Interested Article - Ванвителли, Луиджи

Луи́джи Ванвите́лли ( итал. Luigi Vanvitelli ; 12 мая 1700, Неаполь — 1 марта 1773, Казерта ) — итальянский рисовальщик , живописец и архитектор ; представитель переходного стиля от позднего барокко к неоклассицизму . Работал в Анконе и Риме , был придворным архитектором неаполитанских Бурбонов . Построил самое большое здание XVIII века — Королевский дворец в Казерте . В 2016 году его именем назван Университет компании «Луиджи Ванвителли».

Биография

Луиджи родился в Неаполе 12 мая 1700 года в семье голландского живописца-пейзажиста, мастера ведуты , романиста Гаспара ван Виттела , который около 1675 года поселился в Риме , стал известен в Италии как Гаспаре Ванвителли, и Анны Лоренцани, дочери литератора Джованни Андреа. С 1699 по 1702 годы Гаспаре Ванвителли работал в Неаполе на стройке Королевского дворца по приглашению испанского вице-короля Луис Франциско де ла Серда и Арагон , 9-го герцога Мединасели; в честь вице-короля мальчику дали имя Луиджи. В следующем году родители переехали в Рим, где они затем жили постоянно.

Рисунок, изображающий Ванвителли в образе Геркулеса, несущего на себе небесный свод
Памятник архитектору. Пьяцца Ванвителли, Казерта

Вначале Луиджи учился живописи под руководством отца, получившего в 1716 году третью премию Академии Святого Луки в Риме, затем начал изучение « перспективного рисунка » и архитектуры благодаря дружбе отца с архитектором Филиппо Юваррой . Отец часто передавал мальчику свои альбомы с рисунками, а также его деда по материнской линии Андреа Лоренцани, поощряя его продолжать обучение. Со временем Луиджи Ванвителли также смог создать свою собственную школу , основанную на «эрудированном классицизме», полученном в результате непосредственного изучения античных памятников Вечного города .

В молодости Луиджи работал со своим учителем Никколо Сальви над расширением Палаццо Киджи-Одескальки , в постройке которого ранее принимал участие Джованни Лоренцо Бернини , и с ним же разработал проект капеллы для церкви Святого Роха в Лиссабоне (Португалия). В это же время Ванвителли достиг значительных успехов в живописи, театрально-декорационном искусстве и фресковых росписях в архитектуре. Он, в частности, писал фрески в капелле церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере . Однако после первых шагов в качестве сценографа и живописца, в 1726 году Ванвителли был назначен помощником архитектора Дж. Антонио Валерио на работах в соборе Святого Петра в Ватикане .

В 1728 году Ванвителли был принят члены философско-литературной Академии Аркадия под вызывающим воспоминания именем Клеанте Фидиако, изменённым примерно в 1764 году на Архимед Фидиако (по традиции аркадийцам давали вымышленные имена). Ванвителли, однако, был чужд писательскому ремеслу, и ему с сожалением пришлось сочинить «нелепый сонет» (как он сам его определил), который впоследствии был опубликован в 1764 году в сборнике аркадских стихов; гораздо более подходящим для его интересов было поступление в 1733 году в Академию Святого Луки .

Его первые самостоятельные работы — восстановление Палаццо Альбани в Урбино , семейного дворца папы Климента XI (1728), церкви Сан-Франческо, также в Урбино, где в капелле Альбани он использовал раннехристианский саркофаг с барельефом Доброго Пастыря , акведук и фонтан в Вермичино (во Фраскати , Лацио). В 1732 году Ванвителли участвовал в двух конкурсах, объявленных папским двором: один касался постройки фонтана Треви , другой — строительства фасада базилики Сан-Джованни-ин-Латерано . Несмотря на то, что Ванвителли проиграл оба конкурса, он смог привлечь к себе внимание, поскольку его проекты были положительно оценены экспертами .

Папа Климент XII поручил Луиджи Ванвителли обустройство и расширение порта Анконы (область Марке) и многие другие постройки в этом городе . Тем не менее, он не преминул поехать в Рим, где продолжал выполнять обязанности архитектора собора Святого Петра. Он провёл ряд важных работ по укреплению купола, возведённого по проекту Микеланджело .

В те же годы Ванвителли было поручено строительство капеллы Сан-Джованни Баттиста в лиссабонской церкви Сан-Рокко, а в Риме — строительство монастыря августинцев. С 1748 года Ванвителли завершал оформление интерьеров и нового фасада базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-э-дей-Мартири в бывших термах Диоклетиана. Фасад позднее был разрушен ради восстановления идеи Микеланджело, но замечательные интерьеры Ванвителли, украшенные разноцветным мрамором и иллюзорными росписями в стиле « тромплёй » ( фр. trompe-l'œil ), сохранились. Архитектор также составил проект кампанилы (колокольни) базилики Санта Каза (Святого дома) в Лорето близ Анконы (самой высокой колокольни в регионе Марке, 1750−1774).

Работы архитектора в Анконе привлекли внимание неаполитанского короля Карла VII , который пригласил Ванвителли строить загородный дворец в Казерте близ Неаполя, призванный стать своеобразным «итальянским ответом» французскому Версалю . Над этим проектом Ванвителли работал до самой смерти. Помимо грандиозного дворца с 1200 помещениями и театром, он работал над устройством садов, заботясь об обеспечении эффектных видов на дворец, а для водоснабжения дворца спроектировал « акведук Ванвителли », считавшийся чудом инженерного искусства. В поисках водных источников вместо старого акведука Аква-Джулия, архитектор ушёл далеко от Казерты, пока не достиг плодородной долины Каудина, где он нашёл истоки воды у подножия горы Табурно. Строительная площадка дворца была огромной: там работало около трёх тысяч человек, включая каменщиков, плотников, кузнецов, каменщиков, чернорабочих, каторжников и рабов-мусульман, которые также использовали силу животных .

Луиджи Ванвителли много трудился над украшением Неаполя . Среди таких проектов — базилика Сантиссима-Аннунциата в центре Неаполя, которая после смерти Луиджи была закончена его сыном Карло, а на озере Фузаро Ванвителли выстроил для короля миниатюрный домик для охотничьих забав , получивший название «Домик Ванвителли».

Утомлённый медленным строительством дворца, появлением первых проблем со здоровьем и, прежде всего, интригами двора, Ванвителли в этот период он редко покидал Казерту. Он вернулся к сценографии, подготовив в 1766 году декорации к бракосочетанию Фердинанда IV с Марией Джузеппой, а после смерти последней и с Марией Каролиной, торжество состоялось в 1768 году. Архитектор скончался 1 марта 1773 года. Почти забытый, он был похоронен в церкви Сан-Франческо ди Паола, в непосредственной близости от королевского дворца. Надгробные надписи были заказаны историку из Казерты Франческо Даниэле .

Ванвителли с 1737 года был женат на Олимпии Старич, дочери счетовода на строительстве Сан-Пьетро; брак оказался счастливым и увенчался рождением восьми детей. Из них наиболее известен Карло Ванвителли (1739—1821), также архитектор, он продолжил строительство дворца в Казерте после смерти отца и создал несколько престижных зданий в Неаполе.

Учеником Ванвителли в Неаполе был Антонио Ринальди , позднее прославившийся в России. Другой ученик — архитектор Франческо Сабатини .

Королевский дворец (La Reggia) в Казерте

Архитектурный стиль

Сложность работы в Казерте состояла в том, что за время строительства стиль барокко вышел из моды и Ванвителли пришлось приспосабливаться к эстетике неоклассицизма . Тем не менее Казертский дворец с окрестными постройками считается его удачей, шедевром мировой архитектуры и находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия .

Эклектичность его творений и многогранность творческого чувства делают Ванвителли архитектором, которого трудно вписать в узкие горизонты определённого художественного течения; творчество Ванвителли предстает не лишённым противоречий, типичных для переходного периода между барокко и неоклассицизмом. В целом можно сказать, что, с одной стороны, художественный язык Ванвителли объединяет многогранное наследие позднего барокко, а с другой продвигает новые архитектурные решения, предлагаемые неоклассицизмом; поэтому стилевые оценки его творчества неоднозначны и противоречивы .

Историк искусства Коррадо Мальтезе, например, категорично определяет работы Ванвителли как барочные: «Неоклассический характер, на который мы бы желали уповать, явно отрицается живописными и сценографическими эффектами арок, сводов, лестниц, колонн, пилястр, рам и бесчисленных ниш, и, наконец, подготовительными эскизами, направленными на создание живописных эффектов света и тени, движения и глубины масс и плоскостей… Замкнутый план Казерты никак не касается и тем более не возвещает неоклассический мир: он баррикадируется в его тяжёлых стенах, удаляясь от сценографии игры воды, отражающейся от холмов, отрицает глубочайшую связь с внутренней жизнью дворца, превращая его в роскошный придаток». Ренато Бонелли выступил против тезиса Мальтезе и увидел в архитектуре Ванвителли неоклассические результаты: «Приблизительно в середине восемнадцатого века, когда Ванвителли спроектировал Реджию, историческая скобка барокко устарела, и архитектура французских отелей (неправильно называемая словом рококо ) пришла, чтобы показать необходимость радикального пересмотра интерьеров, украшенных фривольным и утончённым декором, к простым и сдержанным формам состоящим из классических элементов… Выбранный путь был путём нового расширения классического языка» .

Жермен Базен заметил, что прообразом капеллы Королевского дворца в Казерте послужила Королевская капелла в Версале , но Ванвителли, повторяя её композицию , значительно усилил декоративность интерьера за счёт цветного мрамора. По поводу знаменитой « двусветной » (охватывающей два этажа) Парадной лестницы дворца (Scalone d’onore) из белого каррарского мрамора , шедевра архитектора Ванвителли, французский историк искусства отмечал, что «придерживаясь традиционных для итальянской архитектуры принципов построения пространства, Ванвителли вместе с тем внёс одно оригинальное решение, благодаря которому посетитель сразу же оказывался в центре дворцового ансамбля… За дворцом, также в подражание Версалю, открывается грандиозная перспектива парка, что было новшеством для Италии, где сады по-прежнему располагались террасами. Оставаясь барочной по духу и грандиозности масштаба, Казерта вместе с тем обнаруживает черты неоклассицизма: в экономном использовании изогнутых поверхностей и в применении — на внешних фасадах — расположенных ярусами огромных колонн совершенных пропорций; подобный принцип оформления фасада впоследствии станет типичным для архитектуры всей Европы» .

Другие постройки Ванвителли

Отражения в истории

  • Луиджи Ванвителли-младший, племянник архитектора, написал его биографию, названную «Жизнь архитектора Луиджи Ванвителли» (Vita dell’architetto Luigi Vanvitelli)
  • Имя Ванвителли носит одна из станций неаполитанского метрополитена .

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Luigi Vanvitelli // (англ.) — .
  3. (нидерл.)
  4. Luigi Vanvitelli // (англ.)
  5. The Bourbons of Naples (англ.) — London: Faber & Faber , 2009. — P. 79. — ISBN 978-0-571-24901-5
  6. VANVITELLI, Luigi. Tommaso Manfredi — Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 98 (2020) от 29 декабря 2022 на Wayback Machine
  7. (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  8. Giuseppe de Nitto. Biografia di Luigi Vanvitelli (PDF) // Gianfrotta А. Manoscritti di Luigi Vanvitelli nell’archivio della Reggia di Caserta 1752—1773. — Città di Castello: Ministero per i beni e le attività culturali, 2000. — Р. XII. — ISBN 88-7125-174-1 . — URL consultato il 16 settembre 2016 (archiviato dall’url originale il 18 settembre 2016)
  9. Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 98 (2020) от 29 декабря 2022 на Wayback Machine
  10. Lunazzi L. Mr. Van: Opere e giornate di Luigi Vanvitelli anche architetto. Ancona: Carletti & C., 1978
  11. Giuseppe de Nitto. — Р. XVIII
  12. Giuseppe de Nitto. — Р. XXII
  13. Bagordo G. M. Le architetture per l’acqua nel parco di Caserta. — Roma: ARACNE editrice, 2009. — ISBN 978-88-548-2622-9 . — Р. 9
  14. Bagordo G. M. — Р. 16, nota 8
  15. Базен Ж. Барокко и рококо. — М.: Слово, 2001. — С. 167—168

Ссылки

Источник —

Same as Ванвителли, Луиджи