Адер, Маргус
- 1 year ago
- 0
- 0
А́ргус , также А́ргос ( др.-греч. Ἄργος , лат. Argus ) — персонаж древнегреческой мифологии . Многоглазый великан, в связи с чем получил эпитеты « Всевидящего » и « Многоглазого » или « Панопта ».
Множество глаз, из которых одна часть спала, а другая бодрствовала, делало его идеальным стражем. Именно ему Гера дала задание охранять превращённую в корову возлюбленную Зевса Ио . Зевс поручил своему сыну Гермесу освободить свою любовницу. Гермесу с большим трудом удалось усыпить Аргуса, после чего он убил многоокого великана. После смерти Гера либо превратила Аргуса в павлина , либо поместила его глаза на павлиний хвост.
В античности Аргуса воспринимали как персонификацию звёздного неба. В Новое время сюжет мифа нашёл отображение на картинах многих художников, в том числе П. П. Рубенса и К. Лоррена .
Существует несколько версий мифа о происхождении Аргуса. Согласно Псевдо-Аполлодору он был сыном царя Аргоса Агенора , Псевдо-Гигину — Пиранта и . У Псевдо-Аполлодора содержится перечисление версий происхождения Аргуса в древнегреческой литературе. Так, согласно данному источнику, Ферекид писал, что Аргус был сыном , Асклепиад — Инаха , — Аргоса и дочери Асопа Акусилай — богини земли Геи . Происхождение Аргуса от Земли (Геи) подчёркивал Эсхил .
Все античные источники представляют Аргуса многоглазым великаном . У Кратина и на некоторых вазах он двуглавый. Количество глаз у Аргуса разнится от источника к источнику. Согласно Ферекиду их три или четыре — два на лице и один или два на затылке, Овидию и — сто, Нонну Панополитанскому — тысяча, Псевдо-Гигину , Эсхилу , Псевдо-Аполлодору , Макробию и др. — неисчислимое множество по всему телу . Также отличался необычайной силой .
В связи со столь характерным видом Аргус получил эпитеты « Всевидящего » и « Многоглазого », в передаче с древнегреческого « Панопта » .
Наличие множества глаз, из которых одна часть спала, а другая — бодрствовала , делало Аргуса идеальным неусыпным сторожем .
Согласно Псевдо-Аполлодору Аргус убил быка, опустошающего Аркадию , шкуру которого надел на себя. Также он убил сатира , притеснявшего жителей Аркадии и отбирающего у них скот. Кроме того, во время сна убил дочь Тартара и Геи чудовище Ехидну , похищавшую путников. Отомстил убийцам царя Аргоса Аписа . Был женат на дочери Асопа , от которой родился Иас . В данных подвигах и описании семьи антиковеды видят переплетение образов Аргуса и других персонажей древнегреческих мифов — сына Зевса и Ниобы Аргоса и его одноимённого правнука .
По одному из мифов Зевс соблазнил жрицу своей жены Геры Ио . Находясь рядом с возлюбленной, Зевс вовремя предугадал появление Геры и превратил Ио в прекрасную белую корову. Гера, почувствовав обман, заставила мужа подарить ей Ио в виде коровы. Сторожить любовницу своего мужа богиня поручила Аргусу .
Великан ответственно подошёл к заданию своей госпожи. Он не спускал с Ио глаз. Днём он выпасал превращённую в корову Ио, а вечером, обвязанную верёвкой, запирал в хлеву. Когда отец девушки Инах , уразумев происходящее, горевал около дочери, Аргус разлучил их . Зевс, видя страдания возлюбленной, поручил Гермесу освободить Ио. Сын Зевса, который, в том числе, был божеством снов и сновидений , принял образ странника и прибыл в рощу около Микен , где Аргус в тот момент выпасал Ио .
Сначала Гермес целый день безуспешно пытался усыпить Аргуса во время беседы, а также игрой на свирели. После начал, «снотворный» рассказ о любви Пана к наяде Сиринге. Как только Аргус, не выдержав повествования, заснул, Гермес убил его, отрезав голову серпом, либо ударив камнем. Таким образом он смог освободить для Зевса Ио, а также получил эпитет « Аргоубийцы » ( др.-греч. Ἀργειφόντης ) .
Согласно классической версии мифа Гера превратила Аргуса в павлина , либо поместила его глаза на павлиний хвост . После смерти тень Аргуса в виде многоглазого пса преследовала Ио .
Антиковеды видят в Аргусе переходную фигуру от архаики к культу героев . Начиная с классической эпохи , его воспринимали в качестве персонификации звёздного неба . В частности, у Макробия в « Сатурналиях » приведено следующее толкование мифа: «в этом рассказе Аргус — это небосвод, усеянный блеском звёзд, в которых заключается, кажется, какой-то образ небесных глаз. […] Так вот, этот круговорот неба, украшенный огнями звёзд, тогда считается погубленным Меркурием, когда Солнце в дневное время, затмевая звёзды, как бы уничтожает [их], силой своего света отнимая у смертных их созерцание» .
Древнейшее из сохранившихся античных изображений Аргуса представлено на амфоре 540—530 годов до н. э., ныне экспонируемой в Государственном античном собрании Мюнхена . Мотив изображения следующий. Уродливый великан с рогом на лбу Аргус, у которого кроме двух глаз на лице присутствуют глаза на груди, держит верёвку на рогах коровы Ио. Слева незаметно, о чём свидетельствует скачущая рядом и ничего не замечающая пастушья собака, приближается Гермес. Он явно хочет украсть корову. На этом сосуде не рассматривается вариант убийства, так как Гермес и Аргус безоружны. На других амфорах и кратерах , — в энциклопедии классической древности Паули-Виссова за 1895 год таких приведено 14, отображены различные вариации и действующие персонажи мифа об убийстве Аргуса Гермесом и освобождения Ио .
Также изображения Аргуса на фресках найдены в Помпеях .
Отсылки к мифу об Аргусе находят в нумизматике. Верный своей госпоже Гере Аргус в виде павлина стал характерным атрибутом этой богини на монетах . Более того, Аргус-павлин может присутствовать на монете самостоятельно, являясь общепринятой эмблемой Геры-Юноны . Фигуру павлина из золота и драгоценных камней пожертвовал в храм Геры, неподалёку от древних Микен , император Адриан .
Наиболее значительными античными произведениями, в которых произведена литературная обработка мифа об Аргусе, являются трагедии Эсхила « Прометей прикованный » и « Просительницы », Еврипида « Финикиянки » и « Метаморфозы » Овидия .
В Новое время к мифу об Аргусе обращались многие мастера живописи. П. П. Рубенс создал три полотна с различными эпизодами мифа об Аргусе — «Гермес усыпляет Аргуса», «Гермес убивает заснувшего Аргуса» и «Гера превращает мёртвого Аргуса в павлина» .
Кроме Рубенса картины с Аргусом создали фламандский художник , голландские художники А. Блумарт и А. Хондиуса , испанец , итальянцы А. Локателли , Я. Амигони и др.
Литературная обработка мифов об Аргусе содержится в «Сказаниях о Титанах» 1955 года Я. Э. Голосовкера . В русском языке слово «Аргус» стало нарицательным обозначением бдительного стража. В этом контексте оно встречается в стихотворении А. С. Пушкина «Письмо к Лиде»: « » .
Аргус стал эпонимом рода лат. Argusianus ( Фазан аргус ) из семейства фазановых . Из-за узора на перьях в виде больших глазков Карл Линней в 1766 году дал птицам соответствующее название. Немецкий орнитолог Эрнст Хартерт описал живущих на севере Австралии и нескольких островах Индонезии лат. Eurostopodus argus ( ). Кроме этих птиц аргусами, за характерную раскраску, назвали одну амфибию и четырёх рептилий ( , Антильский круглопалый геккон — лат. Sphaerodactylus argus , , Монгольская ящурка — лат. Eremias argus ) , а также вид моллюска из семейства каури и рыб змееголовов — лат. Channa argus .