Interested Article - Серто, Мишель де

Мише́ль де Серто́ ( фр. Michel Jean Emmanuel de La Barge de Certeau ; 17 мая 1925 , Шамбери , департамент Савойя 9 января 1986 , Париж ) — французский историк, антрополог, культуролог, социальный философ ; член Общества Иисуса (орден иезуитов).

Биография

Мишель де Серто родился в 1925 году в Шамбери , Савойя , Франция . Получил разностороннее образование, следуя средневековой традиции " академического путешествия " (Peregrinatio academica), когда ученик в поисках знаний путешествовал от одного учителя к другому. После получения степеней в области классической филологии и философию в университетах Гренобля и Лиона , он изучал труды (1506-1546), одного из основателей Ордена Иезуитов в Практической школе высших исследований (фр. ) под руководством Жана Орсибаля. Он учился в духовной семинарии в Лионе , где вступил в орден иезуитов (Общество Иисуса) в 1950 году и был пострижен в монахи в 1956 году. Серто вступил в Общество Иисуса в надежде заняться миссионерской деятельностью в Китае. В год своего пострижения, Серто стал одним из основателей журнала "Христос" (Christus), с которым он будет активно сотрудничать на протяжении большей части своей жизни. В 1960 году Серто защитил докторскую диссертацию в Сорбонне по христианской мистике иезуитов XVI-XVII вв. (Пьер Фавр, Жан-Жозеф Сюрен).

Серто преподавал в нескольких университетах: в Женеве , Сан-Диего и Париже . В 1970-е и 1980-е годы он опубликовал ряд работ, продемонстрировавших его интерес к истории мистицизма , феноменологии и психоанализу . Он привлек к себе общественное внимание после публикации статьи, критиковавшей майские события во Франции 1968 года . Большое влияние на взгляды Серто оказали в первую очередь, Зигмунд Фрейд , а также Жак Лакан , который вместе с Серто стоял у истоков неформальной .

Работы

Наиболее известной и влиятельной работой де Серто является книга «Изобретение повседневности» (1980). Она посвящена повседневной жизни, жизни обычных людей, «пользователей» или « потребителей », вынужденных подчиняться правилам и действовать в соответствии с навязанными схемами и ожиданиями. В этой работе автор, совмещая свои разносторонние научные интересы, развивает оригинальную теорию повседневности , где «пользователи» ведут незримую борьбу, сопротивляются навязанным правилам и порядкам, изменяют их в процессе «освоения».

Методологическим принципом, из которого исходит автор книги, является представление о том, что любое прочтение (интерпретация) есть акт творчества, даже если он и не осознается таковым. Практики потребления (начиная от еды и питья, телевидения, кино, до практик освоения городского пространства) рассматриваются Серто по аналогии с многовариантным прочтением, как повседневное анонимное творчество. Потребление – это особое скрытое производство. Обычное, зримое производство создаётся теми, кто обладает властью (доминирующими). Скрытое производство доминируемых «изворотливо, рассредоточено, но проникает повсюду, молчаливое и почти невидимое, поскольку заявляет о себе не посредством собственной продукции, а через способы использования той продукции, которая навязывается господствующим экономическим порядком».

Особое внимание де Серто уделяет различию понятий «стратегия» и «тактика». Серто связывает понятие «стратегия» с институтами и структурами власти, в то время как «тактика» используются личностью, чтобы создать свободное личное пространство в окружении, которое определяется стратегиями. Во главе «Прогулки по городу» он описывает практики освоения городского пространства. Он пишет, что если рассматривать город «стратегически», то город превращается в «понятие». Оно порождено стратегиями правительств, корпораций и других институциональных органов, которые производят город как карту, описывают город как абстрактное единое целое с высоты птичьего полета. Но если рассматривать город «тактически», с точки зрения его «потребительских» качеств, то город приобретает новые характеристики. На примере способов «гулять», «смотреть», «называть» город, автор характеризует городское пространство как место борьбы «тактик» и «практик» социальных агентов структур власти. При этом он переходит от описания собственных субъективных впечатлений к историческим экскурсам и семиотическому анализу.

Большое внимание Серто уделяет противопоставлению понятий « чтение » и « письмо » в Новое время . Письмо ассоциируется с управляющими стратегиями доминирующих. Чтение – с творческими тактиками пользователей, когда читатель становится бесцеремонным соавтором текста.

«Чтение – это лишь один, но наиболее фундаментальный аспект потребления. В обществе, которое становится все более и более письменным, в основании которого лежит власть менять вещи и преобразовывать структуры исходя из моделей письма (научных, экономических, политических), которое постепенно превращается в многоаспектные «тексты» (административные, урбанистические, индустриальные), пару «производство-потребление» можно нередко заменить её эквивалентом и основным выразителем – парой «письмо-чтение».

«История как письмо» («L’Ecriture de l’Histoire»), работа Мишеля де Серто, переведенная на английский уже после его смерти, объясняет проблемы отношений истории и религии. В ней автор обращает внимание на связь истории письменности, легитимизации политической власти. Он также критикует «западную» традицию описания исторического развития письма как инструмент колониализма.

Сочинения

На французском языке

  • Mémorial du Bienheureux Pierre Favre, trad. et comment. par Michel de Certeau. Paris: Desclée de Brouwer, 1960
  • Jean-Joseph Surin. Guide spirituel pour la perfection/ Texte établi et présenté par Michel de Certeau. Paris: Desclée de Brouwer, 1963 (переизд. 1989, 2008)
  • Le Mépris du monde: la notion de mépris du monde dans la tradition spirituelle occidentale. Éditions du Cerf, 1965 (в соавторстве)
  • La Correspondance de Jean-Joseph Surin/ Texte établi et présenté par Michel de Certeau, préface de Julien Green . Paris: Desclée de Brouwer, 1966
  • La Solitude, une vérité oubliée de la communication. Desclée de Brouwer, 1967 (в соавторстве с François Roustang)
  • La Prise de parole, pour une nouvelle culture. Desclée de Brouwer, 1968
  • L'Étranger ou l'union dans la différence. Desclée de Brouwer, 1969 (новое изд. 1991, 2005)
  • La Possession de Loudun. Gallimard, 1970 (переизд. 1980, 1990, 2005).
  • L'Absent de l'histoire. Tours: Mame, 1973 (переизд. 1996)
  • La Culture au Pluriel. Union Generale d’Editions,1974 (переизд. 1980, 1993, 2005)
  • Le Christianisme éclaté. Le Seuil, 1974 (в соавторстве с en )
  • L’Ecriture de l’Histoire. Editions Gallimard, 1975 (переизд. 1978, 1988, 1993, 2001, 2002, 2007, 2011)
  • Une Politique de la Langue: La Revolution Francaise et les Patois, l’enquete de Gregoire. Gallimard, 1975 (avec Dominique Julia et Jacques Revel; переизд. 1980, 1986, 2002)
  • L’Invention du Quotidien. Vol. 1, Arts de Faire. Union generale d’editions, 1980 (переизд. 1990, 1998, 2001, 2004, 2007, 2008, 2010, 2012)
  • La Fable Mystique. vol. 1, XVIe-XVIIe Siecle. Editions Gallimard, 1982 (переизд. 1987, 1995, 2002, 2006, 2007, 2013)
  • L'Ordinaire de la communication. Dalloz, 1983 (avec Luce Giard)
  • La Faiblesse de Croire/ Ed. par Luce Giard. Seuil, 1987 (переизд. 2003)
  • Histoire et Psychanalyse entre science et fiction. Gallimard, 1987 (переизд. 2002)
  • La prise de parole et autres ecrits politiques. Seuil, 1994
  • Le Lieu de l'autre: histoire religieuse et mystique. Gallimard; Seuil, 2005
  • La Fable mystique: XVIe et XVIIe siècle, tome 2. Gallimard, 2013

Переводы на английский язык

  • The Writing of History. Translated by Tom Conley. Columbia University Press. 1988.
  • The Capture of Speech and Other Political Writings. Translated by Tom Conley. University of Minnesota Press. 1998.
  • The Certeau Reader. Edited by Graham Ward. Blackwell Publishers. 1999.
  • Culture in the Plural. Translated by Tom Conley. University of Minnesota Press. 1998.
  • Heterologies: Discourse on the Other. Translated by Brain Massumi. University of Minnesota Press. 1986.
  • The Mystic Fable: The Sixteenth and Seventeenth Centuries. Translated by Michael B. Smith. University of Chicago Press. 1995.
  • The Practice of Everyday Life. Translated by Steven Rendall. University of California Press. 1984.
  • With Luce Giard and Pierre Mayol. The Practice of Everyday Life. Vol. 2, Living and Cooking. Translated by Timothy J. Tomasik. University of Minnesota Press. 1998.
  • The Possession at Loudun. University of Chicago Press. 2000.

Публикации на русском языке

  • Мишель де Серто.
  • Мишель де Серто. По городу пешком // Communitas. 2005. № 2. С. 80-87.
  • Мишель де Серто. Общее место: обыденный язык // Неприкосновенный запас. 2007. № 4(54).
  • Мишель де Серто. Призраки в городе // Неприкосновенный запас. 2010. №2(70).
  • Мишель де Серто. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 330 с. (Серия "Прагматический поворот"; вып. 5). ISBN 978-5-94380-150-1 .

Публикации на других языках

  • Politica e Mistica. Questioni di Storia Religiosa. Milano: Jaca Book, 1975
  • Il parlare angelico: Figure per una poetica della lingua (secoli XVI e XVII). Firenze: L.S. Olschki, 1989
  • La lanterna del diavolo: cinema e possessione. Milano: Medusa, 2002

Примечания

  1. Мишель де Серто. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. Стр. 41
  2. Мишель де Серто. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. Стр. 282
  3. Мишель де Серто. от 13 марта 2016 на Wayback Machine — Город — Каталог сайтов — Русская антропологическая школа
  4. . Дата обращения: 25 октября 2009. 21 сентября 2011 года.
  5. . Дата обращения: 27 марта 2013. 2 ноября 2013 года.

Литература

  • Le voyage mystique: Michel de Certeau/ Luce Giard, ed. Paris: Recherches de Science Religieuse, 1988.
  • Histoire, mystique et politique: Michel de Certeau/ Luce Giard et Pierre-Jean Labarrière, eds. Grenoble: J. Millon, 1991
  • The new world: essays in memory of Michel de Certeau/ Stephen Greenblatt, ed. Berkeley: University of California Press, 1991
  • Michel de Certeau, ou, La différence chrétienne/ Claude Geffré, ed. Paris: Editions du Cerf, 1991
  • Ahearne J. Michel de Certeau: interpretation and its other. Stanford: Stanford UP, 1995
  • .
  • Sluipwegen van het denken. Over Michel de Certeau/ Koenraad Geldof & Rudi Laermans, eds. Nijmegen: SUN; Antwerpen: Kritak, 1996
  • A partir de Michel de Certeau: de nouvelles frontières/ Maria Letizia Cravetto, de Marie-Florine Bruneau, eds. PUF, 1999
  • .
  • Michel de Certeau: les chemins d’histoire/ Edited by Christian Delacroix. Complex, 2002.
  • Dosse F. Michel de Certeau: Le marcheur blessé. Decouverte, 2002.
  • Michel de Certeau, histoire/psychanalyse: mises à l'épreuve. EspacesTemps, 2002
  • Bogner D. Gebrochene Gegenwart: Mystik und Politik bei Michel de Certeau. Mainz: Matthias-Grünewald-Verlag, 2002
  • Quirico M. La differenza della fede. Singolarità e storicità della forma cristiana nella ricerca di Michel de Certeau. Turin: Effatà, 2005
  • .
  • Dosse F. Paul Ricoeur et Michel de Certeau: l'histoire, entre le dire et le faire. Paris: L'Herne, 2006
  • Michel de Certeau: Geschichte, Kultur, Religion/ Marian Füssel, Hrsg. Konstanz: UVK Verlagsgesellschaft, 2007
  • Lire Michel de Certeau - la formalité des pratiques = Michel de Certeau lesen - die Förmlichkeit der Praktiken/ Philippe Büttgen, Hrsg. Frankfurt am Main: Klostermann, 2008
  • Mboukou S. Michel de Certeau, l'intelligence de la sensibilité: anthropologie, expérience et énonciation. Strasbourg: Le Portique, 2009
  • Michel de Certeau, un pensador de la diferencia/ Perla Chinchilla, ed. México: Universidad Iberoamericana, 2009
  • York G.B. Michel de Certeau or Union in difference. Leominster: Gracewing; New Malden: Inigo, 2009
  • Revue d'histoire des sciences humaines, 2010, № 23
  • Spiritual spaces: history and mysticism in Michel de Certeau/ Iñigo Kristien Marcel Bocken, ed. Leuven; Walpole: Peeters, 2013
  • Борис Дубин .
  • Борис Дубин.
Источник —

Same as Серто, Мишель де