Рана, Чандра Шамшер Джанг Бахадур
- 1 year ago
- 0
- 0
Ялангтуш Баҳодир ( чагат. يلنكتوش بهادر , узб. Yalangtoʻsh Bahodir / Abdulkarim Yalangtoʻshbiy Bahodir Boyxoji oʻgʻli / Yalangtoʻshbiy otaliq ; 15 сентября 1578, Бухара — 1656, Дахбед , Бухарское ханство ) узбекский военачальник, политик, наместник бухарских ханов в Самарканде . Кроме этого в источниках фигурируют его другие имена: Низамиддин и Абдулкарим .
Имя этого полководца в форме Ялангтуш-бий встречается в письменных источниках, написанных как в Бухарском ханстве , так и в Сефевидском государстве . Ялангтуш — يلنكتوش
(1) Он!
(2) По повелению его величества хана.
(3) Низамуддин Ялангтуш-бий-аталык, мое слово.
(4) Да будет ведомо правителям, арбабам и сборщикам податей области Ура-Тюбе, (5) что так как три с половиной [меры] милковой воды до сего в силу августейшего (6) указа были утверждены [в виде] суюргала за сливками подтверждения, муллой Ходжа-арбабом,
(7) а теперь перешли к его сыну Ходжа Бабе и [последний] имеет на руках августейшую грамоту Абдулла-хана, — да озарится его могила
—
Имя в форме Ялангтуш-бий встречается в письменных источниках, написанных как в Бухарском ханстве, так и в Сефевидском государстве.
его высочеству, убежищу эмирского достоинства, орудию управления, постоянно доблестному, великому эмиру, обладающему правильным мнением и рассудительностью, (11) покровителю учёных и просвещённых наставнику добродетельных и праведных творящему богоугодные дела и милостыни, устроителю державы, султаната и могущества (12) высокодостойному Ялангтуш бию, благородному сыну высокопоставленного убежища эмирского достоинства, прощённого, потонувшего в морях милосердия аллаха, владыки-создателя (13) Бой ходжи бия
—
Ялангтуш бахадур повелел написать на стенах медресе Шердор на площади Регистан в Самарканде его имя как инициатора строительства. Оригинальная надпись датируется 1619 годом. В частности, излагается, что «Когда архитектор изобразил свод его арки то небо от удивления прикусило новую луну, как палец, так как Ялангтуш Бахадур был основателем его, то год постройки его назван Ялангтуш Баходур» .
Таким образом, по документам полное имя Ялангтуша звучит в двух вариантах: Низамуддин Ялангтуш-бий-аталык и Ялангтуш Баходур .
В российской дореволюционной историографии его называли только Ялангтуш-бием . В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона его тоже называют Ялангтуш Багадуром .
В исторической литературе чаще используется вариация имени Ялангтуш-бий .
Над надгробном камне, его имя высечено Ялангтуш-бий .
На плите, установленной у его могилы, его имя на современном узбекском языке высечено кириллицей как Ялангтуш Боходур .
В исторических письменных источниках его имя написано как Ялангтуш-бий .
Согласно письменным источникам и юридическим документам, Ялангтуш бахадур происходил из узбекского рода алчин , а отца его звали Бой Ходжи .
В воспоминаниях бабурида императора Джахангира (1605—1627) в частности рассказывается о полководце Аштарханидов Ялангтоше, который назван узбеком .
Узбекский род алчин упоминается в числе других узбекских племен на территории долины Зеравшана с XVI века. Старейшины алчинов располагались в XVI—XVII веках при бухарском дворе по левую сторону «от высочайшего престола».
Отец с сыном были учениками Ходжа Хошима Дагбеди — потомка знаменитого суфийского лидера направления накшбандия Махдуми Аъзама (1461—1542). Ялангтуш бахадур и его дочери (Иклима бону, Ойбиби) были похоронены на кладбище в Дагбеде у ног Ходжа Хошима Дагбеди . Согласно документу от 1643 года, у него был сын Байбек, который тоже был грамотным. Однако он умер раньше отца, в документе от 1650 года пишут, что он скончался .
Также российские авторы, как дореволюционные, так и советские, называют Ялангтуша бахадура узбекским полководцем. В частности, А. П. Хорошхин : « Тилла-кари и Ширдар построены более 200 лет тому назад правителем Самарканда Йаланг-бием или Йаланг Таш-бахадуром на деньги и сокровища, награбленныя им в г. Машад , въ Персии. Йаланг-Таш (гладкий камень) был родом узбек из колена Алчин» .
Д. И. Эварницкий : «Мечеть Тилля-кари построена в 1618 году нашей эры Ялангтушем Багадуром из узбекского рода Алчина. Мечетъ Шир-дар построена в 1616 году, по уверению Абу-Тагир-ходжи, названным выше Ялангтушем Багадуром, из узбекского рода Алчина, и представляет собой самое великолепное здание из всех трех мечетей, стоящих на Регистане» .
В. И. Масальский : «Мечеть и медресе Тилля-кари (то есть раззолоченная) построена в 1647 году эмиром Ялангтушем-бахадуром (полководцем Имамкулихана ) из узбекского рода «алчин». Справа от Тилля-кари, под прямым к ней углом, расположена мечеть Шир-дор (то есть украшенная львами), основанная в 1618 г. тем же эмиром Ялангтушем»
П. П. Иванов пишет: «Упадок политического значения аштарханидов в Бухаре сопровождался ростом военно-политической мощи отдельных бухарских феодалов из числа узбекской знати, к которой принадлежал, например, известный сановник (аталык) хана Абдулазиза (1645—1680), бий Ялантуш, строитель знаменитых самаркандских медресе Шир-дар и Тилля-кари»
Дискуссионным вопросом является имя отца Ялангтуш бахадура, так как по казахским устным преданиям имя его отца звучит как Сейиткул, а по письменным юридическим документам, его отца звали Байходжа . Скорее всего, речь идет о двух разных лицах. Жалантос батыр оставил многочисленное потомство, а Ялангтушбий имел всего лишь одного сына, который умер, не оставив мужского потомства. Мифологизация истории Ялангтуша произошла в 1920-х годах, когда военный, врач Х. Достмухамедов пытался объединить историю двух разных исторических личностей: Ялангтуша Бойхожи угли и Жалантоса Сейиткул улы и представить их как одного человека.
Ялангтуш-бий получил образование в Бухаре в мактабе и медресе в период правления узбекского хана Абдулла-хана II . По письменным источникам карьера Ялангтуш-бия складывалась следующим образом: его отец Бойходжи был эмиром — одним из высших сановников шибанидских ханов в Бухаре , таким образом Ялангтуш-бий с детства воспитывался при дворе бухарских ханов из династии шибанидов . В школе Ялангтуш-бий изучил персидский язык. Все юридические документы, составленные от его имени, включая надпись на одном из медресе на площади Регистан , написаны на персидском языке .
В отличие от многих представителей даштикипчакских племен, которые следовали ордену Ясавия , Ялангтуш-бий был мюридом лидеров суфийского ордена Накшбандия . В дальнейшем при сильной поддержке накшбандийских ишанов из рода Махдуми Азама , Ялангтуш-бий управлял Самаркандской областью .
После смерти аштарханида Баки Мухаммадхана в 1605 году Ялангтуш вначале поддержал Вали Мухаммадхана , а затем, в 1611 году, выступил против него, поддержав другого представителя Аштарханидов Имам Кули хана В результате новый хан назначил Ялангтуша в 1612 году эмиром (наместником) Самарканда , а позже и аталыком.
со стороны средоточия счастья, средоточия храбрости, отпрыска (3) великих эмиров, его высокородия Бой бека, а он сын высокостепенного убежища эмирского достоинства, орудия правосудия, радости султанов, собеседника хаканов, покровителя несчастных и бедных похвального качества великих эмиров, кормильца (4) знатных и простых порядка мира и веры, отличённого милостью владыки-создателя, превосходительного Ялангтуша атолика — «да продлится господство его и увеличится [срок] жизни его!
—
Ялангтуш бахадыр считался наместником джанидов-аштарханидов в Балхе , а затем в Самарканде , и он не имел юридического права на выпуск своих монет. В самаркандском монетном дворе все монеты выпускались от имени джанидских ханов: Баки Мухаммада, Имамкули-хана и т.д.
Ялангтуш бахадур был хакимом Самаркандской области несколько раз. В первый раз с 1612 по 1632 годы, затем хакимом Самарканда был назначен дядя Имамкули-хана Надир диванбеги . Второй раз хакимом Самаркандской области Ялангтуш бахадур был назначен в 1633 году и оставался на этой должности до 1642 года, а третий раз был хакимом Самарканда с 1645 по 1656 годы.
Он владел большими землями в разных районах Средней Азии. Например, 30 апреля 1650 года была составлена купчая (васика) «Ялангтуш бая, сына Бой Ходжа бия, на приобретение у Ниёз бека и Ходжи бека, сыновей Ошура кушбеги 2/6 сада и 2/6 участка земли, составляющих обелённое имение в махалле Посарчак самаркандского тумона Шовдор, за 1000 танга» .
Ялангтуш бахадур отличался военным талантом и способностью организатора, и за помощь Аштарханидам получил титул эмира. Первоначально он был назначен наместником аштарханидов в Балхе . А позже, по мнению видного востоковеда Роберта Макчесни, удачные походы Ялангтуша бахадура против казахов усилили его авторитет и он был назначен наместником Имамкули-хана в Самарканде . Он упоминается в числе 38 видных узбекских эмиров бухарских ханов. Большая часть земель-икта, пожалованных ханом Ялангтушбию еще в XVI веке располагалась на территории современного Афганистана и лишь позже он начал скупать земли в долине Зеравшана . Ялангтуш бахадур носил также звания бия и аталыка . .
Ялангтуш-бий внес наибольший вклад в защиту Бухарского ханства от северных кочевников.
В 1609 году Ялангтуш бахадур отразил напавшего на Самаркандскую область казахского владетеля Абули султана и гнал его войска до Сыгнака .
В 1612 году он во главе войск бухарского хана джанида Имамкули-хана овладел Ташкентом и Туркестаном . За победу над казахскими племенами он был удостоен чина амира провинции Балх .
В 1612 году Имамкули-хан отправил его во главе войск против Есим-хана .
В 1614 году Ялангтуш совершил поход на Хорасан, а в 1618 году на Герат . В 1620-х годах воевал на территории современного Афганистана , защищая южные границы государства Аштарханидов .
В 1621 году он был главнокомандующим аштарханидскими войсками в отражении нападения казахских войск Турсун-султана .
В 1628 году по приказу Имамкули-хана Ялангтуш разбил казахского под Ташкентом и заставил его бежать в Кашгарию .
В 1636 году войска Имамкули-хана во главе с Ялангтуш-бием совершили поход на Сайрам , в окрестностях которого они атаковали казахские племена. Поход продолжался до степей Дешт-и Кипчака .
К 1613 году, под руководством Ялангтуш-бия, узбекам удалось отбить от тюрок Сефевидов ключевые аванпосты и города Хорасана, в число которых входили: Мешхед , Нишапур , Герат и т.д.
В 1621—1622 годах иранский правитель Шах Аббас решил свести счеты с Ялангтушем и направился в поход против Бухарского ханства . Он выделил 40 тысяч воинов во главе с Халаф-беком для битвы с Ялангтуш-бахадуром. Но Ялангтуш, опасаясь такой большой армии, отступил в Кабул . Спустя некоторое время Шах Аббас принял предложение о мире от Бухарского ханства .
В середине 1633 года Ялангтуш захватил в Хорасане город Серахс , где оставил тысячный гарнизон. Сефевидские войска в сентябре 1633 года штурмом взяли Серахс, захватив много пленных. Большая часть была казнена, за исключением племянника Ялангтуша, который был отослан бухарцам, в надежде на прекращение боевых действий .
В 1642-м году новый хан Бухарского ханства — Надир Мухаммад-хан отстранил Ялангтуш-бия от должности хокима и губернатором Самарканда был назначен наследник престола Абдулазиз-хан . Вероятно, Ялангтушбий остался приближенным Абдулазиза.
В 1645 году на престол в Бухаре взошел Абдулазиз-хан и, вероятно, Ялангтушбий вновь был назначен хокимом Самарканда .
В 1646 году Абдулазиз-хан пришел на помощь казахам в борьбе против джунгар .
В 1645 году происходит конфликт между бухарским ханом Абдулазиз-ханом и Шах-Джаханом . На Балх претендовали как Бухарское ханство , так и правитель империи Великих Моголов Шах-Джахан. В результате разгорелась война. После двухлетней войны в 1647 году войскам под руководством Ялангтуш-бия удалось изгнать войска Аурангзеба из пределов Бухарского ханства .
Согласно сведениям из исторического источника «Тарихи Кыпчак-хани» Ходжамкули-бека Балхи, Абдулазиз-хан созвал всех узбекских военачальников и полководцев и устроил великий курултай. После совещания и гадания было решено, что без содействия казахских султанов эта напасть не будет отражена. Шейхи, учёные и нойоны вместе с ханом направились в Ташкент , где узбеки, казахи и каракалпаки устроили большое собрание. После совета триста тысяч человек с одним лаком конных казахов (один лак равен ста тысячам человек) повязали пояс для помощи. Ялангтуш находился во враждебных отношениях с Абдулазиз-ханом и не прекращал враждовать даже во время их совместного похода против Шах-Джахана . Затем был найден компромисс и при дальнейшем правлении Абдулазиз-хана Ялангтуш сохранил пост хокима-губернатора Самарканда. Ведя борьбу с шиитами Ялангтуш совершил много успешных походов в Хорасан, захватил и разграбил Мешхед , откуда вывез много пленных мастеров.
Ялангтуш Бахадур известен также вкладом в строительство новых сооружений в Самарканде. При строительстве он использовал собственных трех тысяч рабов, привезенных из Ирана и современных территорий Афганистана.
В самом сердце Самарканда, на площади Регистан по приказу Ялангтуш Бахадура сооружения, построенные Мирзо Улугбеком в XV веке: ханака и караван-сарай были разобраны, а на их месте были построены здания, которые он посвятил своему духовному наставнику Ходжа Хошиму Дагбеди - медресе Шердор („Львиное медресе“) и медресе Тилля-Кари («украшенное золотом»). Одна из надписей, составленная на персидско-таджикском языке, на стене Медресе Шердор сообщает о том, что «эмир-полководец, справедливый Ялангтуш Бахадур» являлся его основателем.
После смерти Ялангтуша мужских наследников не осталось и отделочные работы в медресе спонсировала его наследница — одна из дочерей.
После смерти единственного сына Ялангтуш-бия аталыка — эмира Бойбека мужского потомства Ялангтуш-бия не осталось, поэтому согласно данным М. Е. Массона , строительство медресе на Регистане продолжала одна из его дочерей.
Ялангтуш Бахадур похоронен в 12 км от Самарканда в Дахбеде у ног своего духовного наставника, лидера местного отделения ордена Накшбандия . Здесь же похоронены его дочери.
Имя Ялангтуш Бахадура присвоено одной из центральных улиц современного Самарканда . В 2014 году в Самарканде презентована эпическая картина художника А. Умарова „Правитель Самарканда Ялангтуш Баходир на строительстве медресе Шердор“.