Interested Article - Анти-ЛГБТ+ риторика
- 2020-03-17
- 1
А́нти-ЛГБТ+ рито́рика — совокупность паттернов, ярлыков, лозунгов и мифов, которые используются для стигматизации гомосексуальности или других негетеросексуальных сексуальных ориентаций с целью унижения, социального исключения и дискриминации лесбиянок , геев , бисексуалов и трансгендеров , а также других членов ЛГБТ-сообщества . Такая риторика может выражаться как в оскорбительном и унизительном отношении, так и открытой враждебности к представителям ЛГБТ+ сообщества, основанной на религиозных, устаревших медицинских или консервативных моральных догмах. В частности, одна из форм разжигания ненависти , которая является незаконной в нескольких странах Европы.
Анти-ЛГБТ+ риторика в основном является частью таких явлений, как моральная паника или теории заговора . Часто анти-ЛГБТ+ риторика со стороны официальных лиц или государственных чиновников приводит к принятию законов, направленных на дискриминацию ЛГБТ-сообщества .
Риторика против гомосексуалов
Активисты и представители консервативных общественных организаций заявляют, что гомосексуальность идет вразрез с традиционными семейными ценностями, «скрепами» и является стратегией, которая приведет к «разрушению общества и вымиранию человечества» .
ЛГБТ и ВИЧ
Одна из тем, которая используется противниками ЛГБТ-сообщества — распространение ВИЧ среди гомосексуалов. После того как в 1980-е годы в США был обнаружен вирус иммунодефицита человека , таблоиды и журналисты назвали его «гей-чумой» или «гей-вирусом» из-за того, что в «группу риска» входили гомосексуалы, проститутки и наркопотребители [7] . Первые годы ВИЧ стал настолько тесно ассоциироваться с гомосексуальными отношениями, что ВИЧ-положительные граждане скрывали свой диагноз, боясь последующей дискриминации и отождествления с геями.
В эти же годы в США появился лозунг «СПИД убивает педиков» («AIDS Kills Fags Dead») так как, во-первых, заболевание часто диагностировали у мужчин, имеющих секс с мужчинами, а, во-вторых, течение заболевания всегда приводило к летальному исходу . Эта фраза является пародией на рекламный слоган инсектицида SC Johnson «Raid: Kills Kills Bugs Dead». Таким образом, он как бы скрыто отождествляет геев с паразитами, которых необходимо уничтожать.
Слоган быстро прижился в качестве лозунга, кричалки или граффити.
В России депутат Государственной Думы Виталий Милонов пытался бороться против ВИЧ-активистов и « СПИД.Центра » из-за якобы «пропаганды гомосексуализма», отмечая, что «руководит центром гей на передержке Красовский — заразившийся, как и все педерасты, СПИДом сам» . Сам депутат неоднократно в дискриминационной и враждебной манере говорил о ВИЧ-положительных представителях ЛГБТ, как о «спидозном апокалипсисе» и то, что положительный ВИЧ-статус — это естественно для людей, «ведущих извращенческий образ жизни» .
Однако сейчас далеко не все ВИЧ-инфицированные — это наркопотребители и гомосексуалы, хотя их доля в статистике велика. Согласно данным ВОЗ за 2019 год, 50 % случаев заражения ВИЧ в Европе — это гетеросексуальные контакты. Сексуальные контакты между мужчинами стали причиной заражения только в 20,7 % случаев . Россия такие данные в ВОЗ не предоставляет, однако в справке Роспотребнадзора за девять месяцев 2020 года говорится, что 65 % заражений произошло во время секса мужчин с женщинами, 31,5 % — при употреблении наркотиков .
Гомосексуальный план
Гомосексуальный план ( англ. gay agenda , homosexual agenda ) — термин, который используют традиционалисты и консервативные христиане для описания действий, направленных на легитимизацию и принятие в обществе негетеросексуальных ориентаций и/или гомосексуального поведения. Они указывают на гомосексуальный план как на способ ослабить традиционное общество и роль религиозных институтов в жизни граждан.
Кроме того, этот термин используется консерваторами для описания возможных целей активистов за права ЛГБТ, в том числе: вовлечение людей с гетеросексуальной ориентацией в то, что консерваторы называют « гомосексуальным образом жизни ». Часто под «гомосексуальным планом» подразумеваются попытки устранить моральное осуждение и дискриминацию, снизить уровень гомофобии в обществе, предоставить гомосексуальным парам равные права с гетеросексуальными и достигнуть моральной эквивалентности гомосексуальности с гетеросексуальностью .
Гомосексуальность как противоестественное состояние
Описание гомосексуальных отношений как противоестественных восходит к греческим философам или теологам (например, Платону , стоикам и Фоме Аквинскому ). Однако в их трудах нет единого определения «противоестественности». Так, Платон считал, что гомосексуальность — это «окультуренная» форма сексуальных отношений, в то же время осуждал греческие пиры и оргии, высказывая явное неодобрение по поводу привязанности к плотским удовольствиям .
Утверждения, что гомосексуальность неестественна так как она отсутствует в природе опровергается примерами гомосексуального поведения у животных . Религиозные активисты считают, что человек (как мужчина и женщина) были созданы Богом для размножения и их гениталии не предназначены для использования в целях, которые те считают «неестественными». Некоторые сторонники тезиса о «противоестественности» гомосексуальности утверждают, что такое поведение является результатом « пропаганды » или сознательной греховности. Однако, если факторы, определяющие сексуальную ориентацию (это до сих пор предмет научных дискуссий), являются биологическими, это подрывает аргументацию сторонников таких тезисов .
Гомосексуальность как болезнь
« | Гомосексуалы — враги государства и с ними нужно как с таковыми и обращаться. Речь идёт об оздоровлении тела и о сохранении и укреплении силы немецкого народа. | » |
« | От них [гомосексуалов] нужно избавиться также, как мы вырываем сорняки, бросаем их в один костер, а после сжигаем. | » |
Нацистская пропаганда описывала гомосексуальность как «заразную болезнь, которая ведет к уничтожению нации». Согласно идеологии Третьего Рейха, жизнь и деятельность немецких граждан должна была подчиняться концепту национального тела ( Volkskörper ), желаемому идеалу национального или расового сообщества ( Volksgemeinschaft), подобно как отдельные клетки являются частью единого человеческого тела. Нацисты считали, что гомосексуальность была для Volkskörper вирусом и угрозой всей немецкой нации.
Генрих Гиммлер , глава СС заявил, что в нацистской Германии было 2 миллиона гомосексуалов. В речи, произнесенной перед эсэсовцами в феврале 1937 года, Гиммлер ясно дал понять, что если какой-либо эсэсовец окажется гомосексуалом, он будет арестован, публично унижен, отправлен в концлагерь , где при попытке к бегству будет расстрелян . Даже несмотря на такую воинствующую риторику, историки фиксировали различные инциденты, связанные с гомосексуальными отношениями в СС .
После Второй мировой войны психиатрические учреждения в Европе и США пытались лечить гомосексуальность медицинскими средствами. В Соединённых Штатах гомосексуальность была исключена из списка Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM) только в 1973 году, поскольку она не соответствовал критериям психического расстройства . В 1990 году ВОЗ исключила гомосексуальность и бисексуальность из списка психических расстройств. В 1992 году гомосексуальность вычеркнули из Международной классификации болезней МКБ-10 (International Classification of Deseases, ICD-10). Россия приняла МКБ-10 ещё в 1999 году, однако даже спустя 20 лет российские психиатры и психотерапевты пытаются лечить гомосексуальность .
Гомосексуальность как грех
Консервативные христиане считают гомосексуальные отношения греховными по своей сути, основываясь на отрывках из Священных Писаний , таких как Левит 18:22 («Не ложись с мужчиной, как с женщиной; это мерзость»), Левит 20:13 («Если мужчина с мужчиною ложится, как с женщиною: оба сделали мерзость; да будут преданы смерти, кровь их на них») и 1-е Коринфянам 6:9-10 («Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют»).
Также иногда Содом и Гоморра , два библейских города, которые были сожжены из-за грехов его жителей, изображаются как божественное возмездие за гомосексуальность. Гомосексуальные отношения также считаются греховными в исламе, а в некоторых странах Ближнего Востока и Африки гомосексуальные отношения караются смертью. Единственная ближневосточная страна, которая признает однополые отношения, это Израиль .
Лозунг современного христианского фундаментализма, который хорошо выражает видение церкви на неестественность гомосексуальности, звучит так: « Бог создал Адама и Еву, а не Адама и Стива » .
Различные лозунги, связанные с религией и церковью, используются на анти-ЛГБТ мероприятиях до сих пор. Так, в США активисты-консерваторы используют следующие лозунги: «Бог ненавидит педиков», «Бойтесь Бога, а не педиков» и « Мэттью Шепард горит в аду». В РФ националистические и консервативные движения используют лозунги «Содом не пройдет», «Петухам место в курятнике», «Россия без педиков» и т. д.
Гомосексуальность как стиль жизни
Выражение «гомосексуальный образ жизни» рассматривается многими гомосексуальными людьми в качестве унизительного ярлыка , при произношении которого у людей возникают типичные картины промискуитета и гей-парадов . Описанные представления активно культивируются средствами массовой информации , что способствует их ещё большему укоренению. Например, при трансляции сообщений о проведении прайд-парадов телевизионные камеры, как правило, фиксируют наиболее вызывающих и шокирующих участников шествий . В общем случае стереотипизация «гомосексуального образа жизни» является случаем редукционизма (примитивного упрощения) понятия гомосексуальной ориентации . Кроме того, использование термина «гомосексуальный образ жизни» подразумевает, что все геи, лесбиянки и бисексуальные люди якобы ведут одинаковый образ жизни и что их сексуальная ориентация является их осознанным выбором и поэтому может и должна подлежать изменению .
Общее представление о гомосексуальном образе жизни как о жизни, в которой нон-стоп чередуются вечеринки, беспорядочный секс и наркотики, берёт своё начало в 1970-е годы, когда общество не знало ВИЧ и некоторые люди (как гомосексуальные, так и гетеросексуальные) были более свободны в своём сексуальном поведении . Безусловно, в ЛГБТ-сообществе найдутся такие представители, для которых характерно весьма опасное сексуальное поведение, однако это же можно сказать и о гетеросексуалах. Вместе с тем было бы ошибочно утверждать о существовании особого гомосексуального, равно как и гетеросексуального образа жизни .
«Энциклопедия гомосексуальности» (1990) отмечает, что термин «образ жизни» более характерен для журналистов, нежели для социологической науки и является проблемным в виду того, что в одном человеке могут перекрываться разные образы жизни, также как и при ближайшем рассмотрении образ жизни, кажущийся однородным, может распадаться на множество явлений.
В справочнике GLAAD для СМИ в списке «терминов, которые следует избегать» присутствует «гомосексуальный образ жизни»:
Не существует единого образа жизни лесбиянок, геев или бисексуалов. Лесбиянки, геи и бисексуалы разнообразны в том, как они ведут свою жизнь. Фраза «гомосексуальный образ жизни» используется для очернения лесбиянок, геев и бисексуалов, и предполагает, что их ориентация является выбором и, следовательно, может и должна быть «вылечена» .
Антитрансгендерная риторика
Мисгендеринг
Мисгендеринг — это навешивание на людей ярлыков, которые не соответствуют их гендерной идентичности. Такое искажение может быть преднамеренным или случайным: использование неправильных местоимений для описания кого-либо, использование неверных гоноративов (например, назвать трансмужчину «мэм», а трансженщину — «господин»). Часто мисгендеринг исходит от врачей, полиции, СМИ и коллег транс-персоны; часто этот опыт описывается трансгендерами как унизительный, неприятный, обидный или жестокий .
Обман и маскарад
Некоторые термины, часто считающиеся анти-трансгендерными, такие как транссексуал , трап и ледибой , воспринимаются как продвигающие убеждение, что трансгендерные женщины — это мужчины, маскирующиеся под женщин. Представление о человеке, чья гендерная идентичность отличается от пола, который был дан им при рождении, часто превращалось в шутки и способы высмеять гендерную дисфорию.
В феминизме
Опираясь на феминистсткую теорию, некоторые активистки стали использовать трансфобную риторику в адрес транс-женщин. Тех, кто начал придерживаться такой позиции, стали называть исключающими транс-людей радикальными феминистками или «TERF». Этот термин популяризировала блогер-феминистка Вив Смайт в 2008 году и изначально он имел нейтральную коннатацию . Со временем TERF стал рассматриваться некоторыми как уничижительный.
В 1979 году американская радикальная феминистка Дженис Рэймонд опубликовала книгу «Транссексуальная империя», где выступала с критикой против транссексуальности . В ней она написала, что «Все транссексуалы насилуют женские тела, сводя реальную женскую форму к артефакту, присваивая это тело себе». Активисты TERF считают, что трансженщины не являются женщинами в буквальном смысле и не должны находиться в местах, предназначенных только для женщин.
Некоторые феминистки второй волны воспринимают транс-мужчин и женщин соответственно как «предателей» женственности .
В статье 1997 года британская феминистка и политолог Шейла Джеффрис отметила, что, совершая гендерный переход в медицинском и социальном плане, транс-женщины «конструируют консервативную фантазию о том, какими должны быть женщины». Джеффрис добавляет, что они создают «сущность женственности, которая глубоко оскорбительна и ограничительна» .
Бифобная риторика
«Нерешительные экспериментаторы»
Многих бисексуалов часто упрекают в том, что они нерешительны из-за их влечения как к мужчинам, так и к женщинам. Так как бисексуальная ориентация предполагает, что человек открыт для сексуальных взаимодействий с другими группами, то бисексуалы иногда рассматриваются ЛГБТ-сообществом и другими группами как не желающие придерживаться одной сексуальной идентичности. А поскольку бисексуалы не всегда выбирают гомосексуальных партнёров — их часто считают находящимися в переходной фазе между гетеросексуальностью и гомосексуальностью, а также просто «экспериментаторами» в сексуальной сфере .
Бисексуальные женщины, например, чрезмерно представлены в порнографии , реалити-шоу и музыкальных клипах, чтобы поднять рейтинги у мужской аудитории. Однако в массовой культуре отсутствуют представления о бисексуальных женщинах как субъекте, а также их сексуальности .
В 2013 году британский прыгун в воду Том Дейли совершил каминг-аут , однако не использовал по отношению к себе слова «гей» или «бисексуал» . Несколько источников в СМИ поддержали его решение рассказать о своей сексуальности, но назвали его «геем».
Неразборчивость
Другой распространенный стереотип заключается в том, что бесексуалы неразборчивы в сексуальных связях и неспособны иметь постоянные/долгосрочные отношения. Бисексуалов иногда считают неспособными к моногамии или склонными к сексуальному манипулированию. Также гомофобы и религиозные активисты считают, что бисексуалы хотят заниматься сексом втроем.
В результате бисексуалы подвергаются социальной стигматизации из-за обвинений в измене или предательстве своих партнёров, ведении двойной жизни и распространении заболеваний, передающихся половым путем, таких как ВИЧ / СПИД . Бисексуалов часто называют «распутными», «легкими», неразборчивыми и склонными к нимфомании .
Законность и цензура
Дискриминация и стигматизация ЛГБТ, а также разжигание ненависти к сообществу в некоторых странах (например, в Нидерландах , Норвегии , Франции , Испании , Португалии ) являются уголовным преступлением . В других странах Европы (например, в Испании, Великобритании, Германии , Иcландии ) приняты антидискриминационные законы, касающиеся сексуальной ориентации .
В России также формально существует наказание за дискриминационные высказывания или действия ( статья 282 УК РФ « Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), так как государство согласно Конституции и норме закона обязано обеспечивать равные права граждан вне зависимости от их принадлежности к какой-либо социальной, культурной или иной группе, а также их гендера, национальности, убеждений и т. д. Однако норма о запрете именно дискриминации на основе сексуальной ориентации отдельно не выделена.
Эффект
Согласно исследованиям, гомофобная риторика «поощряет дегуманизацию и стигматизацию гомосексуалов», а также «оказывает существенное влияние на здоровье и благополучие» ЛГБТ-сообщества .
Примечания
- Кондаков, А. / Александр Кондаков. — СПб. : Центр независимых социологических исследований; «Реноме», 2017. — 96 с. — ISBN ISBN978-5-91918-876-6. 11 июня 2020 года.
- Gettleman, Jeffrey (2010-01-04). . The New York Times . из оригинала 15 сентября 2019 . Дата обращения: 17 ноября 2022 .
- . Дума ТВ - Парламентское телевидение ГД ФС РФ . Дата обращения: 17 ноября 2022. 17 ноября 2022 года.
- . Дума ТВ - Парламентское телевидение ГД ФС РФ . Дата обращения: 17 ноября 2022. 17 ноября 2022 года.
- . ТАСС . Дата обращения: 17 ноября 2022. 17 ноября 2022 года.
- . « Парламентская газета » . Дата обращения: 17 ноября 2022. 17 ноября 2022 года.
- Paula A. Treichler. // October. — 1987. — Т. 43 . — С. 31–70 . — ISSN . — doi : . 17 ноября 2022 года.
- . Meduza . Дата обращения: 17 ноября 2022. 17 ноября 2022 года.
- (рус.) . Дата обращения: 17 ноября 2022. 17 ноября 2022 года.
- . SpidCenter . Дата обращения: 17 ноября 2022. 17 ноября 2022 года.
- WHO, ECDC. . — 2020. — 113 с. — ISBN ISBN 978-92-8905a-534-5. 1 ноября 2022 года.
- . TACC . Дата обращения: 17 ноября 2022. 17 ноября 2022 года.
- Maginnis R. L. LOOKING BACK, LOOKING FORWARD: HOMOSEXUALITY AND MILITARY SERVICE. Архивная копия от 20 июля 2021 на Wayback Machine
- Мишель Фуко- История сексуальности — 2 — Использование удовольствий. Пер. с франц. В. Каплуна — СПб.: Академический проект, 2004 — С. 223.
- Кортунов Вадим Вадимович, Лапшин Иван Евгеньевич, Зорина Наталья Михайловна, Краснова Ольга Николаевна, Киреенкова Зоя Александровна. // Russian Journal of Education and Psychology. — 2015. — № 9 (53) . 17 ноября 2022 года.
- Jonathan Lambert. No ‘gay gene’: Massive study homes in on genetic basis of human sexuality (англ.) // Nature. — 2019-08-29. — Vol. 573, iss. 7772. — P. 14-15. — doi :10.1038/d41586-019-02585-6
- American Psychological Association. . www.apa.org . Дата обращения: 17 ноября 2022. 14 июля 2021 года.
- , с. 111.
- , с. 136.
- , с. 136—138.
- Giles, G. J. (2002). The Denial of Homosexuality: Same-Sex Incidents in Himmler’s SS and Police. Journal of the History of Sexuality , 11 (1/2), 256—290. http://www.jstor.org/stable/3704558
- (15 декабря 2019). Дата обращения: 17 ноября 2022. 17 ноября 2022 года.
- . Настоящее Время . Дата обращения: 17 ноября 2022. 17 ноября 2022 года.
- . Reuters . 2007-05-15. из оригинала 17 ноября 2022 . Дата обращения: 17 ноября 2022 .
- Jack Bartlett Rogers. от 6 октября 2015 на Wayback Machine . — Westminster John Knox Press, 2006. — с. 91
- Aaron Jason Silver. от 6 октября 2015 на Wayback Machine . — AuthorHouse, 2006. — С. 165
- Maurine C. Waun. от 6 октября 2015 на Wayback Machine . — Chalice Press, 1999. — С. 106—107 (англ.)
- Douglas C. Haldeman: The Practice and Ethics of Sexual Orientation Conversion Therapy // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1994, Vol. 62, Nr. 2. — стр. 222
- (англ.) . Virginia Departament of Criminal Justice Services. Дата обращения: 2 сентября 2015. Архивировано из 29 сентября 2015 года.
- (нем.) . Frankfurter Rundschau (20 января 2014). Дата обращения: 6 ноября 2016. 23 июня 2014 года.
- Martha Rosenthal. от 6 октября 2015 на Wayback Machine . Cengage Learning, 2012—576 p. — P. 242.
- Michael J. Bayly. . — Routledge, 2013. — 172 p. p. 134.
- (англ.) . GLAAD (9 сентября 2011). Дата обращения: 20 сентября 2021. 30 июня 2018 года.
- (англ.) . This Magazine (16 сентября 2013). Дата обращения: 18 ноября 2022. 18 ноября 2022 года.
- Parker Marie Molloy. (англ.) . Salon (24 августа 2013). Дата обращения: 18 ноября 2022. 18 ноября 2022 года.
- (англ.) . The Guardian (28 ноября 2018). Дата обращения: 18 ноября 2022. 27 сентября 2020 года.
- Moore B. Janice G. Raymond, Ph.D. (англ.) University of Michigan (02.08.2019).
- Goldberg, Michelle (4 August 2014). «What Is a Woman?». The New Yorker . Condé Nast. ISSN 0028-792X. OCLC 320541675
- Jeffreys, Sheila (May 1997). «Transgender activism: a lesbian feminist perspective». Journal of Lesbian Studies. 1 (3-4): 55-74. doi:10.1300/J155v01n03_03. Pdf
- . www.bisexualindex.org.uk . Дата обращения: 18 ноября 2022. 18 ноября 2018 года.
- Rodriguez, JM (2016-01-01). «Queer Politics, Bisexual Erasure: Sexuality at the Nexus of Race, Gender, and Statistics». Lambda Nordica . 21 (1-2): 169—182. ISSN 2001-7286
- (англ.) . the Guardian (18 июля 2015). Дата обращения: 22 ноября 2022. 2 августа 2021 года.
- (англ.) . Дата обращения: 11 декабря 2022. 10 мая 2023 года.
- Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Европе. — Страсбург: Издательство Совета Европы, 2012. — С. 54. — ISBN 978-92-871-7240-2 .
- Fasoli, Fabio; Paladino, Maria Paola; Carnaghi, Andrea; Jetten, Jolanda; Bastian, Brock; Bain, Paul G. (2016). «Not „just words“: Exposure to homophobic epithets leads to dehumanizing and physical distancing from gay men: Homophobic epithets and dehumanization». European Journal of Social Psychology 46 (2): 237—248
Литература
- Stephen О. Murray. // Encyclopedia of Homosexuality : [ англ. ] / Eds. , , , . — N. Y. : Garland Publishing, 1990. — P. 258—260. — 1522 p. — ISBN 0-8240-6544-1 .
- Fetner, Tina (2005). . Journal of Homosexuality . 50 (1): 71—95. doi : . : . PMID . S2CID .
- Levy, Elizabeth (2013). . UC Irvine Law Review . 3 (1): 151–. ISSN .
- Brummett, Barry (1979). "A pentadic analysis of ideologies in two gay rights controversies". Central States Speech Journal . 30 (3): 250—261. doi : .
- Burack, Cynthia (2006). "From Doom Town to Sin City: Chick Tracts and Anti-gay Political Rhetoric". New Political Science . 28 (2): 163—179. doi : . S2CID .
- Homosexuelle in Deutschland: Eine politische Geschichte. — München: C.H. Beck, 1989. — 183 с.
- Verpoest, L. (2017). The End of Rhetorics: LGBT policies in Russia and the European Union. Studia Diplomatica , 68 (4), 3-20.
- Underwood, A. E. M. (2011). The Politics of Pride: The LGBT Movement and Post-Soviet Democracy. Harvard International Review , 33 (1), 42-46.
- The Racial State: Germany 1933—1945 / Yad Vashem . — Cambridge : M. Burleigh & W. Wippermann, 1991.
- 2020-03-17
- 1