Программа подготовки презентаций
- 1 year ago
- 0
- 0
Пуапьян ( 博餅/跋餅 , хокло poa̍h-piáⁿ , севернокит. bóbǐng ) — традиционная игра в кости у народа хокло , распространённая в Фуцзяни ( Китай ) и на Тайване , в особенности в городе Сямынь (Амой). Обычно играется во время Праздника середины осени .
Слово пуапьян на хокло буквально означает «игра на лунные пряники ». Также её называют «Игра на пряник учёного» ( 博狀元餅 po̍ah-chiōng-gôan-piáⁿ ; «Учёный» 狀元 chiōng-gôan — первое место в игре) или «Игра на середину осени» ( 博中秋 Poa̍h-tiong-chhiu ) .
По легенде, игру изобрёл Коксинъя , антиманчжурский полководец и национальный герой хокло . Утверждается, что игра распространилась среди его солдат, расположенных в Амое и готовившихся к осаде голландского форта Зеландия на Тайване. По более обоснованной версии, пуапьян происходит от более поздней игры в «Жребий учёного» ( 狀元籌 ). Ранние упоминания об игре в пуапьян в районе Сямыня относятся в основном к концу маньчжурской династии (конец XIX — начало XX века) .
На Тайване в годы военного положения (1949—1987 годы) азартные игры были строго запрещены, из-за чего игра была постепенно забыта. В последние десятилетия она стала возрождаться в некоторых местах — например, на острове Куэмой ( Цзиньмынь ) возле Сямыня пуапьян проводится как аттракцион для туристов .
Для игры используются шесть игральных костей и глубокая пиала. Каждый игрок бросает кости и выигрывает приз в зависимости от выпавшей комбинации. Если хотя бы одна кость падает мимо пиалы, бросок считается недействительным. Традиционно призами служат 63 лунных пряника: 32 маленьких, 16 более крупных, и так далее до единственного самого большого. Названия для призовых мест взяты из рангов старого императорского экзамена .
Если нескольким игрокам выпали комбинации для первого места, смотрят на их старшинство. Лучшие комбинации называют «Учёный с золотым цветком» ( 狀元插金花 chiōng-gôan chhah kim-hoa ) — в разных версиях игры ими считают шесть одинаковых граней (особенно ), либо комбинацию из четырёх и двух . В канонических версиях игры комбинация лак пок 六卜 , то есть шесть любых одинаковых граней, кроме , даёт игроку право выбрать любой приз вслепую, а получивший комбинацию лак хон 六紅 (шесть , иногда также шесть ) забирает все призы (включая уже разыгранные). Ныне эти правила используются всё реже и реже, чтобы дать всем игрокам получить призы .
место | название | призов | комбинация | ||
---|---|---|---|---|---|
1-е | 狀元 chiōng-gôan | 1 |
六紅
la̍k-hông
滿堂紅 móa-tn̂g-hông |
шесть четвёрок | |
六卜 la̍k-pok |
|
шесть одинаковых | |||
五紅
gǒ͘-hông
五王 gǒ͘-ông |
пять четвёрок | ||||
五子 gǒ͘-chí |
|
пять одинаковых | |||
四紅 sì-hông | четыре четвёрки | ||||
2-е | 榜眼 póng-gán | 2 | 對堂 tùi-tn̂g | все грани по одной | |
3-е | 探花 thàm-hoa | 4 | 三紅 sam-hông | три четвёрки | |
4-е | 進士 chìn-sǐ | 8 | 四進 sì-chìn |
|
четыре одинаковых |
5-е | 舉人 kú-jîn | 16 | 二舉 jī-kú | две четвёрки | |
6-е | 秀才 siù-châi | 32 | 一秀 it-siù | одна четвёрка |