Interested Article - Гибрис
- 2020-12-19
- 2
Ги́брис , также хю́брис (от др.-греч. ὕβρις — «дерзость»), — высокомерие, гордыня , спесь, чрезмерное самолюбие. В древнегреческой культуре персонифицированное свойство характера, позже — важная этическая концепция.
Античность
В античной традиции хюбрис — излишне самоуверенное поведение лидера, которое боги рассматривают вызовом себе. Как считали древние греки, такое поведение предшествует и, как правило, приводит к перипетии ( греч. περιπέτεια ) — внезапному исчезновению удачи и в дальнейшем к божественному возмездию — немезису ( др.-греч. Νέμεσις ) .
Впервые слово появляется ещё у Гомера и Гесиода . В гомеровской традиции хюбрис — нарушение божественной воли в сочетании с желанием (или нежеланием, в зависимости от воли языческих божеств) собственного обожествления. За такое смертным полагается возмездие ( немесис ). Таково, к примеру, поведение Ахилла и Одиссея . Эта же линия проявляется в мифах о Прометее , Сизифе , Эдипе и других. Сходные персонажи есть в монотеистических религиях ( Адам и Ева , строители Вавилонской башни ).
Для Гесиода же хюбрис — скорее этическое понятие. Его проявляет каждый человек, одержимый пороками, особенно же — страстью к приобретению богатства . Следы гесиодовской концепции мы находим у Солона и Аристотеля . Термин «хюбрис» использовался также в юриспруденции в значении «оскорбление словом или действием».
В греческой мифологии, согласно Аполлодору , Гибрис — богиня, мать Пана , которого родила от Зевса . Также — мать Кора . Пиндар считает Хюбрис матерью пресыщения . Её алтарь в Афинах воздвиг Эпименид .
У римлян эпохи поздней Республики , перенявших у греков этот эллинистический элемент их культуры, он со временем трансформировался в когномен , то есть — в прозвание, причём, с оттенком презрения. Так, в частности, нам известны два государственных деятеля I века до н. э., носивших такое прозвище: это уроженец Римской Испании Квинт Варий , ставший первым в истории Рима сенатором испанского происхождения , и дядя триумвира Марка Антония, прозванного так за свою безудержность .
Современность
Возрождение интереса к хюбрису связано с историческими штудиями Тойнби и философией постмодернизма ( Мишель Фуко и др.). Так, Тойнби говорил о хюбрисе государств и цивилизации, за которыми следует распад (немесис). С этим, по его мнению, связана судьба крупных милитаризованных стран (Ассирийская и Римская державы). Постмодернисты обычно говорят о хюбрисе в социологическом контексте, как об элементе необузданности, хаоса в общественном или культурном явлении .
В современном языке слово «хюбрис» (как и гордость ) может употребляться как с отрицательной, так и с положительной окраской. Так, историк Ян Кершоу обозначил этим термином поведение Гитлера . С другой стороны, спортивные комментаторы могут употреблять его по отношению к участникам соревнований, а Л. Уолл считает хюбрис одной из трёх добродетелей программиста .
В честь Гибрис назван астероид (430) Гибрида , открытый в 1897 году .
См. также
Примечания
- от 8 ноября 2015 на Wayback Machine , The Economist , Nov 7th 2015
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1
- Геродот. История VIII 77, ссылка на пророчество Бакида
- от 14 июня 2012 на Wayback Machine // Электронная библиотека ИФ РАН
- Схолии к Клименту. Протрептик II 26 // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С.76
- Münzer F . Varius 7 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft (RE). — 1955. — Bd. VIII А, 1. — Kol. 387—390.
- Плиний Старший . Естественная история , VIII, 53 (213).
- Белкин М . Цицерон , Цезарь и процесс Гая Антония в 59 г. до н. э. // Политическая интрига и судебный процесс в античном мире. — 2015. — С. 261—274. — Стр. 262.
- (недоступная ссылка)
- Хюбрис // Новейший философский словарь. / Сост. и глав. науч. ред. А. А. Грицанов . — 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). ISBN 985-428-636-3 .
- . Дата обращения: 9 мая 2009. Архивировано из 2 февраля 2011 года.
- . Дата обращения: 9 мая 2009. 13 января 2013 года.
- Schmadel, Lutz D. (англ.) . — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. — P. 50. — ISBN 3-540-00238-3 .
Ссылки
- Ахутин А. В. Поворотные времена. СПб., 2005.
- Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. Ростов-на-Дону, 2001
- История философии. Минск, 2002.
- Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001.
- Хёйзинга Й.
- 2020-12-19
- 2