Interested Article - Портрет Лионелло д’Эсте
- 2021-09-21
- 1
Портрет Лионелло д’Эсте ( 1441 ) — картина итальянского художника Пизанелло , изображающая маркиза Лионелло д'Эсте , правившего Феррарой в 1441—1450 годах. Один из первых ренессансных станковых портретов .
История
В Италии XV века, с началом эпохи гуманизма, портрет становится одним из ведущих жанров живописи. Заказчиками обычно выступали представители аристократии и духовенства, оценившие возможности портрета как средства презентации и утверждения социального и политического статуса клиента. Портрет также становится средством информации и памятным документом .
Маркиз Феррары Лионелло д’Эсте был вторым из трёх незаконнорождённых сыновей Никколо III д’Эсте , Лионелло получил гуманистическое образование под руководством Гуарино да Вероны , учился военному делу у кондотьера Браччо да Монтоне. Наследовал маркизат после смерти отца в декабре 1441 года. Прекрасный политик и дипломат, он сделал Феррару одним из культурных центров Европы, возродив Университет Феррары и заложив основы так называемой политики «великолепия» (magnificientia) двора д'Эсте .
Портрет Лионелло д’Эсте, одно из самых известных произведений художника, датируется по сонету (1441) Улисса Алеотти ( итал. Ulisse degli Aleotti ), нотариуса из Падуи . В сонете возносится похвала победителю состязания на создание лучшего портрета Лионелло. В нём участвовали художники Пизанелло и Якопо Беллини, последний одержал верх. Сонет Алеотти — первое свидетельство об обстоятельствах создания портрета . К тому времени, когда Якопо Беллини, прибыл в Феррару, Пизанелло работал там уже полгода. По контексту ясно, что картина Пизанелло была написана в первой половине 1441 года. Художник уехал из Феррары в Мантую в августе того же года, конкурс проходил в то время, когда Феррарой еще управлял Никколо III, умерший в декабре 1441 года . Известен отзыв Лионелло д’Эсте о работах обоих художников:
Вы помните, как Пизанелло и Беллини, прекраснейшие живописцы нашего времени, недавно отличились разными способами в портретировании моего лица. Один из них добавил большую выразительность моим чертам, в то время как другой изобразил их более бледно, но не менее тонко .
Победителем соревнования был признан Якопо Беллини, портрет, выполненный им, не сохранился.
Одно время считалось, что « Портрет Джиневры д'Эсте » («Портрет принцессы из дома д’Эсте») того же художника является портретом жены Лионелло Маргариты и парным к данной картине, но их разделяет несколько лет, у них разные размеры и срезы фигур моделей.
Портрет Лионелло д’Эсте в начале XXI века был отреставрирован в Opificio delle Pietre Gemini во Флоренции
.
Описание
Портрет исполнен темперными красками на деревянной доске размером 28 х 19 см. Сверху доска надставлена полосой шириной около трёх сантиметров, сделано это было, вероятно, позднее .
Лионелло показан в правый профиль, на тёмном фоне. Изображение строго в профиль, традиционное для императорского Рима , — приём, направленный на прославление принца, считавшегося одним из самых просвещённых правителей Италии своего времени . К тому времени Пизанелло имел уже немалый опыт в создании медалей, практически заложив основу итальянской школы медальерного искусства. . Пизанелло был одним из тех, кто мог передать в небольшом профильном портрете на медали передать душевные переживания модели .
Светлые волосы Лионелло подстрижены так, что они подчёркивают форму головы. Причёска scutella известна также под названием «французская грива», была весьма популярна в ту эпоху. Здесь прослеживается влияние бургундского двора, законодателя европейской моды. В нижней части портрета изображён куст роз с раскрывающимися и уже раскрывшимися цветами. Работа единодушно атрибутируется всеми исследователями на основании стилистического анализа Антонио Пизано, известного как Пизанелло. Во время реставрации картины были открыты деликатные краски в жемчужной гамме, которыми прописано лицо модели, показывающие, насколько Пизанелло был блестящим колористом .
Лионелло одет в veste гранатового цвета, открывающий край белой рубашки, и верхнюю одежду sopravveste all’italiana из парчи с пуговицами в форме полусферы, вероятно, серебряными. Орнамент весте — пальметты , изгиб которых подчёркивает трёхмерность изображения, — один из типичных цветочных орнаментов одежды аристократии XV века. На спинке соправесте видны связанные шнуры, в которых некоторые исследователи усматривают метафору «любовного узла». Символическое значение роз, которые часто встречаются в живописи интернациональной готики , до сих пор не совсем понятно . Есть предположение, что изображение розы — отсылка к прозвищу герцога, данному его учителем Гуарино да Верона , — «цветок принцев» . Гуманист так писал о нём:
Я никогда не мог смотреть без слёз на портрет Лионелло, который написал Антонио Пизано, так он сумел собрать в нём самые глубокие следы человеколюбия.
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 6 апреля 2022. 2 августа 2021 года.
- , с. 113.
- Christiane J. Hessler. Zum Paragone: Malerei, Skulptur und Dichtung in der Rangstreitkultur des Quattrocento, De Gruyter, Berlino 2014. S. 166, 168
- ↑ Художественная галерея № 158, Киев, 2007, с.10
- . Дата обращения: 24 июля 2021. 24 июля 2021 года.
- Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. C. 207
- Н. Одноралов. Техника медальерного искусства. с. 15—16.
Литература
- П. А. Алешин. Семья д'Эсте — покровители искусства и коллекционеры // Вестник Московского университета. Серия 8. История.. — 2015. — № 2 .
- Майская М. И. Пизанелло, М. 1981, стр 75-77
- Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо, М. 2014, стр. 44-45
- AA.VV., L’opera completa di Pisanello , Rizzoli, Milano 1966
- Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari, I tempi dell’arte , volume 2, Bompiani, Milano 1999.
- Christiane J. Hessler. Zum Paragone: Malerei, Skulptur und Dichtung in der Rangstreitkultur des Quattrocento, De Gruyter, Berlino 2014, pp. 874.
Ссылки
- от 24 июля 2021 на Wayback Machine
- 2021-09-21
- 1