Фридлендер, Саул
- 1 year ago
- 0
- 0
Макс Якоб Фридлендер ( нем. Max Jakob Friedländer ; 5 июня 1867 , Берлин — 11 октября 1958 , Амстердам ) — немецкий историк и теоретик искусства еврейского происхождения. Наряду с Б. Бернсоном крупнейший представитель теории и практики знаточества . Ученик Вильгельма фон Боде . В 1924—1933 годах первый директор Картинной галереи Музея кайзера Фридриха в Берлине . Основные труды Фридлендера посвящены немецкому и нидерландскому искусству XV—XVI веков. Некоторые работы Фридлендер публиковал под псевдонимом Роберт Брейер (Robert Breuer).
Макс Фридлендер был сыном берлинского банкира Леопольда Фридлендера (1832—1896) и его жены Элен, урожденной Нётер. Как он сам сказал, близость к музеям сформировала его детство: «Я родился в Берлине в двухстах метрах от музея и дважды провалился в школе, потому что слишком много времени проводил в картинной галерее» .
Макс посещал гимназию Фридриха-Вердерше в Берлине. Изучал историю искусств и классическую археологию в Мюнхене с зимнего семестра 1887/88 года и в Лейпциге с летнего семестра 1888 года. Зимний семестр 1888/89 года он провел во Флоренции , где изучал итальянское искусство под руководством Августа Шмарзова . Лето 1890 года он провёл в Мюнхене, изучая местные музеи. В феврале 1891 года получил докторскую степень, защитив диссертацию о творчестве Альбрехта Альтдорфера под руководством Антона Шпрингера в Лейпциге.
Фридлендер начал свою научную карьеру в 1891 году в качестве стажёра у Фридриха Липмана в Гравюрном кабинете в Берлине, где он, вероятно, встретил Вильгельма фон Боде . Он остался сверх срока ещё на год, прежде чем начать работать ассистентом Людвига Шайблера в графической коллекции Музея Вальрафа-Рихарца в Кёльне .
После возвращения в Берлин в 1896 году Макс Фридлендер до 1933 года работал в Берлинской картинной галерее , с 1904 года — вторым директором (под руководством Вильгельма фон Боде), с 1924 года — первым директором. С 1908 по 1930 год он также возглавлял Гравюрный кабинет. В это время он публиковал статьи под псевдонимом Роберт Брейер. Однако после того, как национал-социалисты пришли к власти в 1933 году, он был уволен как «неарийец».
В 1939 году Фридлендер эмигрировал в Нидерланды. После оккупации Нидерландов в 1940 году ему, как еврею, грозила опасность быть депортированным в лагерь смерти на востоке. В то же время для оккупационной власти Фридлендер был востребованным специалистом, поскольку национал-социалисты, и прежде всего, Герман Геринг , собиравший картины нидерландских художников, ценили его, как знатока ранней нидерландской живописи XV и XVI веков. Поэтому Геринг защитил Фридлендера от преследований евреев, которые вскоре начались в Нидерландах.
В 1954 году Фридлендер получил голландское гражданство. Он умер в Амстердаме в 1958 году в возрасте девяносто одного года. Похоронен в наследственном захоронении семьи Оппенгеймеров-Фридлендеров на государственном кладбище Хеерштрассе в берлинском районе Шарлоттенбург . По решению Сената Берлина место последнего упокоения Макса Й. Фридлендера (могила Erb. 2-D) с 2001 года объявлено почётной могилой земли Берлин .
Фридлендер вместе с В. фон Боде формировал экспозиции и фонды знаменитого « Острова музеев » ( нем. Museumsinsel ) в Берлине. Он составлял каталоги коллекций, занимался изучением провенансов и атрибуции произведений. Свои многолетние исследования Фридлендер обобщил в капитальном труде «История нидерландской живописи XV—XVI веков» (Die altniederländische Malerei), начатом в 1924 и законченном в 1957 году, в который вошли описания свыше трёх тысяч произведений. Фридлендер считается величайшим авторитетом в области ранней нидерландской и ранней немецкой живописи и графики. Основные фонды Берлинской галереи и Гравюрного кабинета обязаны своим научным авторитетом «знаточеской деятельности» Фридлендера. Вслед за Джованни Морелли немецкий учёный развивал концепцию, которую он изложил в книге «Знаток искусства подлинный и мнимый» (Der Kunstkenner Echt und unecht, 1929).
Подход Фридлендера к истории искусства и музейному делу был, по сути, подходом «знатока» в специальном значении этого слова. Жермен Базен назвал Фридлендера человеком «наилучшим образом воплотившим в себе» этот тип исследователя . Проблемы правильной атрибуции произведений искусства оказалась в то время особенно актуальной. Как отмечал Базен, «за огромной массой произведений прошлого были закреплены традиционные, весьма гадательные атрибуции; как и сегодня, задача учёных заключалась в том, чтобы разграничить работы мастера и произведения его подражателей и копиистов. Для этого было необходимо определить особенности индивидуального стиля художника» . Однако для такой работы не хватало объективных данных и документальных исторических свидетельств. Фридлендер стремился разграничить понятия знатока и историка искусства. Историку не дозволено эмоциональное восприятие, фантазия, интуиция, «перевоплощение в личность художника», он должен оставаться нейтральным. «Для знатока, напротив, главным критерием является его личный опыт, творческая интуиция, верный глаз и психологический такт» .
Метод знаточеской атрибуции основан не на внешних в отношении произведения искусства данных (исторических событий во время создания произведения, так называемого «историко-культурного фона», обстоятельств биографии художника, упоминаний в литературных источниках, материальных трудностей работы), а на особенностях индивидуального почерка конкретного мастера, манеры и техники использования материалов. В результате на первое место выходила методика интуитивной догадки, основанной на «зрительном опыте» испытанных коллекционеров, меценатов и работников музеев . «В отличие от всех прочих атрибуционных методик и приёмов, работа „знатока“ ( конессёра ) состоит в мгновенном схватывании сути, интуитивной догадке, прозрении истины относительно авторства, места и времени создания произведения, поскольку первое впечатление — самое сильное и верное» . Всё остальное требует проверки и обоснования, но мнение знатока — выше всех критериев. Далее оно только уточняется «методом последовательного приближения и сужения круга предположений, с использованием всевозможных способов» . «Суждения глаза» знатока и оценка качества произведения искусства требуют абстрагирования от смысловой интерпретации ( иконографического исследования), иконологического анализа и других специальных приёмов атрибуционной работы. Книга Фридлендера «Об искусстве и знаточестве» (Von Kunst und Kennerschaft, 1946), по замечанию Ж. Базена, «преисполнена мудрости и проницательности» .
Фридлендер предпочитал «критическое прочтение, основанное на чувствительности», а не на эстетических теориях. Его деятельность была отмечена типичным для берлинцев пренебрежением к венской «формальной школе истории искусств». На протяжении всей своей жизни Макс Фридлендер фотографировал произведения искусства везде, где он находился. Его личный архив, насчитывающий около 15 000 фотографий и репродукций картин северных и южных Нидерландов XV и XVI веков, часто сопровождается примечаниями, которые включают: провенанс, атрибуции, относительное состояние и местонахождение картин. Большая часть его работ была расшифрована и оцифрована в базе данных RKDimages Голландского национального института истории искусств (RKD), образуя важный открытый архив для историков искусства .
С 2014 года Берлинская типография в сотрудничестве с меценатом и коллекционером произведений искусства Кристофом Мюллером вручает премию имени Макса Фридлендера за выдающиеся труды в области искусствознания, музейного дела и литературы об искусстве .
На русском языке: