Interested Article - Евфросиния Колюпановская
![](/images/007/873/7873689/1.jpg?rand=244429)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/9d073c780a69d781469f750027a9ff5e.gif)
- 2021-02-13
- 1
Евфроси́ния Колюпа́новская (в миру — Евдоки́я Григо́рьевна Вя́земская ; ок. 1758 — 3 июля 1855 , село Колюпаново Алексинского уезда Тульской губернии ) — православная подвижница. Княжна из рода Вяземских , фрейлина императрицы Екатерины II . Желая посвятить себя Богу , тайно оставила двор, инсценировав свою смерть, и стала юродивой .
Канонизирована в 1988 году как местночтимая святая Тульской епархии в лике блаженных, память совершается (по юлианскому календарю ): 3 июля и 22 сентября ( собор Тульских святых ).
Жизнеописание
Мирская жизнь
Сведения о жизни Евфросинии в миру крайне скудны. Родилась она около 1758 года в семье князя Григория Ивановича Вяземского (представитель младшей ветви рода князей Вяземских ). Княжна Евдокия в 1776 году стала выпускницей первого выпуска воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт ) и была пожалована во фрейлины ко двору императрицы Екатерины II :6 .
Благодаря своему происхождению Евдокия Вяземская была знакома со многими представителями высшего общества своего времени, включая полководца Александра Суворова и князя Юрия Долгорукова (будущий московский градоначальник). По её рассказам, она вместе с камергером Александром Нарышкиным (будущий главный директор императорских театров) развлекала скуку императрицы :6 .
Сколько времени Евдокия прожила при дворе — неизвестно. Однажды во время пребывания императорского двора в Царском Селе она вместе с двумя другими фрейлинами (М. Я. Сониной и девицей Саломией) инсценировала свою смерть. Девушки оставили свои платья на берегу пруда , и, одевшись крестьянками , бежали, начав странствовать . Причины и обстоятельства этого поступка остаются неизвестными. По словам духовника старицы Евфросинии, причиной её бегства стало желание посвятить себя Богу . Он сообщает следующее предание, связанное с её бегством, в котором отсутствует инсценировка утопления:
…она просто скрылась из Дворца, почему и было дано приказание по разным дорогам, чтобы задержать её, и когда она, переодевшись в крестьянское платье, пробиралась в Москву, на перевозе через одну реку была узнана исправником, и, согласно предписанию, возвращена в столицу. Императрица приняла её ласково, и испытав о причине ея бегства с другими придворными, притом уверившись в ея твердой решимости посвятить себя на служение Богу, дозволила вступить в монастырь по желанию, и отпуская от себя, подарила иноческое платье из блестящей материи… :18
Начало странствий. Введенский Владычный монастырь
![](/images/007/873/7873689/3.jpg?rand=340860)
После ухода из мира Евдокия начала свои скитания по различным монастырям и храмам, которые продолжались более десяти лет. По её рассказам, некоторое время она трудилась на скотном дворе Спасо-Суморина монастыря , где находились мощи Феодосия Тотемского :8 . Когда физические силы её оставили, она направилась в Москву , где в 1806 году встретилась с митрополитом Платоном , который, выслушав её историю, дал ей благословение на подвиг юродства . Со своим письмом митрополит направил княжну во Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь под вымышленным именем « дуры Евфросинии ».
Игуменья Дионисия милостиво приняла новую насельницу. Вначале она жила в сестринском корпусе, а затем поселилась в небольшой избушке в окрестностях монастыря. По свидетельству Виталии ( послушница , а затем монахиня Владычного монастыря) митрополит Платон в своём письме известил игуменью о происхождении Евфросинии, о нём знали и некоторые другие монахини :45 .
Евфросиния одевалась в рубашку из толстого сукна, поверх её надевала ветхий , а в зимнее время — мужской тулуп . В праздничные дни Еврофсиния надевала кафтан из серого домотканого сукна. С её разрешения был сделан её портрет в таком костюме (см. слева) :21 . На теле под одеждой она носила вериги — железную цепь на шее с крупным медным крестом :10 . Веригоношение было тайным. Когда помещица Е. А. Дубровина случайно открыла, что старица носит вериги, то Евфросиния сказала, что это её тайна и запретила её разглашать. Волосы её были короткостриженными, иногда она обматывала голову тряпицей или надевала шапочку. Старица всегда ходила босой, не надевая обувь даже зимой.
В своей избушке Евфросиния держала двух кошек , трёх собак , кур и индеек . При этом спала на полу вместе со своими собаками. На вопрос, зачем она это делает, старица отвечала — « Я хуже собак » :10 . В доме она никогда не убиралась, пол был завален остатками пищи её животных, отчего в помещении стоял :
Однажды игуменья Евгения Озерова сказала « Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух! ». Она засмеялась и отвечала: « Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе » :10 .
При этом летом в жару она топила в своей избе печь , а зимой, наоборот, в её доме стоял холод.
![](/images/007/873/7873689/4.jpg?rand=752088)
По ночам старица ходила вокруг монастыря, распевая псалмы , а днём собирала в монастырском бору грибы , травы и цветы. Травы Евфросиния отдавала приходившим к ней больным. Для молитв Евфросиния посещала часовню , располагавшуюся рядом с монастырём, а в монастырский собор приходила на литургию . На исповедь Евфросиния ходила к монастырскому духовнику , причащалась всего один раз в год в Великий четверг . В день празднования Крещения Господня вместе с крестным ходом ходила на иордань на реке Нара и в своей власянице окуналась в воду, призывая других: « Идите, ребята, горячая баня, ступайте, мойтесь! » .
В период своей жизни во Владычном монастыре Евфросиния неоднократно встречалась с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) , который почитал её как подвижницу:
Когда митрополит приезжал в монастырь, старица выходила за монастырскую ограду и встречала его, подходила к нему под благословение, целовала ему руку, и он так же целовал у неё руку, а когда он уезжал из монастыря, старица провожала его за монастырские ворота :10 .
После прихода в Введенский монастырь новой игуменьи Иларии начались притеснения Евфросинии. В одних жизнеописаниях не указывается характер этих притеснений и сообщается только, что это была зависть и злоба :19 . В других причиной отъезда Евфросинии из Владычного монастыря называется убийство её трёх собак, совершённое по указанию новой игуменьи в присутствии старицы :47 . В 1845 году Евфросиния оставляет монастырь и переселяется в село Колюпаново Тульской губернии , расположенное на правом берегу Оки .
Жизнь в селе Колюпаново
![](/images/007/873/7873689/5.jpg?rand=47106)
В село Колюпаново Евфросиния переселилась по приглашению одной из своих почитательниц — помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой и прожила в нём последние 10 лет своей жизни. Из Владычного монастыря Евфросиния взяла с собой только икону Иисуса Христа с предстоящими Богородицей и Николаем Чудотворцем . Для старицы Наталья Алексеевна построила отдельный домик рядом со своей помещичей усадьбой , но юродивая Евфросиния загнала в него корову, а сама поселилась в небольшой комнате в помещениях дворни :12 . Как и в монастыре, с собой она поселила животных, которых выгоняла из комнаты только в день принятия ею причастия .
Духовником Евфросинии стал священник колюпановской Казанской церкви Павел Просперов . Из села старица уезжала к своим почитателям, у которых гостила иногда длительное время. Путешествовала она чаще всего пешком, реже в кибитке , в которую сажала с собой кошку с собакой :20 . Наибольшую привязанность Евфросиния испытывала к управляющему Мышегского чугунолитейного завода Алексею Цемшу, которого называла «сынок». Он построил для старицы в своём саду келью , в которой она порой проживала по несколько месяцев. В этой келье стоял гроб, в который Евфросиния ложилась отдохнуть, другой мебели в ней не было :56 .
![](/images/007/873/7873689/6.jpg?rand=567041)
Для уединённых молитв Евфросиния выбрала овраг на берегу Оки в окрестностях села. Рядом с протекающей по дну оврага речкой она вырыла колодец и приходившим к ней больным говорила — « Берите воду из моего колодезя — и будете здоровыми » .
С жизнью Евфросинии в Колюпанове связано появление историй о её даре исцелять больных. Особо разговоры об этом стали распространяться в связи со следующими случаями:
- исцеление помещицы Н. Протопоповой, которая страдала болезнью ног и кровохарканием (по указанию старицы её вымыли в бане , в печь которой поставили котёл с лошадиным навозом ) :26 ;
- исцеление помещика А. П. Полоскова, племянника Н. Протопоповой, тяжело заболевшего накануне своей свадьбы (для него Евфросиния приготовила ванну с собранными ею травами) :24-25 ;
- помощь помещице Н. Кореловой, которая трое суток мучилась родами (Евфросиния растёрла ей бока и спину деревянным маслом и пообещала благополучные роды с первым ударом колокола , что исполнилось) :28 .
Также на основе рассказов близких к Евфросинии лиц ей приписывали дар прозорливости (возможность видеть будущее). К наиболее часто упоминаемым историям относятся предсказание послушнице Сезёновского монастыря сана игуменьи и назначения на Тульскую и Белёвскую кафедру епископа Димитрия (Муретова) . Почитатели обращались к ней «матушка Евфросиния» :20 , хотя факт и обстоятельства принятия ею монашеского пострига неизвестны. Евфросиния получила такую широкую известность, что епископ Димитрий в свою первую поездку по епархии заехал в село Колюпаново для встречи с ней.
Смерть
![](/images/007/873/7873689/7.jpg?rand=168847)
За три недели до своей смерти Евфросиния заявила няне , приставленной к ней Натальей Протопоповой, что « два ангела в белых одеждах вышли из церкви и зовут меня к себе: „Евфросиньюшка, пора тебе к нам“ » :32 . Известие о том, что старица предрекла себе смерть, быстро распространилось по округе, и жители начали приходить к ней проститься и взять благословение . Многим она на память о себе дарила различные предметы — от крестиков и иконок до травы и одежды. Помещица Протопопова обратилась с письмом к епископу Тульскому и Белёвскому Димитрию с просьбой разрешить похоронить Евфросинию внутри Казанской церкви села Колюпаново. Разрешение на это епископ дал на следующий день после смерти Евфросинии.
Скончалась Евфросиния 3 (16) июля 1855 года. Смерть её была спокойной — она приняла причастие и в три часа дня пополудни, сложив руки на груди, умерла. На её погребение собралось множество народу из соседних сёл. Согласно её последней воле её погребли в полном монашеском облачении. У гроба , края которого были обставлены множеством свечей, все дни служились панихиды . 7 июля трое священников отслужили заупокойную литургию и затем шесть священников совершили отпевание Евфросинии. Все заупокойные богослужения возглавлял духовник Евфросинии Павел Просперов. Её тело погребли под полом трапезной деревянной Казанской церкви.
![](/images/007/873/7873689/8.jpg?rand=294671)
По инициативе отца Павла на средства Алексея Цемша над могилой Евфросинии была установлена деревянная гробница с чугунной надгробной плитой :21 . На ней с благословения митрополита Московского Филарета (Дроздова) :37 была сделана надпись:
Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит.
Почитание
Почитание старицы, начавшееся ещё при её жизни, продолжилось после смерти. С 1884 года в храме перед каждой литургией начали совершать панихиду по Евфросинии. Стали появляться сообщения о чудесных исцелениях и помощи, приписываемых действию молитв к старице. С 1909 года по указу Тульской духовной консистории в храме завели книгу для записи подобных сообщений . В вышедшей в 1911 году полной биографии Евфросинии собрано 55 подобных свидетельств. Каждый год в день смерти и день ангела Евфросинии в Колюпаново приезжало множество паломников, совершалось соборное служение литургии, а затем панихиды на её гробнице :85 . В 1910 году паломничество к гробнице Евфросинии совершил епископ Каширский, викарий Тульской епархии Евдоким (Мещерский) :86 . В 1914 году над её гробницей возвели деревянную позолоченную сень.
Почитанием пользовался и выкопанный Евфросинией источник. В 1885 году над ним установили навес — часовню на столбах, а в 1909 году — деревянную часовню , рядом с которой устроили крытую купальню. Каждый год в день Святой Троицы из Казанской церкви совершали крестный ход к источнику.
В 1931 году Казанская церковь сгорела, место погребения Евфросинии и её источник пришли в запустение.
В 1988 году состоялась местная канонизация Евфросинии в составе Тульских святых в лике блаженных , совершённая по инициативе архиепископа Тульского и Белёвского Максима (Крохи) . Ей были составлены служба , акафист , тропарь , кондак . В 1993 году началось строительство каменного храма на месте сгоревшей Казанской церкви. В 1995 году по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона, указом Святейшего патриарха Алексия II был учреждён Свято-Казанский женский монастырь , настоятельницей монастыря была назначена игуменья Евфросиния (в миру Мария Васильевна Кушнир). В 1996 году было завершено строительство нового Казанского храма. В нём над захоронением блаженной Евфросинии устроили мраморную раку с резной деревянной сенью . Церковь украшают фрески на сюжеты жития Евфросинии Колюпановской .
В 2005 году в Колюпановском монастыре состоялись торжества, посвящённые 150-летию со дня смерти блаженной Евфросинии. В Казанском храме была совершена литургия, а затем состоялся крестный ход к источнику Евфросинии, который продолжает иметь репутацию целебного и посещается многочисленными паломниками .
Источники
Первую работу о Евфросинии Колюпановской написал её духовник и настоятель Казанской церкви села Колюпанова Павел Просперов. Она была опубликована в 1862 году в журнале «Домашняя беседа». В 1903 году издал подробное жизнеописание старицы, основанное на воспоминаниях знавших её людей — « Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II ». В 1911 году в типографии Троице-Сергиевой лавры вышло второе, значительно дополненное издание его труда. В 2002 году эта работа была переиздана с прибавлением дополнительных материалов (история создания Колюпановского монастыря, акафист). В этом же жизнеописании старицы, современниками Ефросинии указано, что она родилась в 1735 году и прожила 120 лет, но фактического подтверждения этому нет .
Небольшую статью о Евфросинии написала Анастасия Цветаева , которая в сибирской ссылке прочитала и переписала от руки жизнеописание старицы, составленное И. Суриковым, и перерисовала из него её портрет. Она описала своё выздоровление от болезни горла, которое приписала молитвам к блаженной Евфросинии. В 1959 году Анастасия посетила источник и могилу старицы и стала бывать в Колюпанове ежегодно .
Примечания
- ↑ Кочетов Д. Б. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. 17 . — ISBN 978-5-89572-030-1 . 21 мая 2013 года.
- Петров П. Н. История родов русского дворянства. — СПб. : Книгоиздательство Герман Гоппе, 1886. — Т. 1. — С. 52.
- ↑ Суриков И. М. Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II. — Сергиев Посад, 1911.
- ↑ Старица Евфросиния // Домашняя беседа. — 1862. — Вып. 28 .
- Рождественский В. Л. Историческое описание Серпуховского Владычнего общежительного девичьего монастыря. — М. , 1866. — С. 67.
- После смерти Евфросинии эту икону поместили над её гробницей
- После смерти Евфросинии принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре с именем Павлин. В 1862 году издал свои краткие воспоминания о своей духовной дочери.
- См. от 29 июня 2012 на Wayback Machine в электронной версии « Православной энциклопедии »
- См. например фрески от 29 июня 2012 на Wayback Machine и от 29 июня 2012 на Wayback Machine
- . Седмица.Ru. Дата обращения: 3 апреля 2010. 14 августа 2011 года.
- Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II / Сост. И. М. Суриков. — М. : Рускій Хронографъ, 2002. — 157 с. — ISBN 5-85134-016-9 .
- Цветаева А. И. . Дата обращения: 3 апреля 2010. 10 мая 2013 года.
Литература
- Старица Евфросиния // Домашняя беседа. — 1862. — Вып. 28 . — С. 17-22 .
- Суриков И. М. Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II. — Сергиев Посад, 1911. — 87 с.
- Кочетов Д. Б. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. 17 . — С. 527-529 . — ISBN 978-5-89572-030-1 .
Ссылки
- Цветаева А. И. . Дата обращения: 20 марта 2010.
- . Дата обращения: 20 марта 2009. 14 августа 2011 года.
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/9d073c780a69d781469f750027a9ff5e.gif)
- 2021-02-13
- 1