Interested Article - Арайя, Франческо

Франче́ско Доменико Ара́йя ( итал. Francesco Domenico Araja ; 25 июня 1709 , Неаполь — 1767/ 1771 , Болонья ) — оперный композитор и придворный капельмейстер времён Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны .

Биография и творчество

Первой оперой Франческо Арайи была «Berenica», представленная в 1730 году во дворце герцога тосканского близ Флоренции ; вскоре в Риме была дана вторая его опера «Amore per regnante» («Любовь к царствующим»).

В 1735 году большая итальянская оперная труппа под руководством Арайи была приглашена в столицу Российской империи город Санкт-Петербург . Представления зимой давали в театре Зимнего дворца (во флигеле), а летом в театре Летнего сада . В 1737 году в Санкт-Петербургском придворном театре была разыграна опера «Abiazare», написанная Арайей. Это была первая итальянская опера, поставленная в Петербурге.

В 1738 году он поставил на сцене «Семирамиду», а в следующих годах оперы «Арсака», «Селевка», «Беллерофонта», «Александра в Индии» и др. Арайе также приписывают сочинение оперы «La Russia afflitta e riconsolata» ( Москва , 1742 ), которая, по мнению Штелина , принадлежит композитору .

В 1740 году, после падения Бирона , Арайя был командирован в чужие края для приглашения новых артистов и певцов. Уже в том же году, специально для сочинения оперных либретто в Санкт-Петербург прибыл Джузеппе Бонекки , который, в числе прочего, по повелению императрицы, к венчанию Петра III Фёдоровича и принцессы Екатерины II Алексеевны сочинил либретто к опере Арайи « Сципион », с большою пышностью сыгранной на придворной сцене в 1745 году .

В 1755 году Арайя написал музыку к опере « Цефал и Прокрис », либретто к которой создал Александр Сумароков . Эта опера составила целую эпоху на русской сцене: это была первая опера, написанная на русский текст и исполненной русскими певцами в первый раз 27 февраля или 1 марта 1755 года , в театре Санкт-Петербургского Зимнего дворца (опера эта напечатана в 1764 ). Декорации создал Джузеппе Валериани , получивший пышный титул: « Первого исторического живописца, перспективы профессора, театральной архитектуры инженера при Императорском Российском дворе » . Первые роли исполняли: певица, дочь лютниста , Елизавета Белоградская и певчие графа Разумовского, в числе их , отличный певец, в своё время известный под именем «Гаврилушки». Опера имела блистательный успех, и композитор в благодарность получил в дар от императрицы Елисаветы Петровны дорогую соболью шубу, оцененную в 500 рублей.

В 1759 году Арайя вернулся в Италию и жил в Болонье, пользуясь как заработанным в России, так и получая пенсион от российских монархов. С 1762 г. он составлял ежегодно 600 талеров и выплачивался «по смерть» (см. именные указы за 1765 г. в собрании РГИА). Последними произведениями композитора стали оратория «La Natività di Gesù» и опера «La Cimotea».

Оперы

  • «Berenica» (премьера в 1730 году)
  • «Amore per regnante» («Любовь к царствующим»; премьера в 1731 году)
  • «Abiazare» (премьера в 1737 году)
  • «Semiramide ol fento Nino» (премьера в 1738 году)
  • «Александр в Индии» (премьера 18 декабря 1743 года)
  • «La Russia afflitta e riconsolata» (?)
  • «Сила любви и ненависти» («La forza dell’amore e dell’odio»)
  • «Ложный труд или, не поя и не кормя, врага не наживёшь» (премьера 5 сентября 1744 года)
  • «Сципион» (1745)
  • «Беллерофонт» (1750)
  • «Титово милосердие» (либретто Фёдора Волкова ; премьера 16 декабря 1751 года)
  • «Евдокия венчанная или Феодосий II» (1751)
  • «Цефал и Прокрис» (либретто Александра Сумароков ; премьера 27 февраля 1755 года)
  • «Селевк» (Seleuco) (либретто Александра Сумароков; премьера в 1756 году)
  • «Арсак» (1757)
  • «Оставленная Дидона » (1758)
  • «Ифигения в Тавриде» (1758)
  • «La Cimotea»
  • «Антогон»
  • «Митридат»

См. также

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Francesco Araja // (англ.) — 2010.
  3. // СПб. : 1900. — Т. 2. — С. 259—261.
  4. Ю. // : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель , пер. Б. П. Юргенсон М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. — Т. 1. — С. 47—48.
  5. // — 1926. — Т. 3. — С. 230.
  6. Araja, Francesco // (итал.)
  7. . Дата обращения: 13 февраля 2016. 16 февраля 2016 года.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  9. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1900. — Т. 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — С. 259—261. Другие источники (Музыкальный словарь Римана и Большая советская энциклопедия) отдают первенство опере Арайи «Титово милосердие» на либретто Фёдора Волкова , поставленной 16 декабря 1751 года.
  10. . Дата обращения: 13 февраля 2016. 3 марта 2016 года.

Литература

Источник —

Same as Арайя, Франческо