Interested Article - Протовилланова

Находки в некрополе Бисмантова (RE)
Клад бронзовых топоров
Виллановские находки

Культура Протовилланова ( итал. cultura protovillanoviana ) — археологическая культура (термин предложил в 1937 году Дж. Патрони), распространившаяся в северной и частично центральной Италии в период с 1175 по 960 год до н. э. , в позднем бронзовом веке .

Как можно судить по названию, Протовилланова является предком культуры Вилланова , а также ряда других родственных культур.

Происхождение

Протовиллановская культура возникла в результате смешения некоторых черт предшествующей апеннинской культуры среднего бронзового века и влияний, происходящих из северо-восточного сектора Альп .

Распространение

Апеннинский полуостров в местах распространения протовиллановской культуры представлял собой до определённой степени культурное (но не политическое) единство, от севера полуострова и до восточной Сицилии . Поселения и гробницы протовиллановского типа широко распространены по всему полуострову, в частности, в северо-центральной части: это, например, Фраттесина ( , Венеция ), Бисмантова ( ) и Рипа-Кальбана ( , Эмилия-Романья ), горный массив Тольфа ( , Лаций ), Дженга ( и Анкона ( Марке ). Важными памятниками на юге являются Ортуккьо ( , Абруццо ), Тиммари ( , Матера , Базиликата ), Торре-Кастеллучча ( ) и Каноза-ди-Пулья ( Пулья ), Тропея ( Калабрия ) и Милаццо ( Сицилия ).

Материальная культура

Характерными для материальной культуры Протовиллановы были керамика с канавками, украшенная геометрическими узорами, и металлургические изделия — бронзовые «шпильки».

Погребальный обряд

Культура Протовилланова имела много общих черт с культурой полей погребальных урн Центральной Европы (точнее, с её региональными группами дунайской долины, см. среднедунайская культура полей погребальных урн ), в особенности в том, что касалось погребальных обрядов.

Умерших кремировали , а их прах помещали в керамические биконические урны , украшенные, как правило, геометрическими узорами. Декоративные мотивы на керамике наносились на глину перед обжигом. Только в южных регионах декорация также выполнялась в виде росписи, что демонстрировало более тесную стилистическую связь с греческим протогеометрическим стилем .

Культ

Вотивные предметы

Открытие нескольких кладов с бронзовыми предметами позволило предположить, что эти объекты были вотивными дарами богам или наборами для загробной жизни. Очень часто эти клады были закопаны близ рек или в целом в приводных территориях, что, возможно, свидетельствует о культе, связанном с божествами воды. Тем не менее, в некоторых случаях эти клады, возможно, были просто «складами» предметов с целью их накопления или переработки/переплавки.

Солнечная ладья

На поздней стадии бронзового века появляется символизм (центральноевропейская традиция) « солнечной ладьи », связанный с солярным и астральным культом.

Поселения

Протовиллановские поселения обычно воздвигались на возвышенностях, были хорошо защищены и нередко обнесены укреплениями. В некоторых поселениях жили небольшие общины (50-100 человек). В средне-тирренской Италии площадь поселения составляла обычно 40-50 тысяч м², а его население — 300—500 человек. Нередко встречались и более крупные поселения (500—1000 жителей), которые, вероятно, служили региональными центрами власти.

Социально-экономическая характеристика

Экономика в конце бронзового века основывалась обычно на земледелии , скотоводстве , выпасе скота и металлургическом производстве .

Торговля

В позднем бронзовом веке, когда существовала протовиллановская культура, на Итальянском полуострове активизировался торговый обмен с населением других цивилизаций, как по суше, так и по морю. Центрально-тирренская Италия, в свою очередь, была частью важного торгового цикла обмена с населением Эгеиды ( Микенская культура , Кипр ), южной Францией , Сардинией , Сицилией и др.

Социальное расслоение

Открытие крупных зданий и гробниц, которые, особенно в некоторых областях (например, горный массив Тольфагоры) были сильно дифференцированы по степени сложности своего оформления и по богатству найденных внутри материалов, показывает, что в этих общинах уже имела место определённая социальная стратификация . Предполагается, что специализированные ремесленники играли в общинах особую роль. Это явление социального расслоения было особенно ярко выражено в регионах Южной Этрурии и Лация .

Этническая принадлежность

Хотя нет никаких твёрдых доказательств, распространение культуры Протовилланова в Италии принято связывать с проникновением в Италию первых носителей италийских языков италиков . Мария Гимбутас поддерживала гипотезу, согласно которой «прото- италики », происходившие от северо-альпийской (южногерманской) группы культуры полей погребальных урн, проникли в центральную и северную Италию, а среднедунайская группа той же культуры ( венеты и иллирийцы ) обосновались в Венетии , Апулии и на Сицилии . Она отметила сходство между керамикой указанных двух географических групп культуры полей погребальных урн и керамикой Протовиллановской культуры . Позднее Дэвид Энтони , аргументируя в поддержку гипотезы итало-кельтского родства, связал приход италиков с протовиллановской культурой, которая, в свою очередь, произошла от регионального варианта культуры полей погребальных урн Паннонской равнины .

Согласно другим предположениям, Протовилланова связана не со всеми италиками, а лишь с предками носителей оскско-умбрских языков . По мнению К. Кристиансена, Протовиллановскую культуру скорее следует связывать с , существовавшей в восточной Австрии и южной Моравии .

Потомки

В более позднем железном веке происходит процесс регионализации : в центральной Италии появляются Виллановская цивилизация и культура Лация , в то время как в регионе Венето развивается Атестинская цивилизация . Наиболее очевидная связь между Протовилланово, Вилланово, культурой Лацио и цивилизацией Атестины - это ритуал сжигания мёртвых, который не подвергается особым церемониальным изменениям и будет практиковаться на протяжении веков как италийским населением, так и этрусками .

Примечания

  1. John M. Coles — The Bronze Age in Europe: An Introduction to the Prehistory of Europe C. 2000—700 Bc, pg.422
  2. Europa e Italia protostorica, p.1622
  3. M.Gimbutas — Bronze Age Cultures in Central and Eastern Europe p.339-345-346
  4. David W. Anthony — The Horse, The Wheel and Language pg.367
  5. Kristian Kristiansen-Europe Before History pg.388

Литература

  • Le grandi avventure dell’archeologia , VOL 5 : Europa e Italia protostorica — Curcio editore

Ссылки

Источник —

Same as Протовилланова