий Центрального телевидения Китая Ян Жуй неоднозначно заявил, что из столицы следует вычистить «иностранный мусор» . В опросе Gallup International 2016 года примерно 30 % респондентов из Китая и 53 % респондентов из Гонконга согласились с тем, что одни расы превосходят другие .

Антияпонские настроения

Антияпонские настроения в первую очередь базируются на памяти о войне Японии против Китая 1937—1945 годов и военных преступлений Японии , совершенных во время этой войны. Ревизионизм учебников истории в Японии и отрицание (или обеление) японскими ультраправыми таких событий, как Нанкинская резня , продолжают разжигать антияпонские настроения в Китае. Утверждается, что антияпонские настроения также частично являются результатом политических манипуляций со стороны Коммунистической партии Китая (КПК) , однако в апреле 2005 года посол Китая в Японии Ван И заявил, что китайское правительство не потворствует таким настроениям .

Антиманьчжурские настроения

Маньчжуры были сильно китаизированы за время империи Цин и особенно в период Китайской Республики , но часто всё ещё подвергаются нападкам со стороны многих ханьских китайцев из-за исторических проблем маньчжурского владычества в Китае, таких как политика принуждения к сбриванию волос и к , расизм династии Цин, медленная модернизация, а также унижение Китая со стороны держав Запада и Японии.

Антимусульманские настроения

Недавние исследования утверждают, что исторические конфликты между ханьцами и мусульманами, такие как Дунганское восстание в Шэньси и Ганьсу , использовались некоторыми ханьскими националистами для узаконивания и разжигания антимусульманских настроений в современном Китае . Ученые и исследователи также утверждали, что западная исламофобия и « война с террором » способствовали распространению антимусульманских настроений в Китае . Недавние исследования показали, что китайские СМИ освещают мусульман и ислам в целом негативно, изображая мусульмане опасными и склонными к терроризму или как получателей непропорциональной помощи от правительства . Исследования также показали, что китайское киберпространство содержит много антимусульманской риторики и что китайцы-немусульмане в значительной мере негативно относятся к мусульманам и исламу . Сообщалось о дискриминации мусульман и китаизации мечетей. .

Ближневосточная молодёжь в Китае, опрошенная в 2018 году, в целом не сталкивалась с дискриминацией. Однако гражданин Йемена сказал, что некоторые китайцы негативно отнеслись к нему, когда узнали, что он мусульманин, но с этим ему удалось справиться со временем, особенно после того, как он подружился с китайцами .

Геноцид уйгуров

С 2014 года Коммунистическая партия Китая проводит политику, в результате которой более миллиона мусульман (большинство из них уйгуры ) без какого-либо судебного разбирательства содержатся в секретных лагерях для так называемого «перевоспитания» . Критики этой политики охарактеризовали её как китаизацию Синьцзяна и назвали этноцидом или культурным геноцидом . Многие активисты, НПО , эксперты по правам человека, официальные лица и правительство США называют это геноцидом . До 2018 года правительство КНР не признавало существование лагерей перевоспитания и называло их «центрами профессионального образования и обучения» . В 2019 году это название было изменено на «центры профессионального обучения». С 2018 по 2019 год размеры лагерей увеличились втрое, несмотря на заявления китайского правительства об освобождении большинства заключённых . Посол Китая в США Цуй Тянькай заявил, что обвинения в геноциде, выдвинутые президентом США Джо Байденом и госсекретарем Энтони Блинкеном , «не соответствуют действительности» .

Имеются многочисленные сообщения о принудительных абортах , контрацепции и стерилизации . NPR сообщает, что 37-летняя беременная женщина из Синьцзяна рассказала, что пыталась отказаться от китайского гражданства, чтобы жить в Казахстане , но от неё потребовали вернуться в Китай, чтобы завершить процесс отказа от гражданства. Она утверждает, что после возвращения у неё и двух её детей изъяли паспорта, а саму женщину принудили сделать аборт, угрожая отправить её брата в лагерь перевоспитания . Уйгурка Зумрат Двут, утверждала, что её насильно стерилизовали путем перевязки маточных труб во время пребывания в лагере, прежде чем муж смог вызволить её с помощью пакистанских дипломатов . Региональное правительство Синьцзяна отрицает, что женщина была подвергнута принудительной стерилизации . Associated Press сообщает, что в Синьцзяне существует «широко распространённая и систематическая» практика принуждения уйгурских женщин к приему противозачаточных препаратов , и многие женщины заявили, что их заставляли вставлять . Heritage Foundation сообщил, что чиновники заставляли уйгурских женщин принимать неизвестные лекарства и пить какую-то белую жидкость, от чего они теряли сознание, а иногда у них и вовсе прекращалась менструация .

Тахир Хамут, уйгур-мусульманин, был в в начальной школе, когда ещё был ребёнком, а позже, будучи взрослым, работал в лагере перевоспитания , выполняя такие работы, как сбор хлопка, разгребание гравия и изготовление кирпичей. «Каждый принуждается к любым видам каторжных работ или наказанию», — рассказывал он. «Тот, кто не может выполнять свои обязанности, будет избит» .

Начиная с 2018 года более миллиона китайских государственных служащих были насильственно подселены в дома уйгурских семей, чтобы отслеживать и оценивать сопротивление ассимиляции , а также следить за неодобряемыми религиозными или культурными обычаями . Эти государственные служащие были обучены называть себя «родственниками», и китайские государственные СМИ описывали их как ключевую часть укрепления «этнического единства» .

В марте 2020 года стало известно, что правительство Китая принуждает уйгуров работать в трудовых лагерях . Согласно отчёту, опубликованному тогда Австралийским институтом стратегической политики (ASPI), не менее 80 000 уйгуров были насильственно вывезены из Синьцзяна и использованы для принудительного труда как минимум на двадцати семи предприятиях .

Геноцид тибетцев

Этнические ханьцы неоднократно проявляли . С момента своего создания Коммунистическая партия Китая (КПК), правящая КНР (включая Тибет ) с момента создания, распространяла исторические документы, изображающие тибетскую культуру как варварскую, чтобы оправдать контроль Пекина над территорией Тибета . Эта позиция широко поддерживается ханьскими националистами . Таким образом, многие китайцы негативно относятся к Тибету и тибетцам, что можно интерпретировать как расизм. Традиционная точка зрения заключается в том, что Тибет исторически был феодальным обществом со всеми присущими ему недостатками, в том числе, , и положение дел изменилось к лучшему благодаря китайскому влиянию в регионе.

Китайские источники на английском языке заявляют о быстром прогрессе и процветании свободных и счастливых тибетцев, которые были достигнуты благодаря реформам, проведёнными Китаем. Тибетцы, с другой стороны, пишут о китайском геноциде в Тибете, сравнивая китайцев с нацистами . Учёный Уоррен Смит, после пяти месяцев, проведённых в Тибете в 1982 году, в своей книге изображает китайцев как шовинистов, считающих себя выше тибетцев, и утверждает, что китайцы использовали пытки, принуждение и голод, чтобы контролировать население Тибета .

Имеются свидетельства нарушений прав человека , в том числе расстрел на Нангпа-Ла в 2006 году. В Human Rights Watch World Report 2008: Events in China 2007 говорится о массовых и многочисленных случаях репрессий против простых граждан, монахов, монахинь и даже детей в попытке подавить предполагаемый «сепаратизм» . В этом отчёте примечательно, что большинство случаев нарушения прав тибетцев зафиксировано не в Тибетском автономном районе, а в тибетских районах других провинций Китая, таких как Ганьсу , Сычуань , Юньнань и Цинхай .

Тибетско-мусульманское насилие

Большинство мусульман Тибета — хуэй , хотя имеются и тибетцы-мусульмане (тибетоязычное мусульманское меньшинство каче). Вражда между тибетцами и мусульманами во многом проистекает из правления военными правителя Ма Буфана в Цинхае (восстание голоков (1917—1949) и китайско-тибетская война ). В 1936 году, после того как генерал-губернатор Синьцзяна Шэн Шицай изгнал 20 000 казахов в Цинхай, войска хуэй во главе с Ма Буфаном почти полностью вырезали их . Более 7000 казахов бежали из северного Синьцзяна в Тибетское нагорье (через Ганьсу), что вызвало беспорядки. Ма Буфан отправил казахов на пастбища в Цинхае, но хуэй, тибетцы и казахи в этом регионе продолжали враждовать .

В 1949 году коммунисты положили конец насилию между тибетцами и мусульманами. Однако в XXI веке вновь вспыхнули беспорядки между мусульманами и тибетцами. В первой половине 2000-х годов были зафиксированы десятки столкновений между тибетцами и мусульманами в провинциях Сычуань, Ганьсу и Цинхай, а также в Тибетском автономном районе. В 2006 году в столице Тибета произошли крупные беспорядки, спровоцированные тем, что мусульман в своих ресторанах якобы готовят человечину. Нападениям подверглись главная мечеть Лхасы, а также магазины и рестораны в мусульманском квартале, многие из которых были разрушены. После этого часть тибетских хуэй уехали, многие мусульмане перестали носить традиционные головные уборы и стали тайно молиться . У китайскоязычных хуэй также есть проблемы с тибетскими мусульманами . В 2008 году в Тибете вспыхнули массовые антикитайские протесты , жертвой которых, в том числе, стали и хуэй, многие из них подверглись нападениям, а главная мечеть в Лхасе была сожжена .

Тибетские изгнанники и иностранные ученые упускают из виду межконфессиональное насилие между тибетскими буддистами и мусульманами . Большинство тибетцев положительно относились к войнам в Афганистане и Ираке после терактов 11 сентября , а антимусульманские настроения привели к бойкоту предприятий, принадлежащих мусульманам . Некоторые тибетские буддисты считают, что мусульмане кремируют своих имамов и используют пепел для обращения тибетцев в ислам, заставляя тибетцев вдыхать его, хотя они сами часто выступают против организации мусульманских кладбищ . Нередко тибетцы нападают на хуэй, чтобы показать антиправительственные настроения и из-за враждебного фона со времен правления Ма Буфана; также они возмущены предполагаемым экономическим господством хуэй .

Геноцид монголов

КПК обвиняют в китаизации монгольского меньшинства путём постепенной замены монгольского языка китайским . Критики называют это культурным геноцидом.

В 2020 году во Внутренней Монголии прошли , вызванные реформой учебной программы этнических школ. Реформа, состоящая из двух частей, заменяет монгольский язык в качестве средства обучения китайским языком по трём предметам и заменяет три региональных учебника, напечатанных монгольским шрифтом , общенациональными учебниками на китайском языке под редакцией Министерства образования . В более широком плане противодействие изменению учебной программы было вызвано упадком регионального языкового образования в Китае .

20 сентября 2020 года до 5000 этнических монголов были арестованы во Внутренней Монголии за протест против политики, запрещающей их кочевой скотоводческий образ жизни . Директор Южно-монгольского информационного центра по правам человека (SMHRIC) Энгебату Тогочог назвал это «культурным геноцидом» со стороны КПК. Две трети из 6 миллионов этнических монголов ведут кочевой образ жизни, практикуемый на протяжении тысячелетий .

В октябре 2020 года правительство Китая обратилось к Историческому музею Нанта во Франции с просьбой не использовать слова « Чингисхан » и « Монголия » в выставочном проекте, посвящённом истории Чингисхана и Монгольской империи , организованной в партнёрстве с Музеем Внутренней Монголии в Хух-Хото (Китай). В ответ французы отказались от проведения выставки, а директор музея Бертран Гийе охарактеризовал обращение китайских властей как «Тенденциозные элементы переписывания, направленные на полное устранение монгольской истории и культуры в пользу нового национального нарратива» .

Геноцид других этнических меньшинств

Дискриминация африканцев и лиц африканского происхождения

Сообщения о случаях дискриминации африканцев в Китае появились в иностранных СМИ с 1970-х годов . Китайское правительство постоянно оказывает помощь дружественным африканским странам, включая получение образования для африканских студентов. Ученый Барри Саутман считает, что напряжённость между африканскими и китайскими студентами обострилась с 1970-х годов из-за отсутствия взаимодействия между двумя группами, расистских замечаний, сделанных китайскими СМИ, а также увеличения числа расистских нападок и оскорблений со стороны китайских студентов . Обнародованными случаями дискриминации африканцев стали антиафриканские протесты в Нанкине в 1988 году и студенческие протесты в Пекине в 1989 году в ответ на то, что африканец встречается с китаянкой . Действия полиции против африканцев в Гуанчжоу также были признаны дискриминационными . В 2009 году сообщения китайских СМИ о том, что в Китае может проживать около 200 000 нелегальных африканских иммигрантов, спровоцировали расистские атаки в Интернете против африканцев и афрокитайцев . В 2017 году музей в Ухане был осуждён за сравнение африканцев с дикими животными . В 2018 году новогодний гала-концерт CCTV вызвал споры из-за выступлений актёров с « чёрным лицом » и изображения африканцев как покорных сторонников Китая . Во время новогоднего гала-концерта CCTV в 2021 году китайские актёры снова использовали блэкфейс; министр иностранных дел Китая отрицал, что выступление было расистским .

Сообщения о расизме в Китае в отношении африканцев и чернокожих иностранцев африканского происхождения увеличились во время пандемии COVID-19 в материковом Китае . Чёрные иностранцы не из Африки также сталкиваются с расизмом и дискриминацией в Китае . В ответ на критику дискриминации африканцев в Китае, связанную с COVID-19, китайские власти создали горячую линию для иностранных граждан и опубликовали меры, препятствующие предприятиям и арендодателям в Гуанчжоу отказывать людям по признаку расы или национальности . Представитель МИД Чжао Лицзянь заявил о политике «нулевой толерантности» к дискриминации . CNN заявила, что это утверждение игнорирует многолетнюю историю расизма и дискриминации африканцев в Китае, которая предшествовала пандемии COVID-19 .

По данным BBC News в 2020 году, многие люди в Китае выразили солидарность с движением Black Lives Matter . Сообщается, что протесты после убийства Джорджа Флойда вызвали в Китае разговоры о расовых проблемах, которые иначе не произошли бы в стране , включая отношение к собственным меньшинствам Во время карантина в Шанхае в 2022 году вирусные видеоролики местного производства, на которых африканцы выкрикивают по сценарию положительные пожелания китайской аудитории, подверглись критике как стереотипные и даже бесчеловечные .

С 2008 года сообщалось, что многие африканцы столкнулись с расизмом в Гонконге , например, подвергались унизительным обыскам полиции на улице, их избегали в общественном транспорте и блокировали вход в бары и клубы .

Дискриминация выходцев из Южной Азии

Поступали сообщения о широко распространённой в Гонконге дискриминации южноазиатских меньшинств в вопросах жилья, занятости, коммунальных услуг и проверок со стороны полиции . Опрос 2001 года показал, что 82 % респондентов из числа представителей этнических меньшинств заявили, что подвергались дискриминации в магазинах, рынках и ресторанах Гонконга . Опрос 2020 года показал, что более 90 % респондентов из числа этнических меньшинств сталкивались с той или иной формой жилищной дискриминации . Иностранцы-домработники, в основном выходцы из Южной Азии, подвергались риску принудительного труда , некачественного жилья, словесного, физического или сексуального насилия со стороны работодателей . Опрос, проведённый Центром правосудия Гонконга в 2016 году, показал, что 17 % домработников-мигрантов были вовлечены в принудительный труд, а 94,6 % имели признаки эксплуатации .

Сообщается, что филиппинские женщины в Гонконге часто воспринимаются как неразборчивые в связях, неуважительные и не умеющие себя контролировать . Сообщения о расистских оскорблениях со стороны гонконгских болельщиков на футбольном матче 2013 года с филиппинской командой стали известны после того, как негативный имидж Филиппин усилился после захвата автобуса с туристами из Гонконга в Маниле в 2010 году . В 2014 году реклама страховки, а также школьный учебник вызвали споры из-за предполагаемых расовых стереотипов в отношении филиппинских горничных .

Некоторые пакистанцы в 2013 году сообщили о банках, запрещающих им открывать счета, потому что они приехали из «террористической страны», а также о том, что местные жители рядом с ними закрывают рот, думая, что они пахнут, находят бороду уродливой или стереотипно представляют их как мошеннически требующих социальных пособий . Опрос пакистанских и непальских строителей в Гонконге, проведённый в 2014 году, показал, что дискриминация и преследование со стороны местных коллег приводили к предполагаемому психическому стрессу, физическому ухудшению здоровья и снижению производительности .

Южноазиатские меньшинства в Гонконге столкнулись с усилением ксенофобии во время пандемии COVID-19, в частности, СМИ обвиняли их в распространении вируса .

Отношение к белым людям

Los Angeles Times и Vice Media писали, что в Китае предпочитают учиться английскому языку у белых . В 2014 году в статье бывшего учителя английского языка из Нинбо на сайте Media Diversified утверждалось, что индустрия преподавания английского языка во многом несёт ответственность за «рисование образа „хорошего английского [языка]“ как области, зарезервированной для белых людей», и подчеркивалась необходимость в более разнообразном персонале .

Международная реакция

Хотя многие за пределами Китая знают о нарушении прав человека в отношении уйгуров и тибетцев, мало кто хорошо осведомлен о бедственном положении монголов. К примеру, петиция Save Education in Inner Mongolia на сайте Change.org за два года набрала менее 38 000 подписей . В 2020 году президент США Дональд Трамп подписал принятые Конгрессом законы Uyghur Human Rights Policy Act и Tibetan Policy and Support Act . Группа активистов-эмигрантов из Внутренней Монголии, базирующаяся в Японии , написала открытое письмо к Конгрессу США с просьбой сделать то же самое для монголов .

Большая часть мира осудила геноцид уйгуров Китаем . В январе 2021 года госсекретарь США Майк Помпео назвал политику Китай в отношении уйгуров преступлениями против человечности и геноцидом, что сделало США первой страной, применившей эти термины к действиям китайского правительства . Президент США Джо Байден использовал термин геноцид для обозначения злоупотреблений Китая во время предвыборной кампании, а госсекретарь Энтони Блинкен подтвердил заявление своего предшественника Помпео .

Япония близкий союзник США , но обычно опасается злить Китай, своего крупнейшего торгового партнёра . Так, в марте 2021 года Япония не присоединилась к США и нескольким другим странам и не стала вводить санкции в отношении Китая из-за его репрессий в против уйгуров . Однако в апреле 2021 года министр иностранных дел Японии Тосимицу Мотэги во время полуторачасового телефонного разговора с министром иностранных дел Китая Ван И призвал своего китайского коллегу принять меры для улучшения положения с правами уйгуров . Южная Корея , дипломатически зажатая между своим близким союзником, которым являются США, и экономическим торговым партнёром, которым является Китай, хранит молчание в отношении Синьцзяна .

Примечания

  1. (англ.) . CIA . Дата обращения: 24 апреля 2007. 13 февраля 2021 года.
  2. Mark Edward Lewis. . — Harvard University Press , 2009. — P. . — «ran min non chinese.». — ISBN 978-0-674-02605-6 .
  3. Maenchen-Helfen, Otto J. . — University of California Press , 1973. — P. . — ISBN 0520015967 .
  4. Zürcher, Erik. // (англ.) . — Brill Archive , 1959. — P. 111. — 320 p. — (Sinica Leidensia. Vol. 11). 19 ноября 2020 года.
  5. Wan, Lei. The earliest Muslim communities in China (англ.) . — Riyadh: King Faisal Center for research and Islamic Studies, 2017. — Vol. 8. — P. 11. — (Qiraat). — ISBN 978-603-8206-39-3 . 27 февраля 2021 года.
  6. Qi, Dongfang. // (англ.) / Ed. Krahl Regina, John Guy, J. Keith Wilson, Julian Raby. — Washington, D.C. : Arthur M. Sackler Gallery, Smithsonian Institution , 2010. — P. 221–227. — ISBN 978-1-58834-305-5 . 4 мая 2021 года.
  7. . — 2nd. — Cambridge University Press, 1996. — P. 292. — ISBN 978-0-521-49781-7 .
  8. Michael Dillon. : [ англ. ] . — Richmond : Curzon Press, 1999. — P. 24. — ISBN 0-7007-1026-4 .
  9. Johan Elverskog. : [ англ. ] . — University of Pennsylvania Press, 2010. — P. 229, 230. — ISBN 0-8122-4237-8 .
  10. Millward, James A. (англ.) . — Stanford University Press , 1998. — ISBN 0804797927 . 18 января 2020 года.
  11. Newby, L. J. (англ.) . — illustrated. — BRILL , 2005. — ISBN 9004145508 . 27 декабря 2019 года.
  12. Wang, Ke. (англ.) // Journal of Intercultural Studies. — , 2017. — Vol. 48 . — P. 204 . 1 июня 2019 года.
  13. Millward, James A. (англ.) . — illustrated. — Columbia University Press , 2007. — ISBN 978-0231139243 . 21 марта 2017 года.
  14. Millward, James A. (англ.) . — illustrated. — Columbia University Press , 2007. — ISBN 978-0231139243 . 8 мая 2021 года.
  15. Millward, James A. . — Stanford University Press , 1998. — P. 206–207. — ISBN 0804797927 .
  16. Atwill, David G. (англ.) . — illustrated. — Stanford University Press , 2005. — ISBN 0804751595 . 24 декабря 2019 года.
  17. (англ.) / Ed. James K. Wellman, Jr.. — Rowman & Littlefield Publishers , 2007. — ISBN 978-0742571341 . 28 декабря 2019 года.
  18. , p. .
  19. James Hastings, John Alexander Selbie, Louis Herbert Gray. (англ.) . — T. & T. Clark, 1916. — Vol. 8. — ISBN 9780567065094 . 8 мая 2021 года.
  20. Rhoads, Edward J. M. (англ.) . — University of Washington Press, 2000. — ISBN 9780295980409 . 8 мая 2021 года.
  21. Rhoads, Edward J. M. (англ.) . — University of Washington Press, 2017. — ISBN 978-0-295-99748-3 . 8 мая 2021 года.
  22. Sir Edmund Backhouse, John Otway, Percy Bland. (англ.) . — reprint. — Houghton Mifflin, 1914. — P. .
  23. (англ.) // The Atlantic . — Atlantic Monthly Company , 1913. — Vol. 112 . — P. 779 . 13 августа 2023 года.
  24. Zhang, Xinjiang Fengbao Qishinian [Xinjiang in Tumult for Seventy Years] , 3393-4.
  25. The Islamic Republic of Eastern Turkestan and the Formation of Modern Uyghur Identity in Xinjiang , by JOY R. LEE 2 октября 2012 года.
  26. Arthur R. Ringwalt, John Carter Vinsent. (англ.) . UW-Madison Libraries (6 января 1947). Дата обращения: 15 сентября 2022. 3 марта 2016 года.
  27. Peck, Andrew. // (англ.) / Ed. Ruixi Ai. — Lulu.com, 2012. — P. 29–38. — ISBN 978-1-105-76890-3 . 24 августа 2020 года.
  28. Sautman, Barry. (англ.) // The China Quarterly : academic journal . — CUP for the SOAS , UoL , 1994. — Vol. 138 , iss. 138 . — P. 413–437 . — ISSN . — doi : . — JSTOR .
  29. (англ.) . The Economist (22 февраля 2018). Дата обращения: 8 июня 2019. 8 июня 2019 года.
  30. Dikötter, Frank. // (англ.) . — University of Hawaii Press, 1997. — P. 23. — 217 p. — ISBN 978-0-8248-1919-4 . 17 апреля 2021 года.
  31. . II. Adherence to Equality and Unity (англ.) . Permanent Mission of the PRC to the UNOG . Дата обращения: 16 сентября 2022. Архивировано из 13 января 2021 года.
  32. (англ.) . OHCHR.org (13 августа 2018). Дата обращения: 9 июня 2019. 8 июня 2019 года.
  33. Jemimah Steinfeld, 25 May 2012, 28 мая 2012 года. , CNN International
  34. 15 May 2012, 21 ноября 2017 года. , China Real Time Report, Wall Street Journal
  35. (англ.) . Gallup International (декабрь 2016). Дата обращения: 15 сентября 2022. Архивировано из 19 апреля 2022 года.
  36. (англ.) . Bloomberg (1 июня 2017). Дата обращения: 8 мая 2022. 2 мая 2022 года.
  37. Shirk, Susan. (англ.) . Carnegie Council for Ethics in International Affairs (5 апреля 2007). Дата обращения: 29 июля 2007. Архивировано из 7 июля 2007 года.
  38. (англ.) . BBC News (10 апреля 2005). Дата обращения: 28 мая 2007. 12 мая 2006 года.
  39. Qian, Jingyuan. (англ.) // Ethnopolitics. — University of Wisconsin-Madison , 2019. — 6 June. 25 июня 2021 года.
  40. Theaker, Hannah. (англ.) . University of Nottingham Asia Research Institute (2 августа 2019). Дата обращения: 23 мая 2021. 23 мая 2021 года.
  41. Hammond, Kelly Anne. (англ.) . The Conversation (24 мая 2019). Дата обращения: 23 мая 2021. 17 мая 2021 года.
  42. Tazamal, Mobashra. (англ.) . Aljazeera . Дата обращения: 23 мая 2021. 23 мая 2021 года.
  43. Brophy, David. (англ.) . Made in China Journal (9 июля 2019). Дата обращения: 23 мая 2021. 20 апреля 2021 года.
  44. Rose Luqiu, Fan Yang. (англ.) . Washington Post . Дата обращения: 19 октября 2019. 26 февраля 2019 года.
  45. Luwei Rose Luqiu, Fan Yang. (англ.) // . — 2018. — 28 March ( vol. 28 , iss. 6 ). — P. 598–619 . — ISSN . — doi : . 25 июня 2021 года.
  46. Luwei Rose Luqiu, Fan Yang. (англ.) // Chinese Journal of Communication. — 2019. — 9 December ( vol. 13 , iss. 3 ). — P. 258–274 . — ISSN . — doi : . 25 июня 2021 года.
  47. Miao, Ying. (англ.) // Journal of Contemporary China. — , Tandfonline , 2020. — 2 September (vol. 29). — P. 748–762. — ISSN . — doi : . 9 июня 2021 года.
  48. (англ.) . The Independent (10 апреля 2017). Дата обращения: 9 июня 2021. 24 марта 2021 года.
  49. Myers, Steven Lee. (англ.) . The New York Times (21 сентября 2019). Дата обращения: 9 июня 2021. 24 сентября 2019 года.
  50. (англ.) . NPR.org . Дата обращения: 9 июня 2021. 8 октября 2019 года.
  51. (англ.) . NPR.org . Дата обращения: 9 июня 2021. 21 ноября 2020 года.
  52. Roie Yellinek. (англ.) . (10 апреля 2018). Дата обращения: 16 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  53. Ирина Александрова. . ru.Euronews (25 ноября 2019). Дата обращения: 17 сентября 2022. 11 мая 2022 года.
  54. Stroup, David R. (англ.) . The Washington Post (19 ноября 2019). Дата обращения: 24 ноября 2019. 20 ноября 2019 года.
  55. Withnall, Adam. (англ.) . The Independent (5 июля 2019). Дата обращения: 17 сентября 2022. 22 апреля 2020 года.
  56. (англ.) . Human Rights Watch (10 июля 2019). Дата обращения: 17 сентября 2022. 17 декабря 2019 года.
  57. Philp, Catherine. (англ.) . The Times (17 декабря 2019). Дата обращения: 17 сентября 2022. 25 апреля 2020 года.
  58. Zand, Bernhard. (англ.) . Der Spiegel (28 ноября 2019). Дата обращения: 17 сентября 2022. 21 января 2020 года.
  59. Shepherd, Christian. (англ.) . Financial Times (12 сентября 2019). Дата обращения: 17 сентября 2022. 14 апреля 2020 года.
  60. Finnegan, Ciara. The Uyghur Minority in China: A Case Study of Cultural Genocide, Minority Rights and the Insufficiency of the International Legal Framework in Preventing State-Imposed Extinction (англ.) // Laws. — 2020. — Vol. 9 . — P. 1 . — doi : .
  61. Fallon, Joseph E. (англ.) // Fourth World Journal. — Olympia, WA : Center for World Indigenous Studies, 2019. — Summer ( vol. 18 , iss. 1 ). — P. 76—88 . — ISSN . 1 февраля 2020 года.
  62. Carbert, Michelle. (англ.) . The Globe and Mail (20 июля 2020). Дата обращения: 20 октября 2020. 1 ноября 2020 года.
  63. Steger, Isabella. (англ.) . Quartz (20 августа 2020). Дата обращения: 17 сентября 2022. 23 октября 2020 года.
  64. (англ.) . Senate Foreign Relations Committee (27 октября 2020). Дата обращения: 18 декабря 2020. 26 декабря 2020 года.
  65. (англ.) . U.S. Senator Marsha Blackburn of Tennessee . US Senate (3 декабря 2020). Дата обращения: 18 декабря 2020. 13 января 2021 года.
  66. Alecci, Scilla. (англ.) . International Consortium of Investigative Journalists (14 октября 2020). Дата обращения: 18 декабря 2020. 5 декабря 2020 года.
  67. (англ.) . House of Commons of Canada (21 октября 2020). Дата обращения: 18 декабря 2020. 24 октября 2020 года.
  68. Pompeo, Mike. (англ.) . The Wall Street Journal (19 января 2021). Дата обращения: 19 января 2021. 19 января 2021 года.
  69. Gordon, Michael R. (англ.) . The Wall Street Journal (19 января 2021). Дата обращения: 19 января 2021. 14 февраля 2021 года.
  70. Maizland, Lindsay. (англ.) . Council on Foreign Relations . Архивировано из 1 марта 2021 года.
  71. Cheng, June. (англ.) . World News Group (30 октября 2018). Дата обращения: 21 октября 2020. 22 октября 2020 года.
  72. (англ.) . People's Daily Online (18 февраля 2021). Дата обращения: 17 сентября 2022. 8 февраля 2021 года.
  73. (англ.) . NPR.org (23 ноября 2018). Дата обращения: 8 декабря 2019. 3 декабря 2019 года.
  74. Ivan Watson, Rebecca Wright and Ben Westcott. (англ.) . CNN (21 сентября 2020). Дата обращения: 17 сентября 2022. 27 сентября 2020 года.
  75. (англ.) . The Washington Post (17 ноября 2019). Дата обращения: 17 сентября 2022. 5 декабря 2019 года.
  76. (англ.) . Associated Press (28 июня 2020). Дата обращения: 18 декабря 2020. 16 декабря 2020 года.
  77. (англ.) . BBC News (29 июня 2020). Дата обращения: 7 июля 2020. 29 июня 2020 года.
  78. (англ.) . The Independent (6 октября 2019). Дата обращения: 9 декабря 2019. 8 декабря 2019 года.
  79. Olivia Enos, Yujin Kim. (англ.) . Heritage Foundation (29 августа 2019). Дата обращения: 2 декабря 2019. 2 декабря 2019 года.
  80. Umar Farooq. (англ.) . Anadolu Agency . Дата обращения: 9 декабря 2019. 9 декабря 2019 года.
  81. Byler, Darren. (англ.) . CNN (9 ноября 2018). Дата обращения: 17 сентября 2022. 17 января 2021 года.
  82. Ben Westcott, Yong Xiong. (англ.) . CNN (22 июля 2019). Дата обращения: 2 декабря 2019. 19 декабря 2019 года.
  83. GQ . (англ.) . MCmag (1 марта 2021). Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  84. Vicky Xiuzhong Xu, Danielle Cave, James Leiboid, Kelsey Munro, Nathan Ruser. (англ.) . ASPI (февраль 2020). Дата обращения: 20 января 2021. 24 августа 2020 года.
  85. (англ.) . Business & Human Rights Resource Centre . Дата обращения: 21 января 2021. 25 января 2021 года.
  86. , pp. 11–12.
  87. , pp. 23–24.
  88. (англ.) . Human Rights Watch (2008). Дата обращения: 18 сентября 2022. 28 августа 2008 года.
  89. American Academy of Political and Social Science. . — American Academy of Political and Social Science, 1951. — P. 152. — «A group of Kazakhs, originally numbering over 20000 people when expelled from Sinkiang by Sheng Shih-ts'ai in 1936, was reduced, after repeated massacres by their Chinese coreligionists under Ma Pu-fang, to a scattered 135 people.».
  90. , , p. 112.
  91. Demick, Barbara. (англ.) . Los Angeles Times (23 июня 2008). Дата обращения: 18 сентября 2022. Архивировано из 22 июня 2010 года.
  92. Mayaram, Shail. . — Taylor Francis US, 2009. — P. 75. — ISBN 978-0-415-99194-0 . от 15 апреля 2023 на Wayback Machine
  93. (англ.) . CNN (28 марта 2008). Дата обращения: 18 сентября 2022. Архивировано из 4 апреля 2008 года.
  94. , pp. 1–2.
  95. , p. 17.
  96. , p. 19.
  97. A.A. (англ.) . The Economist (11 ноября 2012). Дата обращения: 15 января 2014. 23 февраля 2014 года.
  98. Qin, Amy. (англ.) . The New York Times (31 августа 2020). Дата обращения: 2 сентября 2020. 16 декабря 2020 года.
  99. . en:Policy Interpretation: the Implementation of Nationally-unified Textbook Series on "Language and Literature" in Ethnic schools across Inner Mongolia starting from First and Seventh Grade (кит.) . Government of Wuda District (31 августа 2020). 4 сентября 2020 года.
  100. . en:How "Five things unchanged" is implemented? Inner Mongolia's Department of Education Authoritative Response (кит.) . . Дата обращения: 5 сентября 2020. 12 сентября 2020 года.
  101. AP . (англ.) . The Japan Times (3 сентября 2020). Дата обращения: 18 декабря 2020. Архивировано из 4 сентября 2020 года.
  102. HKT. (англ.) . Apple Daily (20 сентября 2020). Дата обращения: 21 сентября 2020. 20 сентября 2020 года.
  103. Beauvallet, Ève. (англ.) . Archyde.com (12 октября 2020). Дата обращения: 12 октября 2020. 13 октября 2020 года.
  104. Sullivan, Michael J. (англ.) // The China Quarterly. — CUP for the SOAS UoL , 1994. — June ( vol. 138 , iss. 138 ). — P. 438–457 . — ISSN . — doi : . 24 августа 2020 года.
  105. Kristof, Nicholas D. (англ.) . The New York Times (5 января 1989). Дата обращения: 29 сентября 2020. 9 июня 2019 года.
  106. Huang, Guangzhi. Policing Blacks in Guangzhou: How Public Security Constructs Africans as Sanfei (англ.) // Modern China. — SAGE Publications , 2019. — 1 March ( vol. 45 , iss. 2 ). — P. 171–200 . — ISSN . — doi : .
  107. Marsh, Jenni. (англ.) . CNN (26 сентября 2016). Дата обращения: 14 июля 2019. 14 июля 2019 года.
  108. Chiu, Joanna. (англ.) . Quartz (30 марта 2017). Дата обращения: 10 апреля 2020. 10 апреля 2020 года.
  109. Marsh, Jenni. (англ.) . CNN (25 мая 2020). Дата обращения: 2020-0822. 12 ноября 2020 года.
  110. Cheng, Yinghong. (англ.) // The China Quarterly. — CUP for the SOAS UoL , 2011. — September ( vol. 207 ). — P. 561–579 . — ISSN . — doi : .
  111. Russell Goldman, Adam Wu. (англ.) . The New York Times (13 октября 2017). Дата обращения: 5 сентября 2021. 15 августа 2021 года.
  112. (англ.) . The Guardian (14 октября 2017). Дата обращения: 24 июля 2021. 24 июля 2021 года.
  113. (англ.) . BBC News (16 февраля 2018). Дата обращения: 24 июля 2021. 18 июля 2021 года.
  114. (англ.) . Reuters (12 февраля 2021). Дата обращения: 5 сентября 2021. 5 сентября 2021 года.
  115. Alice Chambers, Guy Davies. (англ.) . ABC News (29 апреля 2020). Дата обращения: 22 августа 2020. 28 июля 2020 года.
  116. Kanthor, Rebecca. (англ.) . Public Radio International (12 июня 2020). Дата обращения: 22 августа 2020. 13 августа 2020 года.
  117. Hellen Shikanda, Brian Okinda. (англ.) . Daily Nation (10 апреля 2020). Дата обращения: 10 апреля 2020. 10 апреля 2020 года.
  118. (англ.) . BBC News . Дата обращения: 10 апреля 2020. 10 апреля 2020 года.
  119. AFP . (англ.) . Hong Kong Free Press (12 апреля 2020). Дата обращения: 19 сентября 2022. 13 апреля 2020 года.
  120. (англ.) . Human Rights Watch (8 ноября 2020). Дата обращения: 8 ноября 2020. 10 ноября 2020 года.
  121. (англ.) . The New York Times (2 июня 2020). Дата обращения: 8 ноября 2020. 9 ноября 2020 года.
  122. (англ.) . CBS News . Дата обращения: 8 ноября 2020. 4 ноября 2020 года.
  123. Alice Chambers, Guy Davies. (англ.) . ABC News . Дата обращения: 22 августа 2020. 28 июля 2020 года.
  124. Kanthor, Rebecca. (англ.) . Public Radio International . Дата обращения: 22 августа 2020. 13 августа 2020 года.
  125. Asiedu, Kwasi Gyamfi. (англ.) . (5 мая 2020). Дата обращения: 19 ноября 2020. 27 ноября 2020 года.
  126. (англ.) . The Hindu author= AFP (4 мая 2020). Дата обращения: 19 ноября 2020. 23 июня 2020 года.
  127. (англ.) . BBC News (10 сентября 2020). Дата обращения: 19 ноября 2020. 27 ноября 2020 года.
  128. (англ.) . BBC News (28 июня 2020). Дата обращения: 19 ноября 2020. 2 декабря 2020 года.
  129. (англ.) . Deutsche Welle (14 июля 2020). Дата обращения: 19 ноября 2020. 27 ноября 2020 года.
  130. Velinov, Asen. (англ.) . The Diplomat (6 мая 2022). 7 мая 2022 года.
  131. Tharoor, Ishaan. (англ.) . Time Magazine (14 июля 2008). Дата обращения: 19 ноября 2020. 27 ноября 2020 года.
  132. (англ.) . South China Morning Post (2 августа 2020). Дата обращения: 19 ноября 2020. 19 ноября 2020 года.
  133. Yeung, Jessie. (англ.) . CNN (21 августа 2020). Дата обращения: 19 ноября 2020. 27 ноября 2020 года.
  134. (англ.) (doc). City University of Hong Kong (2001). Дата обращения: 18 декабря 2020. 29 марта 2017 года.
  135. (англ.) . South China Morning Post (5 октября 2020). Дата обращения: 19 ноября 2020. 27 ноября 2020 года.
  136. Rutherford, Kylan. Forced Labor in Hong Kong (англ.) // Marriott Student Review. — Brigham Young University , 2019. — 19 January ( vol. 2 , iss. 3 ).
  137. Hampshire, Angharad. (англ.) . The Guardian (14 марта 2016). Дата обращения: 19 ноября 2020. 12 ноября 2020 года.
  138. (англ.) . 16 Days Campaign (16 января 2019). Дата обращения: 19 ноября 2020. 30 ноября 2020 года.
  139. Ho, Kelly. (англ.) . Hong Kong Free Press (6 апреля 2020). Дата обращения: 19 ноября 2020. 17 ноября 2020 года.
  140. Chan, Kelvin. (англ.) . Associated Press (июнь 2013). Дата обращения: 19 ноября 2020. 8 мая 2021 года.
  141. AFP . (англ.) . (18 июня 2014). Дата обращения: 19 ноября 2020. 25 января 2021 года.
  142. Sara Ashencaen Crabtree, Hung Wong. 'Ah Cha'! The Racial Discrimination of Pakistani Minority Communities in Hong Kong: An Analysis of Multiple, Intersecting Oppressions (англ.) // The British Journal of Social Work : academic journal . — by OUP , 2013. — 1 July ( vol. 43 , iss. 5 ). — P. 945–963 . — ISSN . — doi : .
  143. (англ.) . Deloitte (2014). Дата обращения: 19 ноября 2020. 27 ноября 2020 года.
  144. Factors Affecting the Equality and Diversity of Ethnic Minority Women in the UK Construction Industry: An Empirical Study // International Conference on Sustainable Futures. — The Open University , 2017. — С. 3 .
  145. Lau, Jessie. (англ.) . The Diplomat (22 января 2022). 6 мая 2022 года.
  146. (англ.) . Los Angeles Times (29 октября 2007). Дата обращения: 11 ноября 2020. 11 ноября 2020 года.
  147. (англ.) . Vice Media (7 января 2014). Дата обращения: 8 ноября 2020. 11 ноября 2020 года.
  148. (англ.) . Media Diversified (16 июля 2014). Дата обращения: 8 ноября 2020. 31 октября 2020 года.
  149. (англ.) . Change.org . Дата обращения: 20 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  150. Graceffo, Antonio. (англ.) . The Diplomat (4 сентября 2020). Дата обращения: 16 мая 2021. 4 сентября 2020 года.
  151. Lipes, Joshua. (англ.) . Radio Free Asia (17 июня 2020). Дата обращения: 17 июня 2020. 18 июня 2020 года.
  152. (англ.) . The Tribune (Chandigarh) (28 декабря 2020). Дата обращения: 28 декабря 2020. 1 января 2021 года.
  153. (англ.) . Asahi Shimbun . Дата обращения: 17 мая 2021. 17 мая 2021 года.
  154. Jennifer Hansler, Zamira Rahim and Ben Westcott. (англ.) . CNN (19 января 2021). Дата обращения: 17 мая 2021. 16 мая 2021 года.
  155. William T. Tow, Satu Limaye. (англ.) // Asian Politics & Policy : academic journal . — Wiley-Blackwell , 2016. — January ( vol. 8 , iss. 1 ). — P. 7–26 . — doi : . 25 июня 2021 года.
  156. Motoko Rich, Makiko Inoue. (англ.) . The New York Times (25 июля 2020). Дата обращения: 17 мая 2021. 17 мая 2021 года.
  157. Gale, Alastair. (англ.) . The Wall Street Journal (5 апреля 2021). Дата обращения: 17 мая 2021. 16 мая 2021 года.
  158. Caksu, Ali. Islamophobia, Chinese Style: Total Internment of Uyghur Muslims by the People's Republic of China (англ.) // Journal of Islamophobia Studies. — Pluto Journals, 2020. — Vol. 5 , iss. 2 . — doi : .

Литература

  • Fischer, Andrew Martin. (англ.) // CSRC Working Paper Series. — Crisis States Research Centre, 2005. — No. Working Paper no.68 .
  • Forbes, Andrew D. W. Warlords and Muslims in Chinese Central Asia: a political history of Republican Sinkiang 1911–1949 (англ.) . — Cambridge, UK : Cambridge University Press , 1986. — ISBN 978-0-521-25514-1 .
  • Lin, Hsaio-ting. (англ.) . — UBC Press, 2011. — P. 304. — ISBN 978-0-7748-5988-2 .
  • Nietupski, Paul Kocot. Labrang: a Tibetan Buddhist monastery at the crossroads of four civilizations (англ.) . — Snow Lion Publications, 1999. — ISBN 1-55939-090-5 .
  • Starr, S. Frederick. Xinjiang: China's Muslim borderland (англ.) . — 2004. — ISBN 0-7656-1318-2 .
  • (англ.) // Communication, Culture and Critique. — 2015. — 1 December ( vol. 8 , iss. 4 ). — P. 540–556 . — doi : . — Published 9 May 2015
  • John Powers, Lutz Holzinger. (англ.) . — Oxford University Press , 2004. — 207 p. — ISBN 9780195174267 .
Источник —

Same as Расизм в Китае