Interested Article - Дажьбог

Дажьбо́г ( Дажбог , др.-рус. Дажьбогъ , церк.-слав. Даждьбог ) — один из главных богов в восточнославянской мифологии , бог Солнца и его олицетворение , бог плодородия и солнечного света.

Этимология

Этимология теонима Даж(д)ьбог , на первый взгляд, вполне очевидна. По мнению М. Фасмера , это имя объясняется из древнерусского императива дажь «дай» и * bogъ «счастье, благосостояние» (ср. богатый, убогий ), то есть Даж(д)ьбог — «дающий благосостояние» .

Согласно В. Ягичу , теоним образовался из словосочетания дажь боже «дай, бог!» . Л. Мошинский вообще считает, что Дажьбог — это просто славянское приветствие, принятое иностранными миссионерами за имя бога . В. Й. Мансикка считает первую часть теонима императивом, как и Фасмер, однако вторую, богъ , склонен трактовать в прямом смысле. Поэтому Даждьбог — это deus dator , «высшее существо, одаряющее людей земными благами» . Возражая Мансикке, Е. Кагаров отметил, что первая часть этого имени не может содержать глагольной основы .

Л. С. Клейн также отмечает, что повелительное наклонение глагола не очень-то уместно в имени бога-дарителя. Он склонен согласиться с Б. А. Рыбаковым , что такое понимание имени («дающий») является поздним осмыслением по созвучию. Более верным Клейну кажется мнение Ф. Е. Корша , А. Л. Погодина , А. С. Фаминцына и Л. Нидерле : дажь- является закономерным русским смягчением древнего индоевропейского корня, проявившегося в словах санскр. dagh , готск. dags , нем. Tag «день», лит. dãgas «пожар» и др. Фасмер, однако, считает такое толкование едва ли более убедительным.

В. Ягич указывал, что Дажьбог в форме Дабог был известен у южных славян и пользовался таким уважением, что под влиянием богумильской ереси обратился в сатану и стал врагом Господа и владетелем земли; только Сын Божий победил его и лишил этой власти .

В. П. Калыгин и В. Блажек независимо друг от друга предположили связь между древнерусским Дажьбогом и древнеирландским Дагдой , так как эти божества весьма схожи между собой и по функциям, и по именам. Имя Дагда восходит к пракельт. * dago-dēvo «хороший бог» (в смысле совершенства, полноты) . На славянской почве под иранским влиянием произошла замена исконно-индоевропейской части -dēvo на иранское baga (вероятно, подобное произошло и с теонимом Стрибог ) и уже упомянутое смягчение на русской почве. Однако В. П. Калыгин считает теоним Дажьбог индоевропейским наследием, тогда как В. Блажек полагает, что имело место кельтское заимствование в славянский язык .

Данные источников

Повесть временных лет

Согласно « Повести временных лет » идол Дажьбога (вероятно, деревянный) вместе с идолами Перуна , Хорса , Стрибога , Симаргла и Мокоши стоял на холме в Киеве во времена князя Владимира . Дажьбог упоминается третьим в списке божеств (после Перуна и Хорса), в честь которых установлены идолы . Имя Дажьбога в этом списке упоминается вместе с именем Хорса и не отделяется от него союзом, в отличие от других имён — это может свидетельствовать о сходных функциях божества, либо вообще о разных (иранского и славянского происхождения) именах одного солнечного божества. После Дажьбога в списке упоминается Стрибог, что дало Р. О. Якобсону и В. Н. Топорову повод для спекуляций на тему двух близких божеств — «дающего» и «простирающего» блага.

А. Н. Афанасьев сравнивает Дажьбога с греческим Аполлоном:

Дажьбог, упоминаемый Нестором, «Словом о полку Игореве» и другими памятниками в числе славянских богов, есть, следовательно, солнце, сын неба, подобно тому, как Аполлон почитался сыном Зевса…

Перевод Хроники Иоанна Малалы

Наиболее содержательным является эвгемерический фрагмент о Дажьбоге во вставке, включённой в перевод отрывка из «Хроники» Иоанна Малалы , находящегося в Ипатьевской летописи под 1114 годом :

«Того ради прозвали его Сварогом и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждьбогом, 7 тысяч и 400 и семьдесят дней, что составляет двадцать с половиной лет. <…>. Солнце царь, сын Сварогов, иначе Даждьбог, был могучим мужем» .

Именем «Дажьбог» было переведено имя греческого солнечного бога Гелиоса , Сварог - Гефеста , и в конечном счете этот пассаж восходит к сообщению Манефона о первых царях-богах Египта, Гефесте-Птахе и его сыне Гелиосе-Ра .

Б. А. Рыбаков считал, что культ Дажьбога, как «Солнце-царя» восходит к скифскому культу Колаксая , сына Таргитая, прародителя царских скифов, трактуя имя Колаксая через славянский корень коло (якобы «солнце») и иранский ксай («владыка, царь»).

Таким образом, Даждьбог сочетал в себе две основных функции: в природе он был подателем света, тепла и плодородия, а в обществе — источником княжеской и царской власти.

Б. А. Рыбаков возводит культ солнца и плодородия, и культ Даждьбога у восточных славян к упомянутому Геродотом скифскому богу ( Аполлону ), объясняя это имя от славянского корня гоити «живить» и иранского сура «бог». Абаев, Василий Иванович утверждал, что у теонима Гойтосир иранское ( скифо-сарматское ) происхождение.

Земледельцы Скифии в Поднепровье были солнцепоклонниками, принося жертвы на круглых жертвенниках с концентрическими солнечными кругами, изображённых на них.

Слово о полку Игореве

«Даждьбожьи внуки» — такой перифраз использовал автор « Слова о полку Игореве » в отношении русичей для выделения их родственной общности и необходимости прекратить распри и сплотиться перед угрозой внешних врагов:

«Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась» .

«Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена» .

Дажьбог, предположительно, рассматривается в качестве родоначальника или покровителя народа Руси , его наследия и богатства .

Обозначение народов сыновьями героев и внуками богов ( эвгемеризм ) характерно для средневековой христианской книжности. Каждый христианский народ, согласно этой традиции, должен был иметь библейскую генеалогию.

Как пишет В. Я. Петрухин , русичи из гордыни вступили на нехристианскую землю половцев , «детей бесовых», и поэтому оказались к ним приравнены как внуки языческого бога («Дажьбожьи внуки»). Приравнение конечно было неполным, поскольку в «Слове» бесы и языческие боги полностью не отождествляются. Тем не менее, русичи, таким образом, стали одним из «языков», языческих народов, лишившись библейской генеалогии и Божьей помощи .

Другие источники

Как полагает Б. А. Рыбаков, образ Дажьбога тесно связан с образом Александра Македонского в сцене его небесного восхождения, или вознесения, широко распространённой на Руси . С именем Александра русские летописи XVII века связывали и начало истории племени словен (книжная легенда о «грамоте Александра»).

По мнению Рыбакова и некоторых других исследователей, Дажьбог изображён также на задней грани Збручского идола в верхнем ярусе. На его одежде просматривается колесо с шестью спицами — солярный символ.

Фольклор

Дажьбог упоминается в украинских народных песнях . Так, согласно одной из весенних песен, раннюю пташку соловья Дажьбог послал замкнуть (запереть) зиму и отомкнуть (отпереть) лето:

Ой, соловейку, ти ранній пташку,
Ой чого так рано із вир'їчка вийшов?
Не сам же я вийшов, Дажбог мене вислав —
З правої ручейки — літо відмикати,
З лівої ручейки — зиму замикати…

Вероятно, отмыкатель лета Дажьбог выступает здесь как персонификация Солнца .

Е. В. Барсов приводит пословицы, записанные им в Новгородской губернии со слов крестьянки Ирины Калиткиной: «Дажь-Богъ все минетъ», «Что тужить-то, о Дажь-Богъ», «Покучись Дажь-Богу, управитъ по-немногу» . Однако, по замечанию самого же Барсова, в первых двух пословицах выражение «Дажь-Богъ», скорее всего, имеет значение «дай Бог».

По мнению Т. Зуевой , образ святого Георгия , известного в легендах и сказках под именем Егория Храброго, в народной традиции слился с языческим Дажьбогом .

В современном искусстве

В начале июля 2011 года в городе Голая Пристань ( Херсонская область , Украина ) была установлена скульптура Дажьбога. Спустя несколько дней после протестов православного духовенства памятник был снесён .

См. также

Примечания

  1. .
  2. (англ.) — 1 — Jefferson: McFarland & Company , 2000. — P. 144. — 597 p. — ISBN 0-7864-0317-9
  3. , с. 169.
  4. , с. 205, 209.
  5. .
  6. , с. 482.
  7. Имя часто сравнивают с южнослав. Дабог , Дайбог , мифологизированным образом царя Земли, см.: / Иванов Вяч. Вс. , Топоров В. Н. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 167. — ISBN 5-85270-032-0 .
  8. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания / Н. Арановская. — М. : Эксмо, 2008. — С. 53. — 208 с.: ил. с. — ISBN 978-5-699-06209-6 .
  9. Archiv für Slavische Philologie. 5, 12.
  10. Moszyński Leszek. Prasłowiański panteon w słowniku etymologicznym i Lexiconie Franciszka Miklosicha // Studia z Filologii Polskiej i Słowiańskiej. T. 31. 1993. S. 163—174.
  11. Мансикка В. Й. Религия восточных славян. — М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН , 2005. — С. 294—295.
  12. Кагаров Е. Рец. на: [V.J.Mansikka. Die Religion der Ostslaven. I. Quellen // FF Communications. № 43. Helsinki, 1922] // Этнография. 1926. № 1-2. — М.-Л., 1926. — С. 367.
  13. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. — СПб. : Евразия, 2004. — С. 241—242.
  14. , s. 11—14.
  15. , с. 35.
  16. , стб. 945.
  17. Калыгин В. П. Этимологический словарь кельтских теонимов. М., 2006. С. 66.
  18. Иванов С. В. от 13 мая 2016 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 13-05-2013 [3911 дней] — )
  19. .
  20. . Дата обращения: 29 декабря 2022. 29 декабря 2022 года.
  21. Слово о полку Игореве. — М.-Л., 1950. — С. 16. — ( Литературные памятники ).
  22. Слово о полку Игореве. Древнерусский текст. от 15 сентября 2019 на Wayback Machine
  23. Там же
  24. , с. 209.
  25. Петрухин В. Я. Были ли «русичи» Дажьбожьими внуками? // «Русь и вси языци»: аспекты исторических взаимосвязей. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 182—191.
  26. Весiльнi пiснi. Кн. 2. К., 1982. С. 218—219.
  27. Килимник С. Украiнский рiк у народних звичаях в iсторичному освiтленнi. К., 1994. С. 77.
  28. Ошуркевич О. Ф. Пiснi з Волинi. К., 1970. С. 31—32.
  29. , с. 40.
  30. Барсов Е. В. «Слово о полку Игореве» как художественный памятник Киевской дружинной Руси. Т. 1. М., 1887. С. 367.
  31. Зуева Т. В. от 19 июня 2018 на Wayback Machine // Русская речь, 3/2000 — С. 95
  32. от 3 декабря 2013 на Wayback Machine . Telegraf.by , 11.7.2011.

Литература

Источники

Ссылки

Источник —

Same as Дажьбог