Шахматисты (картина Бордоне)
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Санта-Мария-делла-Визитационе ( итал. Chiesa di Santa Maria della Visitazione , вен. Santa Maria de ła Vixita — Церковь Встречи Святой Марии), Санта-Мария-дельи-Артиджанелли ( итал. Santa Maria degli Artigianelli — Святой Марии молодых ремесленников, кустарей), или Сан-Джироламо-деи-Джезуати ( итал. San Girolamo dei Gezuati — Святого Иеронима иезуатов) — католическая церковь в Венеции , в сестиере (районе) Дорсодуро . Находится на « Набережной переправы » на канале Джудекка рядом с церковью Джезуати . Первое религиозное сооружение в Венеции, построенное в стиле итальянского Возрождения .
«Иезуатами» ( вен. Gesuati ) в середине XIV века называли на старо-венецианском наречии членов малого ордена иезуитов «Во имя Иисуса» (Il Gesù), а также братство мирян, вдохновленных духовностью Святого Иеронима , преобразованное позднее в нищенствующий орден «Святого Иеронима иезуатов» (San Girolamo dei Gezuati), или «Общину нищенствующих последователей Иисуса» (Compagnia dei Poveri Gesuati).
Церковь была основана в 1494 году небольшой группой монахов-иезуитов из Тосканы , которые использовали мастеров « комачини » (magistri comacini), с острова Комачина на озере Комо ( Ломбардия ), которые славились своим умением и строительными традициями . Архитектором был назначен Франческо Манделло, также выходец из Ломбардии.
С роспуском ордена «Младших иезуитов» (Gesuati) в 1668 году все постройки в этом районе перешли к доминиканцам , которые вскоре после этого начали строительство нового храма. В 1493—1524 годах церковь значительно перестраивали, и она была освящена в память « Встречи Марии и Елизаветы » , что и дало ей современное название. Облицовка фасада была поручена Франческо Лурано да Кастильоне, который завершил её в 1524 году . Однако решив, что старая церковь слишком мала для ордена, монахи решили построить здание побольше. Они начали возводить новую церковь по соседству со старой . Строительство началось в 1725 году , и с тех пор название «Джезуати» закрепилось уже за ней.
В 1750 году , когда было закончено строительство нового большого храма Санта-Мария-дель-Розарио, или «Церковь Джезуати» , старую церковь превратили в библиотеку, открытую для публики. Шкафы библиотеки, спроектированные самим Джорджо Массари , в настоящее время хранятся в помещении Академии изящных искусств .
С подавлением религиозных орденов в Венеции указами Бонапарта в 1810 году многие монастыри были закрыты, в том числе и доминиканский . Библиотека была разграблена, и вскоре церковь пришла в запустение. Но в 1825 году она была снова открыта , а в 1884 году отреставрирована. Реставрации также проводились в 1947 — 1948 и 1994 — 1995 годах .
С момента упразднения церковь служила приютом для сирот и называлась «Chiesa degli Orfani» (Церковь осиротевших). После многих смен владельцев в 1923 году здание отошло в ведомство Луиджи Орионе и продолжало использоваться для церковных служб и воспитания сирот, называемых «Артиджанелли» (Молодых кустарей, учеников ремесленников). Капитальная реставрация здания стала возможной в 1994—1995 годах благодаря средствам, выделенным водным магистратом Венеции, регионом Венето и международными комитетами через I.R.E. (Института госпитализации и образования).
В 2008 году религиозная община «Сан-Луиджи Орионе» переехала на материк, и с тех пор здание больше не используется для религиозных целей. Оно находится в частной собственности и открыто для публики для проведения художественных выставок или концертов.
К зданию бывшей церкви примыкает небольшой монастырь «Джезуати» с галереей XV века, с которой открывается вид на перспективу канала Джудекка и близлежащую церковь Джезуати , или Санта Мария дель Розарио. Большой Доминиканский монастырь состоит из двух зданий с двумя галереями, окружающими внутренний двор: кьостро ( итал. chiostro — закрытый), одна из которых осталась незавершённой из-за смерти архитектора Джорджо Массари 20 декабря 1766 года. Два здания соединены со старым монастырём XVIII века.
Фасад в ренессансном стиле ранее приписывали архитекторам Мауро Кодуччи и Пьетро Ломбардо, однако проект церкви принадлежит Франческо Манделло и его сыну, а оформление фасада Франческо Лурано да Кастильоне, завершивего работу в 1524 году. Об этом сообщает мемориальная доска, помещенная внутри монастыря, примыкающего к церкви . Треугольный фронтон фасада венчают три статуи, изображающие Спасителя в центре и двух святых по сторонам. Симметрия фасада, большое круглое окно в центре, лучковый фронтон портала и пилястры (орнаментированные у портала) с капителями коринфского ордера соотносят архитектуру здания с ренессансными тенденциями в венецианской архитектуре, затронувшие город в относительно позднее время.
Справа от главного входа находятся «Уста льва» (Bocca di Leone), лев — символ Св. Марка, покровителя Венеции, — мраморная плита с рельефной маской и отверстием вроде почтового ящика, где в прошлом горожане могли оставлять анонимные жалобы и доносы, которые потом изучались Советом десяти .
Внутри церковь состоит из единственного центрального нефа , с росписями Франческо де Манделло, небольшого купола и хоров . Триумфальная арка на коринфских колоннах предваряет алтарный образ работы Падованино «Явление Пресвятой Троицы». Плафон нефа оформлен кессонами с росписями. Колонны у коринфского ордера у входа были перенесены из разрушенной старой капеллы .
Ранее интерьер церкви был настолько полон замечательными произведениями искусства, что историк и писатель Сансовино , сын скульптора и архитектора Якопо Сансовино , говорил, что «в нём нет пустого места». После 1750 года многие произведения были переданы в Галерею Венецианской Академии (алтарь Франческо Риццо) или в другие церкви, как в случае с «Распятием» Тинторетто , перенесённым в соседнюю церковь Джезуати (третий алтарь слева). Тем не менее, «церковь до сих пор хранит произведения изысканного мастерства», такие как «Явление Пресвятой Троицы» Падованино за главным алтарем, и «Распятие», приписываемое французскому живописцу, работавшему в Риме, Никколо Реньери (настоящее имя: Николя Ренье ) .
Другими примечательными произведениями в церкви являются две монохромные картины XVI века на алтарной стене работы неизвестного художника, на которых изображены два епископа; четыре отреставрированные фрески в тондо на «парусах» купола с поясными портретами четырёх евангелистов (начало XVI в.).
В бывшей ризница сакристии, за главным престолом, находится мраморная икона начала XVI в. ломбардской школы с изображением Бога-Отца, держащего умирающего на кресте Сына; раковина шестнадцатого века из красного веронского мрамора и два рельефа семнадцатого века с изображением «Аддолораты» (Богоматери Скорбящей) и Бичевания Христа.
Необычным произведением является плафон (потолок), состоящий из пятидесяти восьми кессонов (деревянных панелей в профилированных обрамлениях) квадратного формата (1,3 х 1,3 м) с портретами святых персонажей Ветхого и Нового Завета и центральным тондо (диаметром 2,50 м), изображающим встречу Девы Марии и Елизаветы . Росписи кессонов относятся к началу начало XVI века и являются работой художника умбрийской школы и его мастерской.
В октябре 2008 года церковь пополнилась двумя картинами на холсте: «Воскресение Христа» работы Маурицио Фаваретто (потомка известного художника Паоло Веронезе); Санта Мария Ассунта (Вознесение Девы Марии), работа художницы Рафаэлы Руббини; и «Крестный путь» (Via Crucis), авторы которого, ученики профессора Академии Фаваретто, были вдохновлены картиной Джамбаттисты Тьеполо , хранящейся в сакристии церкви Сан-Поло (Венеция). С сентября 2009 года по январь 2013 года росписи плафона были тщательно отреставрированы под наблюдением фонда .