Ларссон, Ларс-Эрик (композитор)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ларс Юхан Виктор Юлленстен ( швед. Lars Johan Wictor Gyllensten ; род. 12 ноября 1921 , Стокгольм , Швеция – 25 мая 2006 , там же) — известный шведский писатель, профессор медицины в области гистологии , член Шведской академии . Общественный деятель , член Нобелевского комитета и Нобелевского фонда . Автор философских романов , отмеченных экспериментаторством романа-дилогии «Смерть Сократа» (1960), романа-коллажа «Мемуары Каина» (1963), романа «В тени Дон Жуана» (1975) и «Возвращение тени» (1985) и др. — экзистенциальные проблемы личности , решаемые на историческом и мифологическом материале. Стихотворные пародии , новеллы. Эссе «Кредо нигилизма» (1964).
Ларс Юлленстен родился 12 ноября 1921 года в Стокгольме в семье Карла Юлленстена и Ингрид Рангстрём, сестры известного шведского композитора Туре Рангстрёма .
Окончил Каролинский институт , получил докторскую степень в 1953 году , защитив диссертацию по теме « Тимус и щитовидная железа морских свинок».
В 1966 году Юлленстен избран членом Шведской академии . С 1977 по 1986 год постоянный секретарь Академии, а с 1968 по 1987 год член Нобелевского комитета , избирающего лауреатов Нобелевской премии по литературе. С 1979 года также член Нобелевского фонда , который возглавлял с 1987 по 1993 год . Также был почётным членом Шведской королевской академии словесности и Королевской академии наук Швеции . Юлленстен покинул Шведскую академию в 1989 году вследствие того, что она не смогла поддержать Салмана Рушди после фетвы , призывающей к смерти Рушди из-за его неоднозначного романа « Сатанинские стихи ». Согласно правилам Академии, он оставался номинальным членом до конца своей жизни.
Юлленстен пришел в литературу вслед за поколением 1940-х годов – «фюртиоталистами» . Он дебютировал как писатель со сборником стихов «Camera Obscura» (« Камера-обскура ») в 1946 году вместе с Торгни Грейтцем ( Torgny Greitz ) под псевдонимом Ян Виктор ( Jan Wictor ). Первоначально книга была воспринята многими критиками как серьезная работа, но, когда выяснилось, что она была написана за несколько часов двумя студентами-медиками как пародия на модернистскую поэзию сороковых годов, то тогда данный факт повлек за собой ожесточенную полемику . В биографии Шведской академии его «диалектическая» прозаическая трилогия «Moderna myter» («Современные мифы», 1949), «Det blå skeppet» («Голубой корабль», 1950) «Barnabok» («Детская книга», 1952) упоминается как начало его творческой деятельности.
В своих романах, в которых затрагиваются основные моральные и экзистенциальные проблемы, Юлленстен экспериментирует с различными темами, уровнями языка и стилем повествования, чтобы добиться максимально многогранного описания мира. Основная тема его романов — субъективный и относительный характер человеческого восприятия истины . Он приходит к выводу, что абсолютный скептицизм является необходимым условием для опыта и знания . Эта тема развивается в «Barnabok» («Детская книга», 1952) на фоне постепенно распадающегося брака . В его продолжении «Senilia» (1956) процесс старения имеет аналогичный смысл в отношении его главного героя , но в этот раз внутренний монолог содействует положительному решению подобного рода проблемы. «Socrates död» («Смерть Сократа», 1960) — исторический роман-дилогия, действие которого происходит в Афинах V века до н. э. В «Lotus i Hades» («Лотос в Аиде», 1966) находит философский ответ в религиозно-мистической плоскости, как и в «Diarium Spirituale» («Духовный дневник», 1968) и «Grottan i öknen» («Пещера в пустыне», 1973). Он исследует идеологически обанкротившийся мир в таких романах, как «Moderna myter» («Современные мифы», 1949) и роман-коллаж «Kains memoarer» («Мемуары Каина», 1963). Интеллектуальные и аналитические романы Юлленстена, как и шведских писателей П.У. Сундмана и П.У. Энквиста , «направлены против моральных и идеологических стереотипов » . В своем эссе «Nihilistiskt credo» («Кредо нигилизма», 1964) Юлленстен приходит к убеждению о желании:
... держать доску чистой, чтобы иметь возможность нарисовать другие фигуры, когда придет время.
Другие работы Юлленстена включают «Det blå skeppet» («Синий корабль», 1950), «Carnivora» (1953), «Senatorn» («Сенатор», 1958), «Baklängesminnen» («Воспоминания в обратном порядке», 1978) и «Ljuset ur skuggornas värld» («Свет из мира теней», 1995). Он также написал более 40 монографий по эмбриологии . Его мемуары «Minnen, bara minnen» («Воспоминания, только воспоминания») были опубликованы в 2000 году .
Юлленстен был удостоен целым рядом литературных наград . В 1964 году получил премию Доблоуга (швед.: Doblougska priset, норв.: Doblougprisen), присуждаемую Шведской академией в области шведской и норвежской художественной литературы . В 1972 году Шведский фонд содействия развитию литературы вручил ему ежегодную награду, а три года спустя он был избран членом Шведской королевской академии наук. В 1991 году получил шведскую премию Сельмы Лагерлёф , присуждаемую пишущим в духе Сельмы Лагерлёф авторам.
В его творчестве большую роль играет миф . Свое отношение к категории мифа он изложил в предисловии к своему роману "Голубой корабль" (1950). Миф, по его мнению, содержит определенную коллизию , модель , которая повторяется на протяжении всей истории цивилизации , всякий раз выступая, тем не менее, в универсальных, неповторимых условиях. Миф является и стимулом , и материалом для художника. Писатель часто обращался к библейским и античным сюжетам, к известным литературным персонажам – Одиссею , Эдипу , Прометею , Орфею , Робинзону Крузо , Дон Жуану и т.д. В своих романах Юлленстен часто использует модель литературной пары – Фауста и Вагнера , Дон Кихота и Санчо Пансу , Гёте и Эккермана .
Спутник героя – его эпигон . Он гораздо мельче и правдоподобнее, он – отражение героя в сильно уменьшенных масштабах, в карикатурном виде. Эпигон менее масштабнее и более комичен.
Юлленстен посвятил всю свою философскую деятельность решению основных жизненных проблем. Сам он называл свое авторство «экзистенциальным фундаментальным исследованием», а Сёрен Кьеркегор был его главным и наиболее значимым философским ориентиром. О нем он пишет в своем эссе «Nihilistiskt credo» («Кредо нигилизма», 1964).
Юлленстена называют шведским аналогом Томаса Манна и Альбера Камю . Несколько его книг переведены на английский , немецкий , русский и французский языки. Известный шведский писатель Артур Лундквист в одном из своих выступлений сказал:
Ларс Юлленстен, со свойственным ему пафосом и интеллектуализмом, темпераментом художника и беспристрастностью исследователя, занимает особое место в современной шведской литературе.
|
|
|
|