Великая Калинка
- 1 year ago
- 0
- 0
Валериан Калинка ( польск. Walerian Kalinka ; 20 ноября 1826 , Краков — 26 декабря 1886 , Львов , Королевство Галиции и Лодомерии , Австро-Венгрия ) — польский священник и историк, приближенный министра иностранных дел России, а во время Польского восстания 1830—1831 гг. — главы Национального правительства Адама Ежи Чарторыйского .
Калинка родился около Кракова , эмигрировал из Польши в 1846 из-за политических беспорядков и его причастности к . Состоял в польском иезуитском ордене . Работал на газету «Czas» в 1848 , но затем нашел убежище в Париже , где стал активным участником группы Hôtel Lambert (консервативной польской эмиграции).
Первая работа Калинки — Galicia und Cracoio , историческая и социальная картина Польши с 1772 до 1850 . Он впоследствии думал о написании истории польской эмиграции, но в конечном счете стал редактором еженедельника «Политические польские Новости», был его автором совместно с Юлианом Клачко . Издание было запрещено, но в Познани издавалось в течение четырёх лет, и участвовало во многих аспектах польской национальной жизни. Статьи Калинки связаны с правом, управлением, историей, и статистикой, и имели отношение главным образом к внутренней жизни Польши .
Калинка стал послушником в иезуитском ордене (Resurrection Fathers) в Риме . Нескольких раз путешествовал в Галицию , где на средства, выделенные польским сеймом 1 февраля 1881 открыл воспитательное заведение-интернат для русской молодежи).
После 1863 , в поиске документов для биографии Адама Чарторыйского , он наткнулся на важные работы, которые опубликовал в двух томах как Последние Годы Станислава Августа (1787-95). Юзеф Шуйский (Józef Szujski), хотя и не был знаком Калинке, в это же время работал в том же самом направлении. Оба обвинялись в подрыве патриотического чувства собственного достоинства, в унижении Польши в глазах иностранцев, и разрушения уважения к прошлому. Калинка в ответ на это говорил, что он не становится меньше поляком, когда учится на прошлых ошибках, как лучше служить своей стране. Решение проблем Польши Калинка видел так:
Между Польшей и Россией живёт огромный народ, ни польский, ни российский. Польша упустила случай сделать его польским, вследствие слабого действия своей цивилизации. Если поляк во время своего господства и своей силы не успел притянуть русина к себе и переделать его, то тем меньше он может это сделать сегодня, когда он сам слабый; русин же стал сильней, чем прежде… Контрнаступление Востока на Запад, начатое бунтом Хмельницкого , катится все дальше, и отбрасывает нас к средневековой границе [династии] Пястов . Окончательный приговор ещё не пал, но дело обстоит хуже некуда.
Как нам защитить себя? чем?! Силы нет, о праве никто не вспоминает, а хваленая западная христианская цивилизация сама отступает и отрешается… Быть может, в отдельности этого русского (малорусского) народа. Поляком он не будет, но неужели он должен быть Москалем?! Сознание и желание национальной самостоятельности, которыми русины начинают проникаться, недостаточны для того, чтобы предохранить их от поглощения Россией … Пускай Русь останется собой и пусть с иным обрядом, но будет католической — тогда она и Россией никогда не будет и вернется к единению с Польшей. Тогда возвратится Россия в свои природные границы — и при Днепре , Доне и Чёрном море будет что-то иное… А если бы — пусть самое горшее — это и не сбылось, то лучше [Малая] Русь самостоятельная, нежели Русь российская. Если Грыць не может быть моим, то да не будет он ни моим, ни твоим! Вот общий взгляд, исторический и политический, на всю Русь!
— , hrabia, « », W Krakowie, 1887, стр. 167-170
В 1877 , после посещения католических миссий в Болгарии , он стал священником женского монастыря в Ярославе . Здесь в 1880 вышел первый том его Sejmczteroletni (The Four Years Diet). В предисловии Калинка заметил: «История призывает прежде всего к правде; и при этом правда не может вредить патриотизму.» Второй том появился в 1886, через тридцать лет, которые он потратил на его написание. Калинка умер в Ярославе .