Джонсон, Сэмюэл
- 1 year ago
- 0
- 0
Сэмюэл Джонсон ( англ. Samuel Johnson ; 7 [18] сентября 1709 года — 13 декабря 1784 года ) — английский литературный критик , лексикограф и поэт эпохи Просвещения , чьё имя, по оценке « Британники », стало в англоязычном мире синонимом второй половины XVIII века .
Сын мелкого торговца книгами. Безо всякой материальной или моральной поддержки, страдая синдромом Туретта , Джонсон неутомимо пробивал себе дорогу и упорным трудом завоевал выдающееся положение в литературном мире. В 1735 вступил в брак с состоятельной сорокапятилетней вдовой, на средства которой открыл школу (среди учеников был юный Дэвид Гаррик , впоследствии видный актёр).
Написанная (в подражание Ювеналу ) после переезда Джонсона в столицу поэма «Лондон» заслужила похвалу Поупа . За ней последовал ещё более успешный опыт ювеналовой сатиры, «Тщета человеческих желаний» (1749), которая закрепила за Джонсоном репутацию ведущего английского поэта тех лет. До этого, в 1738—1744, он под вымышленными именами освещал ход парламентских дебатов в журнале «Джентлменз мэгэзин», печатался и во многих других изданиях, зарабатывая на жизнь литературной подёнщиной.
В 1744 выпустил удачную биографию Ричарда Сэвиджа , после чего получил заказ на составление толкового словаря английского языка. Этот труд занял девять лет, прославил автора по всей стране, укрепил его материальное положение и принёс ему степень магистра искусств Оксфордского университета . Несмотря на то, что Джонсон не имел предшественников в подобного рода работе, а на момент публикации (1755) этот словарь был первым в английской литературе, он и до настоящего времени не потерял своей ценности (его значение сравнимо со Словарём Академии Российской для русского языка).
В 1750—1752 издавал журнал « » ( англ. ), в котором напечатал 203 «опыта» на этические и литературные темы. Задачу своего журнала Джонсон видел в том, чтобы назидать, а не развлекать. Издание, к которому публика отнеслась с прохладцей, пришлось прекратить со смертью жены, но переизданные в одном томе выпуски журнала стали бестселлером , что в 1758 г. вдохновило Джонсона на издание менее серьёзного журнала «Айдлер» ( англ. ).
По своему влиянию на умы современников-англичан Джонсона можно сравнить с Вольтером и его славой в континентальной Европе. В 1759 году, когда Вольтер опубликовал свою самую знаменитую философскую повесть « Кандид », Джонсон выпустил свой собственный опыт в аналогичном роде, — повесть «История Расселасса, принца Абиссинского» ( англ. ), в которой отразился его крайне мрачный в те годы взгляд на жизнь как на стезю беспросветного страдания. Пессимизм Джонсона был отчасти обусловлен цепочкой смертей его ближайших родственников, в том числе матери, и носил временный характер.
В 1765 году Джонсон издал собрание сочинений Шекспира (8 тт.; англ. ), снабдил его интересным предисловием, в котором, характеризуя великого драматурга, установил новый, идущий вразрез с господствующими точками зрения, взгляд на закон драматического творчества. Предвосхищая мысли Гердера , он объявляет Шекспира «поэтом природы», прощает ему различные «поэтические вольности», неподчинение классическим правилам, оправдывая даже шекспировский приём смешения комического с трагическим, который подвергался безусловному осуждению в кругах классиков.
Следующей большой работой Джонсона было десятитомное «Жизнеописание важнейших английских поэтов» ( англ. , 1779—1781), в котором он выступает не только как биограф, но и как критик, ещё не порвавший с теориями классицизма (его оценки Мильтона , Грея и пр.). Эти жизнеописания (во многих случаях, фундаментальный разбор творчества того или иного автора) представляют собой самое остроумное произведение литературной критики XVIII века . Большой знаток литературы, Джонсон первый усомнился в подлинности поэм Оссиана . Он попытался привести в систему историю национальной словесности и ввёл термины, которые впоследствии стали общепринятыми (напр., « поэты-метафизики »).
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .
«Доктор Джонсон» (так его стали называть после получения докторской степени в Оксфорде) умер в 1784 году и был похоронен в Вестминстерском аббатстве . На протяжении полувека его авторитет был непререкаем. И только когда Маколей обрушился с критикой на консервативные политические взгляды Джонсона, его слава пошла на убыль. В настоящее время его помнят главным образом благодаря сочинённому Джеймсом Босуэллом жизнеописанию — самой читаемой биографии на английском языке. Джонсон познакомился с Босуэллом в июне 1763 года, и на следующий год они вместе с Рейнольдсом и Бёрком учредили знаменитый . На протяжении многих лет перед тем, как отойти ко сну, Босуэлл скрупулёзно фиксировал слышанные за день беседы Джонсона в клубе и при личных встречах со знаменитым критиком, в подробностях описал их совместное путешествие на Гебриды в 1775 году. Объёмистый труд Босуэлла на редкость точно запечатлел незаурядный джонсоновский талант парадоксального остроумия, который современники не колеблясь сравнивали с сократовским . Новые грани в образе Джонсона приоткрыла осуществлённая в XX веке публикация его собственных дневниковых записей.
Ненависть шотландцев, не угасшую и в XXI веке, Джонсон вызвал своими пренебрежительными отзывами о них. Ещё в 1773 году шотландский поэт Роберт Фергюссон в стихотворении «Доктору Джонсону: пища для нового издания его Словаря» ( To Dr Samuel Johnson: Food for a new Edition of his Dictionary ) открыто издевался над Джонсоном, не признававшим шотландской «версии» английского языка. В итоге стихи о Джонсоне гэльских поэтов-современников, прежде всего многочисленные стихи вождя клана Макинтайр Джеймса Макинтайра из Гленно (1727—1799), например, (как и стихотворения принадлежавшего к иному политическому лагерю Джеймса Шоу , он же «Бард Лох-Несса ») полны нестандартной лексики. Однако на подобные грубости спровоцировал шотландцев сам Джонсон, а то, что его выпады против шотландцев порождены синдромом Туретта (содержащего в своей структуре копролалию ), тогда известно не было, ведь первое описание этой болезни появилось через столетие после его смерти.
Джонсону приписывается высказывание о патриотизме как последнем прибежище негодяя. Происходит из сочинения Босуэлла, который поясняет :
он не подразумевал реальной и щедрой любви к нашей стране, но имел в виду тот патриотизм, который так многие, во все времена и во всех странах, делали прикрытием личных интересов.
В первом издании своего словаря (1755) Джонсон определил слово «патриот» следующим образом: «Тот, чьей руководящей страстью является любовь к своей стране». В четвёртом издании (1774) он сделал добавление, отражающее особенности политического словоупотребления тех лет: «Также иногда используется для фракционных нападок на правительство» . Здесь имеется в виду использования понятия в патриотической риторике вигов, ведших атаку на правительство тори и двор под лозунгом защиты прав и свобод нации. Отражению этих атак посвящён предвыборный памфлет Джонсона «Патриот. Обращение к избирателям Великобритании» (1774). В памфлете Джонсон, выдвигая идеал депутата-патриота, всецело преданного интересам отечества, вместе с тем обвиняет оппозицию в несоответствии этому идеалу, «фальшивом патриотизме» и демагогии .