Interested Article - Есаул

Есау́л ( асау́л, осау́л, асаву́л, осаву́л (укр.) , от тюрк . ясау́л ) — должность и чин в казачьих войсках .

Изначально — наименование помощника военачальника, его заместителя . Впоследствии — обер-офицерский чин в казачьих войсках (см. Казачьи чины ). В XIX веке есаул командовал казачьей сотней ( ротой или эскадроном ) и потому сопоставлялся с чином ротмистра или капитана .

Казачий есаул во главе дозора. 1890-е годы .

Происхождение слова

Существуют разные версии происхождения слова есау́л (асау́л, осау́л, асаву́л, осаву́л).

По одной из них, слову приписывается тюркское или даже монгольское происхождение, которое, возможно, связано с названиями « яса » ( грамота , закон в Монгольской империи) и « ясак » (сбор дани согласно закону). Этим титулом иногда в летописях называется сын Чингизхана Чагатай (Джагатай) : «еке ясаул» — то есть «второй ясаул».

Также среди племён Северного Кавказа издревле было известно слово «атаулы» — так называли глав родов, происходящих от общего предка (сынов своего отца, атаулылар).

Сторонники второй, ираноязычной версии этимологии слова ( Оранский И. М. , Гамкрелидзе Т. В. , Иванов В. В., Грантовский Э. А. , Раевский Д. С.) утверждают, что слово «есаул» изначально имеет раннеиранское происхождение и пришло в тюркский язык в форме «асаул». На древнеиранском языке « аса » означает «свободный», а « ул » — ребёнок, сын. Соответственно, в переводе с древнеиранского — «сын свободного» или «сын вольного» [ нет в источнике (обс.) ] .

Трудами многих учёных установлено, что в ареале употребления термина, на юго-востоке Европы (северное Причерноморье, побережье Каспийского моря, верховья Дона и Северного Донца ) во II−I вв. до н. э. жили ираноязычные племена асов ( алан ) . Длительное общение асов (степных алан) с хазарами (носителями тюркских языков), а также последующее включение в систему Хазарского каганата крымских и салтовских алан , привело к взаимовлиянию культур и языков, что обусловило проникновение ираноязычного слова «асаул», «ясаул» в тюркский язык. Этому способствовало и то, что «многие восточнославянские племена в VIII−IX вв. находились под властью хазар и платили им дань» .

В древнерусский язык это слово вошло в этом же звучании (асаул) , но позднее в украинском языке приобрело формы: ассаул, асавул, осавул; в русском языке: есаул, эсаул, ясаул.

Последовательность военного звания
младшее звание:
Подъесаул


Есаул
старшее звание:
Войсковой старшина

Должность в казачьих войсках

В Войске Запорожском

Должность есаула для казаков впервые введена в 1578 (1576 ) году в Реестровом Войске Запорожском королём Речи Посполитой Стефаном Баторием . Позднее эта должность перекочевала в Донское и другие казачьи войска России .

Есаулы были :

  • генеральные;
  • войсковые;
  • полковые ;
  • сотенные;
  • станичные;
  • походные;
  • артиллерийские.

Генеральный есаул был помощником казачьего гетмана . В мирное время в его обязанности входила инспекция казачьих полков, а во время войны под его командованием находилось несколько полков. При отсутствии гетмана генеральный есаул командовал всем войском. У старшего генерального есаула хранилась гетманская булава — знак гетманской власти. Должность просуществовала до 1764 года — до ликвидации гетманства .

Войсковой есаул (с XVI в.) был помощником при кошевом атамане . По иерархии Запорожского Коша он причислялся к кошевой старши́не и был четвёртым лицом по старшинству. На деле, войсковой есаул был настоящей «правой рукой» в Запорожском Коше .

Полковой есаул был помощником командира полка — казачьего полковника . В казачьем полку, по обыкновению, было два полковых есаула.

В Российской империи

В Российской империи в 1775 г. по высочайшему повелению, сделанному по представлению князя Потёмкина , полковых есаулов было указано считать «прилично офицерскому званию» и признавать обер-офицерами.

В 1798 году чин есаула был приравнен к чину ротмистра в кавалерии .

После 1884 года, когда в армии был упразднён чин майора , чин есаула был приравнен к чину капитана и стал соответствовать современному званию майора. Начиная с этого времени — это обер-офицерский чин в казачьих войсках IX класса (в 1798—1884) / VIII класса (в 1884—1917) в соответствии с Табелью о рангах . В период с 1884 по 1917 год есаул носил капитанские погоны — с одним просветом без звёздочек.

См. также

Комментарии

  1. Аорсы («белые аланы»), роксоланы («светлые аланы»), алано-аорсы (по терминологии Птолемея , II в.) и алано- сарматы ( Маркиан , V в.). Начиная с IX−X вв. самоназвание «асы» всё чаще появляется в письменных источниках (см. Minn E. N. Alani. — Encyclopedia Britannica, t. 1. — London, 1911. — С. 469. ), обычно рядом с аланами, как эквивалентные понятия ( Караулов Н. А. Сведения арабских географов IX и X вв. по Р. хр. о Кавказе, Армении и итало-русских свзей в XV в. — Ленинград, 1971. — С. 51. ).
  2. Салтовские аланы в VIII в. проживали в верховьях Дона и Северного Донца (ныне — Харьковская область ).

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. (недоступная ссылка)
  3. . Дата обращения: 28 июля 2014. Архивировано из 9 мая 2016 года.
  4. . Дата обращения: 28 июля 2014. 28 июля 2014 года.
  5. [ . Дата обращения: 28 июля 2014. Архивировано из 29 февраля 2020 года. Казачьи чины: вчера и сегодня // Сайт Церкви Успения Богородицы (klin-demianovo.ru), усадьба Демьяново, г. Клин (Дата обращения: 24 июня 2015) ]
  6. «Иллюстрированная история верховой езды». Париж. 1893 год.
  7. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы, II.. — Тбилиси, 1984. — С. 755.
  8. {{subst:АИв|комм=комментарий|обс=ссылка на обсуждение}} Грантовский Э. А., Раевский Д. С. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху. — Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. — М. : «Наука», 1984. — С. 58.
  9. Оранский И. М. Введение в иранскую филологию. — М. : «Наука», 1988. — С. 72.
  10. Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М. : «Менеджер», 2003. — С. 154, 156.
  11. Страбон . География / Перев., статья и коммент. Г. А. Стратановского. — Л. : «Наука», 1964. — С. 116, 269, 280.
  12. Смирнов К. Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов.. — М. , 1964. — С. 286.
  13. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X−XI вв. — М. : Издательство восточной литературы, 1963. — С. 221.
  14. Афанасьев Г. Е. Население лесостепей зоны бассейна Среднего Дона в VIII−Х вв. (аланский вариант салтово-маяцкой культуры) // «Археологические открытия на новостройках». — М. : «Наука», 1987. — Вып. 2 .
  15. Гатье Ю. В. Ясы-аланы в ранней русской истории // « Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии ». — Симферополь, 1927. — Т. 1 . — С. 26 .
  16. Мокляк В. О. Джерела з iсторiï Полтавського полку. Середина XVII−XVIII ст. / Упорядковання, подготовка до друку, вступна стаття В. О. Мокляка. — Полтава: АСМ, 2007. (укр.) — Т. 1. Компути та ревізiï Полтавського полку. Компут 1949 р. Компут 1718р. — С. 153, 159, 163.
  17. Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных имен.. — СПб. , 1903.
  18. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  19. Короленко П. П. от 8 июля 2011 на Wayback Machine от 8 июля 2011 на Wayback Machine Кошевые атаманы Черноморского казачьего войска XVIII столетия // Вестник Казачьих войск — СПб. , 2 Ноября 1901.
  20. Павел I . // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. — СПб. : Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии , 1830. — Т. XXV, 1798—1799, № 18673 . — С. 387 . 23 февраля 2018 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Есаул