Interested Article - Джалло

Кадр из фильма « Суспирия » (1977)

Джалло , джалло алл’итальяна (от итал. giallo «жёлтый») — поджанр итальянских фильмов ужасов, сочетающий элементы криминального триллера и эротики . Отдельными кинокритиками рассматривается как поджанр-предвестник слэшера .

Происхождение названия

Изначально термин «джалло» возник для описания серии дешёвых криминальных рассказов от издательства ( ), выпущенной в ярко-жёлтых обложках в начале 1929 года. Большая часть рассказов, публикуемых в такой серии, были переведены с английского языка. Данная серия имела большой успех, и многие другие издательства также стали издавать как свои рассказы, так и детективы от маститых авторов, вроде Агаты Кристи , Эдгара Уоллеса , Жоржа Сименона в изданиях с непременной жёлтой обложкой. Позднее слово « giallo » стало в Италии синонимом детективной истории, преступления с выраженной детективной составляющей [ уточнить ] , затем стало применяться для обозначения детективного жанра, а ещё позднее возник особый жанр , так называемый «итальянский детектив» — «giallo all’italiana», имеющий выраженные отличия от «традиционных» детективов .

Характерные особенности

Кадр из фильма « Шесть женщин для убийцы » (1964)

Как поджанр джалло определяется визуальным содержанием, в то время как сюжетные линии варьируют от готики и триллера к мелодраме . Отличительными признаками джалло является обилие долгих, кровавых и изощрённых сцен убийств, необычная работа с камерой — убийства, часто показываемые «глазами убийцы». Демонстрация его самого ограничивается, как правило, показом рук в перчатках — преимущественно чёрных и кожаных (в фильмах Дарио Ардженто это были его собственные руки). А психологический портрет убийцы складывается из безумия и паранойи . Сама личность убийцы и его мотивы проясняются только в конце кинофильма. При этом убийцей обязательно является один из основных персонажей.

Обязательно присутствуют откровенные сцены эротического и сексуального, но не порнографического характера и оригинальные музыкальные аранжировки .

Одной из характерных особенностей являются длинные и порой абсолютно нелепые названия типа «Что эти странные капельки крови делают на теле Дженнифер?», «Твой порок — это закрытая комната, и только я обладаю ключом к ней».

История жанра

Летиция Роман в фильме « Девушка, которая слишком много знала » (1963), являющемся предвестником жанра джалло.

Кинематограф стал адаптировать джалло в начале 1960-х годов. Первоначально это были экранизации книг, но позднее, с приходом в жанр Марио Бавы и Дарио Ардженто , кинофильмы джалло породили свой собственный, особый поджанр. В самой Италии данные фильмы называли триллерами , а как «джалло» они были известны исключительно за границей.

Самым первым джалло кинокритики считают фильм Марио Бавы « Девушка, которая слишком много знала » 1963 года, название которого представляет собой отсылку к знаменитому фильму Альфреда Хичкока . Именно этот фильм содержал несколько элементов, которые впоследствии стали характерными для всего жанра: признание литературного первоисточника (Нора Дейвис читает детектив в самолёте в начале фильма); классический протагонист — иностранец в Италии; исследование вуайеризма в подтексте убийства; одержимый детектив - любитель , а также набор неожиданных поворотов сюжета.

Годом позже Бава снимает фильм « Шесть женщин для убийцы », который впоследствии стал своеобразным образцом для всех последующих фильмов жанра. Именно в этом фильме Марио Бава представил на суд зрителей образ убийцы в маске и чёрных перчатках, с ножом в руках.

В 1970 году Дарио Ардженто дебютирует с кинофильмом « Птица с хрустальным оперением ». Именно с ним принято связывать начало «золотой эры» жанра. В самом фильме рассказывалось о туристе из США по имени Сэм Далмас, который наблюдал за тем, что он воспринял как нападение на женщину в галерее искусств. Всё последующее экранное время фильма он одержим расследованием и испытывает кризис личности. Именно это впоследствии стало типичными элементами для главных героев Ардженто, тогда как другие режиссёры джалло сосредотачивали внимание в первую очередь на женской истерии.

Кэррол Бейкер в фильме « Нежные руки Деборы » (1968)

Успех «Птицы с хрустальным оперением» послужил отправной точкой для появления джалло с длинными названиями не только в Италии (« Ящерица под женской кожей », 1971, режиссёр Лучо Фульчи ; «Чёрное брюшко тарантула», 1971, режиссёр ; « Семь шалей из жёлтого шёлка », 1972, режиссёр Серджо Пасторе ), но и в Испании («Голубые глаза разбитой куклы», 1973), режиссёр Карлос Ауред).

Сам Дарио Ардженто вслед за первым фильмом снимает ещё два столь же успешных джалло — « Кошка о девяти хвостах » (1971) и « Четыре мухи на сером бархате » (1971).

Ярким явлением в развитии жанра стали два фильма режиссёра Франческо Барилли — « Аромат дамы в чёрном » (1974) и « » (1977).

В 1980-х годах жанр понемногу пошёл на спад и окончательно угас в 1990-х. Попытки возрождения джалло предпринимаются в фильмах швейцарского режиссёра Матьё Сейлера , который, правда, дистанцируется от этого жанра.

Влияние на кинематограф

Наиболее очевидное влияние, по мнению кинокритиков , оказало джалло на слэшеры . Тем не менее его стиль прослеживается и в американских эротических триллерах 1980—1990-х годов — « Подставное тело » Брайана Де Пальмы ( 1984 ), « Синий бархат » Дэвида Линча ( 1986 ), « Основной инстинкт » Пола Верховена ( 1992 ) и других.

В 2016 году вышел документальный фильм, посвящённый жанру: его истории, знаковым картинам и его влиянию на мировое кино — «Жёлтая лихорадка. Рассвет и закат жанра джалло». Ещё один такой фильм, «Все оттенки джалло», был выпущен в 2019 году.

Примеры

См. также

Примечания

Источник —

Same as Джалло