Fraternitas Rosicruciana Antiqua
- 1 year ago
- 0
- 0
Ars antiqua (лат. старая техника [композиции], старая традиция [музыки]), Арс анти́ква — период в истории западноевропейской (преимущественно французской) музыки XII — начала XIV веков . Термин Арс антиква применяют только по отношению к многоголосной музыке этого времени: органумам , кондуктам и другим жанрам Школы Нотр-Дам , мотетам . Принадлежностью музыки Арс антиква также считается техника гокета , проявлявшаяся в клаузулах органумов и в мотетах. Реже в понятие Арс антиква включается также светское многоголосие XIII века (например, многоголосные шансон Адама де ла Аля и других труверов ). Музыку и музыкальную теорию Арс антиква обычно противопоставляют музыке и музыкальной теории Арс нова , (новой) французской и итальянской технике композиции XIV века.
Термин (ars antiqua, ars vetus, cantus antiquus) появился в первых десятилетиях XIV века в трудах французских теоретиков ( Якоба Льежского , Филиппа де Витри , Иоанна де Муриса , анонимных авторов ) , противопоставлявших музыку в «новой» технике (см. Ars nova ) музыке, написанной в «старой» технике. Коннотации «нового» и «старого», прежде всего, затрагивали метр и ритм многоголосной музыки (и соответственно нотацию , применявшуюся для письменной фиксации ритма). Из этой «метроритмической» посылки выводились далее оппозиции «старых» и «новых» музыкальных жанров и — на уровне этического обобщения — строгая «сдержанность» (modestas) старинной музыки противопоставлялась дерзкой «распущенности» (lascivia) музыки новой.
Сочинители музыки этого периода преимущественно анонимны: представители парижской школы Нотр-Дам (по именам известны лишь Леонин и Перотин ), школ Сен-Марсьяля , Сантьяго-де-Компостелы , Винчестера, авторы мотетов (по имени известны Пьер де ла Круа и Адам де ла Аль ). Крупнейшие теоретики музыки периода: в XIII веке Иоанн де Гарландия , Франко Кёльнский , в начале XIV века - Якоб Льежский , многочисленные безымянные учёные (особенно так называемый Аноним IV, оставивший ценные свидетельства о школе Нотр-Дам). Крупнейшие собрания музыки Арс Антиква: «Magnus liber organi» (сборник, включающий одноголосные и многоголосные сочинения школы Нотр-Дам), «Кодекс Монпелье» (336 многоголосных пьес, преимущественно мотеты), «Кодекс Бамберг » (мотеты). Последним документом Арс антиква и одновременно одним из первых источников Арс нова считается кодекс, известный как « Роман о Фовеле » (его музыкальная часть скомпонована в 1316). Большинство сочинений в этих знаменитых кодексах анонимно.
Музыка Арс антиква преимущественно трёхдольна, её метрическая основа - tempus perfectum ( букв. совершенное время) . Тип ритмической нотации модальный , позже мензуральный . Якоб Льежский противопоставляет композиционно-технические дерзости новой музыки, в том числе, всё большее развитие двухдольной метрики (на основе tempus imperfectum, букв. несовершенное время) «совершенству» сочинений предыдущей эпохи.