Interested Article - Выспяньский, Станислав
- 2020-02-25
- 1
Стани́слав Матѐуш Игна̀ци Выспя́ньский ( польск. Stanisław Mateusz Ignacy Wyspiański ; 15 января 1869 , Краков — 28 ноября 1907 , там же) — польский поэт, драматург, живописец, дизайнер мебели и интерьеров, театральный деятель. Будучи патриотически настроенным писателем, создал серию символических национальных драм, проникнутых художественной философией движения «Молодая Польша» . Выспяньский являлся одним из наиболее выдающихся и разносторонних художников Европы своего времени. В творчестве он удачно сочетал идеи модерна с фольклорными и историческими мотивами. Неофициально его называли «четвёртым польским пророком » (наряду с польской «троицей» поэтов-пророков ( Мицкевичем , Словацким , Красиньским ).
Биография
Станислав Выспяньский родился в семье Франтишека Выспяньского и Марии Роговской. Его отец был скульптором и содержал ателье на Вавельском холме . Когда Станиславу исполнилось семь лет, его мать скоропостижно скончалась от туберкулёза . Будучи хроническим алкоголиком, отец не мог стать достойным опекуном для собственного сына, и тот был взят на воспитание своей тётей Йоанной Станкевич и её мужем Казимиром. Семейство, приютившее Станислава, принадлежало к классу буржуазии и было активно вовлечено в интеллектуальную деятельность. Именно в доме Станкевичей Выспяньский познакомился со знаменитым живописцем Яном Матейко . Распознав в юном Станиславе большой талант, мастер дал ему первые уроки рисования. Посчастливилось Выспяньскому и в плане общего образования. Он попал в среднюю школу святой Анны, где преподавание велось на полузапрещённом польском языке и учителя прилежно старались привить своим ученикам любовь к родной истории и литературе. Воспитанниками этого учебного заведения были Люцьян Рыдель , Станислав Эстрейхер и , ставшие впоследствии заметными фигурами культурной жизни Кракова . Выспяньский во время своего обучения не демонстрировал особенно выдающихся способностей, однако, с самого начала проявил огромный интерес к искусству и литературе. Тётя Йоанна вспоминала впоследствии, как юный Станислав постоянно делал зарисовки окружавших его небольших деревенских зданий, животных, растений, старинных доспехов и разнообразных элементов внутреннего убранства дома Станкевичей. Одной из первых проб молодого Выспяньского на литературном поприще стала драматическая интерпретация знаменитой картины Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом» .
В 1887 году Станислав был зачислен на курсы философского факультета Ягеллонского университета , параллельно начав свои занятия в краковской школе изящных искусств у профессора Ф. Цинка . Во время своего обучения в университете он посещал лекции по искусству, истории и литературе. Заведовавший в то время школой изящных искусств Ян Матейко, признавая большие возможности Выспяньского, пригласил его принять участие в оформлении интерьера церкви св. Марии .
В период с 1890 по 1895 Выспяньский посетил Италию , Швейцарию , Германию , Чехию и Францию . Именно пребывание во Франции оказало решающее влияние на дальнейшую творческую судьбу Станислава. В Париже он посещал занятия в частном ателье Академии Коларосси . В связи с тем, что плата за учёбу оказалась Выспяньскому не по карману, он вынужден был обратиться с просьбой о субсидии. Во время своего пребывания во Франции он также успел познакомиться с Полем Гогеном . Вместе они посещали парижские художественные музеи, где особо сильное впечатление на Выспяньского оказали картины Пьера Пюви де Шаванна . Также Станислав уделил большое внимание театру, где стал свидетелем постановок античных и шекспировских трагедий. Этот опыт оказался бесценным во время работы Выспяньского над собственными пьесами по мотивам древних мифов — и . Параллельно Станислав работал над несколькими драматическими произведениями — , и первой редакцией . Последняя пьеса была написана по мотивам известной польской . В августе 1894 года Выспяньский возвратился в родной Краков , где вскоре был вовлечён в модернистское движение. В тот период художник разработал и принял участие в создании интерьера церкви францисканцев . Эта работа поразила современников смелым использованием замысловатых мотивов, изобилующих разнообразными растениями, геометрическими фигурами и геральдическими элементами. Довольный результатом трудов Выспяньского, настоятель церкви заказал ему несколько витражей . Мастер и на этом поприще добился огромного успеха, создав великолепные композиции: «Блаженная Саломея» , , . Помимо прочего, Станислав был удостоен награды за свой пейзаж , изображавший Курган Костюшко . В качестве живописца, дизайнера интерьера и поэта Выспяньский активно сотрудничал с . Поначалу он работал над декорациями и сценографией , а затем выступил в роли режиссёра-постановщика нескольких спектаклей.
В Кракове Выспяньский присоединился к ( рус. "Искусство" ) и в середине 1898 года был назначен художественным редактором ( рус. "Жизнь" ). Первые драмы Станислава — «Легенда» ( 1897 ) и «Даниил и Мелеагр» ( 1898 ) не получили признания литературных критиков. Лишь выход в свет «Варшавянки» принёс её автору долгожданный успех. Театральная постановка этой пьесы стала переломным этапом в литературной карьере Выспяньского, и сделал его драматургом национального масштаба. Премьера «Варшавянки» состоялась 2 июля 1901 года , а главную роль Марии исполнила знаменитая краковская актриса Хелена Моджеевская . В течение 1899 — 1900 годов были опубликованы ещё две пьесы Выспяньского: и . В последнем произведении автор вступил в полемику с апологетами романтического видения истории. В 1900 году Выспяньский женится на Теодоре Пытко, будущей матери четырёх его детей. В ноябре того же года он присутствовал на свадьбе своего друга Люцьяна Рыделя , которая состоялась в селении Броновице , находившемся неподалёку от Кракова. Впечатления от этого события были положены в основу знаменитого произведения . В нём Выспяньский остроумно высмеивал пороки современного ему польского общества. «Свадьба» преобразила Выспяньского, который до этого являлся в меру успешным писателем и художником, ассоциирующимся с движением «Молодая Польша» , а после превратился в национального драматурга-провидца, чьё значение для польской литературы можно сравнить со значением Йейтса для ирландской , О’Нила для американской , или Метерлинка для бельгийской . Драма со всей глубиной и достоверностью продемонстрировала неутешительные реалии жизни в Польше и бессилие общества коренным образом изменить ситуацию к лучшему. Несмотря на все старания цензуры по возможности урезать тираж книги, «Свадьба» была поставлена в театре и имела большой успех у публики.
По следам «Свадьбы» были опубликованы ещё четыре пьесы посвящённые польской истории: , , и . Несколько последующих лет Выспяньский посвятил трудам над изданием драм и «Возвращение Одиссея», параллельно работая над польским переводом «Сида» Корнеля и Вольтера .
В 1906 году Выспяньский стал профессором краковской , а также вошёл в состав Городского Совета. В последние годы жизни здоровье Станислава заметно пошатнулось, и он был вынужден пройти курс лечения в Рымануве и Бад-Халле . После этого Выспяньский поселился в небольшом доме в селении Венгжце недалеко от Кракова, где и умер от неизлечимого в то время сифилиса . Его похороны состоялись в Кракове и превратились в национальную манифестацию. Тело Выспяньского было погребено в Пантеоне заслуженных граждан , расположенном в церкви святого Станислава .
Творческое наследие
Талант Выспяньского был невероятно разносторонним. Помимо своих литературных трудов он оставил после себя множество рисунков, живописных и пастельных изображений с видами родного Кракова , портретов собственных и окружавших его людей, разнообразные иллюстрации и графические работы. Выспяньский разработал дизайн целого ряда витражей и росписей для церквей, а также создал проект реконструкции Вавельского замка , так и не воплощённого в жизнь.
Рисунки, такие как автопортрет 1890 года и путевые наброски Европы и Польши , являются наиболее яркими его работами. Особый интерес вызывает гербарий Выспяньского — серия великолепных рисунков разнообразных растений. Как художник Станислав отдавал предпочтение пастельному рисунку; первые работы в данной технике появились в период между 1890 и 1894 годами . Главными персонажами картин Выспяньского являлись члены его семьи, друзья и коллеги-художники. Очень часто Станислав изображал своих детей в различных бытовых ситуациях, во время сна или кормления:
- Хеленка , 1900 , пастель, Национальный музей в Кракове
- Спящий Стась , 1902 , пастель, в Катовице
- Спящий Метек , 1904 , пастель, в Лодзи
- Материнство , 1905 , пастель, Национальный музей в Кракове
- Жена художника с сыном Стасем , 1904 , пастель, в Бытоме
Выспяньский запечатлел на холсте многих своих приятелей и художников, среди которых , Яцек Мальчевский , , семья Крышталовичей, Людвик Сольский , Ирена Сольская , Ян Станиславский . Его кисти также принадлежит большое количество пейзажей с видами краковского парка Планты , реки Вислы и её притока Рудавы , коттеджей в . В самом конце жизни Выспяньский сделал ряд зарисовок Кургана Костюшко , который был виден из окна его студии. Одной из его самых ярких графических работ является афиша спектакля по Метерлинку .
Существенное место в творчестве Выспяньского занимал дизайн . Он является автором множества витражей , полихромных росписей и интерьеров . В соавторстве с Юзефом Мехоффером и Тадеушем Дмоховским Выспяньский создал 36 витражей для собора св. Марии в Кракове, когда помогал Яну Матейко в работе над реставрацией здания. Творческий тандем оказался весьма успешным, и помимо прочего отметился участием в конкурсе декораторского искусства в Париже и разработкой внешнего вида занавеса для в Кракове. Уже самостоятельно Выспяньский оформил родного города (знаменитый витраж ), создал наброски витражей с изображением св. Станислава , Казимира Великого и Генриха Набожного для Вавельского собора (эти работы были воплощены в жизнь лишь в 2005 — 2007 годах и выставлены в ), разработал дизайн выставочного зала ( 1904 ) и оформил лестницу и коридор главного здания , для которого также создал витраж « Аполлон — Солнечная система Коперника ». В 1905 году Выспяньский совместно с Владиславом Экельским разработал проект грандиозной реконструкции Вавельского холма .
Пьесы Выспяньского
- ( 1901 )
- ( 1903 )
- ( 1903 )
- ( 1903 )
- ( 1904 )
- ( 1904 )
- ( 1906 )
- ( 1907 )
- ( 1907 )
- ( 1907 , неоконченная)
Адреса в Кракове, связанные с Выспяньским
-
Ул. Крупнича, 26
Место рождения Выспяньского. Дом принадлежал дедушке и бабушке Станислава; здесь он прожил до 1873 года . -
Ул. Канонича, 25
Летом 1873 года семья Выспяньских переехала в дом Яна Длугоша . Младший брат Станислава и его мать умерли здесь. Осенью 1880 года Выспяньский перебрался в дом своей тёти и её мужа -
Ул. Коперника, 1
Между 1880 и 1883 годами Выспяньский проживал в доме Станкевичей. Впоследствии в здании расположился офис туристической организации, в наши дни здесь находится -
Ул. Зацише, 2
Новые апартаменты семьи Станкевичей. Квартира располагалась на втором этаже ныне не существующего на перекрёстке улиц Зацише и Баштовой с видом на Барбакан и парк Планты . В связи с расширением гостиницы, Станкевичи были вынуждены переехать на новое место жительства в 1885 году -
Ул. Вестерплатте, 1 (позднее ул. Колеёва)
В июле 1895 года семья Станкевичей сняла квартиру на первом этаже здания на пересечении улиц Колеёвой и Любича. Сейчас на этом месте располагается галерея с лестницей, ведущей в подземный пассаж . В тот период Выспяньский приобрёл небольшой дом в находившемся неподалёку селении Гжегужки , где работал над дизайном витражей для -
Ул. Посельска, 10
Спустя несколько месяцев после переезда на ул. Вестерплатте умер дядя Выспяньского и Станислав со своей тётей вынуждены были искать новое место жительства. Они сняли квартиру на третьем этаже дома 10 на ул. Посельской
-
Пл. Мариацкая, 9
В июле 1898 года Выспяньский снял комнату в доме на перекрёстке пл. Мариацкой и Главного Рынка . В 1907 году здание было разрушено и на его месте возведён новый многоквартирный дом в стиле модерн . Квартира была переоборудована в студию для занятий живописью. Выспяньский на тот момент был прописан по адресу ул. Шляк, 23, где находилась квартира его будущей супруги Теофилии Пытко -
Ул. Кроводерска, 79
В 1901 году Станислав получил награду от за разработку дизайна витража для королевского замка на Вавеле . Благодаря этому он смог арендовать семикомнатные апартаменты на третьем этаже многоквартирного дома на углу аллеи Юлиуша Словацкого. В этом здании, существующем и в наши дни, Выспяньский жил со своей семьёй и работал в оборудованной тут же студии. Как утверждают, на дверях квартиры была помещена табличка с надписью: «Здесь живёт Станислав Выспяньский, который не желает принимать посетителей» -
Посёлок Венгжце под Краковом
После получения очередного приза от Академии искусств и наук за пейзажи, запечатлевшие Курган Костюшко , Выспяньский приобрёл в посёлке Венгжце собственный дом. До настоящего времени здание не сохранилось и на его месте теперь находится другой частный дом. В честь 100-летия со дня рождения Выспяньского здесь был установлен памятный знак -
Ул. Семирадского, 1
Здание больницы, в которой Выспяньский скончался 28 ноября 1907 года , до наших дней не сохранилось. Оно находилось на углу улиц Семирадского и Лобзовской
Музеи и памятники
В многоквартирном доме Шолайского в Кракове находится , который является отделением Национального Музея . На был открыт информационно-выставочный . Здесь посетители могут ознакомиться с тремя витражами, разработанными мастером
Перед зданием Национального Музея в Кракове на улице 3 мая установлен
По инициативе польского Сейма 2007 год был официально провозглашён «Годом Станислава Выспяньского»
Галерея
Автопортреты
-
Автопортрет , 1890
-
Автопортрет , 1892-93
-
Автопортрет , 1893-94
-
Автопортрет , 1894
-
Автопортрет , 1902
-
Автопортрет , 1903
-
Автопортрет с женой 1904
-
Автопортрет , 1905
Портреты
-
Портрет Казимира Левандовского , 1898
-
Портрет Яцека Мальчевского , ок. 1899
-
Портрет Франтишека Выспяньского , 1900
-
Портрет Владиславы Ордон-Сосновской , 1903
-
Портрет Франтишека Крышталовича , 1904
-
Портрет Яна Станиславского , 1904
-
Портрет Юлиана Новака , 1904
-
Портрет врача , 1904
-
Портрет Элизы Пареньской , 1905
-
Портрет жены , 1902
-
Портрет Леона Стернбаха . 1904
-
Портрет В. Семашко
Пейзажи
-
Баржи на Сене , 1894
-
Вид на Вавель , 1894
-
Вид на городские стены , до 1894
-
Хохолы , 1898-99
-
Дома в Грембове , 1900
-
На Висле , 1904
-
Вид на Курган Костюшко , 1904
-
На Рудаве , 1905
-
Башни Мариацкого костёла , 1905
-
Висла под Краковом , 1905
-
Ферма в Конарах , 1905
Издания на русском языке
- Драмы. (Вступ. ст. Б. Ростоцкого), М., 1963
- Варшавянка. Трагедия. М., 1906
- Судьи. Трагедия. М., 1913
- Мелеагр и Аталанта. СПб., 1914
Библиография
- С. Выспянский и художники его времени. Каталог выставки, М., 1958
- Витт В., Станислав Выспянский, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969
- Оконьска А., Выспяньский (Пер. с польского М.Демакиной), М.: Искусство, 1977
- Танаева Л. И., Три лика польского модерна: Выспяньский. Меххофер. Мальчевский, М.: Алетейя, 2006
- Skierkowska Е., Plastyka St. Wyspiańskiego, Wr. — Kr., 1958
- Łempicka A., Stanisław Wyspiański, в кн.: Obraz literatury polskiej XIX i XX wieku, ser. 5 — Literatura okresu Młodej Polski, t. 2, Warsz., 1967
- Stanisław Wyspiański, (2 wyd.), Warsz., 1967;
- Stokowa М., Stanisław Wyspiański. Monografia bibliograficzna, (t. 1—3), Kr., (1967—68)
Ссылки
- от 26 ноября 2011 на Wayback Machine (рус.)
- (англ.)
- (польск.)
- от 22 апреля 2006 на Wayback Machine (англ.) (польск.)
- (рус.)
- (рус.)
- (рус.)
- от 27 февраля 2010 на Wayback Machine (польск.)
- от 1 сентября 2009 на Wayback Machine (англ.)
- от 30 января 2010 на Wayback Machine (англ.)
- 2020-02-25
- 1