Жилой дом Гусаровых
- 1 year ago
- 0
- 0
Жилой дом компании «Альфа» — пятиэтажное здание в историческом центре города Выборга . Расположенный в начале Ленинградского проспекта многоквартирный дом в стиле северный модерн включён в перечень памятников архитектуры.
По заказу акционерного общества «Альфа» архитектором А. Шульманом в 1907 году был разработан проект пятиэтажного доходного дома с двором-колодцем . Современные исследователи относят его к ярким образцам северного модерна, хотя, по мнению искусствоведа Е. Е. Кеппа , здание служит примером отхода архитектора от принципов национального романтизма и приверженности к неоклассическим формам с возвратом к симметрическим фасадам со стилизованными ордерными элементами .
Композиция оштукатуренного фасада с окнами с мелким переплётом включает три треугольных эркера , один из которых оформлен щипцом . Предназначенный под коммерческие помещения первый этаж фасадной части с большими витринными окнами и декоративными решётками облицован гранитом ( руст под скалу). Верхние этажи занимают квартиры. В декоративном оформлении фасада получила дальнейшее развитие птичья символика, характерная для соседнего дома компании «Пеликан» , построенного немного раньше. Но если здание на противоположной стороне проспекта украшено только одной фигуркой пеликана с двумя птенцами, то фасад дома компании «Альфа» декорирован большим количеством стилизованных рельефных изображений птиц семейства врановых с большими клювами, объединённых в группы по две и три. Одно из них — птичье семейство — очень напоминает барельеф на фасаде дома компании «Пеликан», в связи с чем дом компании «Альфа» получил неточное прозвище «дом с пеликанами». Также птичья символика нашла отражение в оформлении фасада так называемого « дома с совами ».
В ходе советско-финских войн (1939—1944) жилому дому были нанесены повреждения. Он лишился двух квадратных башенок, располагавшихся на крыше как продолжение первых двух эркеров. В значительной мере оказался утраченным орнаментальный и рельефный фасадный декор, причём утрата оригинальных украшений фасада продолжается и в послевоенный период. Один из сохранившихся элементов утраченных интерьеров — выполненная на белоглазурованная печь с рельефным декором в стиле неоренессанс , относимая исследователями к памятникам декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности .