Брак в иудаизме
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Стиль этой статьи
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|
Канóны богослужéния в иудаи́зме ( греч. κανών — «прямая палка, шнур, линейка» , от κάννα — «тростник, трубка» , от ивр. קנה — « тростник » ), также носах ( נֹסַח ), нусах ( נֻסַּח ) — распорядок молитв , принятый в определённой иудейской общине .
Изначально иудаизм был религией Израильских племён , населявших Ханаан . Центром религии с X века до н. э. стал Храм в Иерусалиме . После разрушения Храма в начале VI века до н. э. иудейское богослужение, состоявшее в первую очередь из жертвоприношений , вынужденно изменило свой характер и стало состоять из молитв. В связи с появлением диаспоры молитвенное богослужение сохранило своё значение и после восстановления Храма. Исследователи [ кто? ] полагают, что в канун иудейского восстания 10% населения Римской империи составляли иудеи. После разрушения Храма в 70 году н. э. и изгнания иудеев из Иерусалима центры иудаизма переместились в другие регионы.
В I тысячелетии н. э. появились 2 центра сосредоточения иудейской учёности, один — Вавилония , другой — Палестина , между которыми имелись различия в ряде религиозных вопросов. Позже, вследствие разбросанности иудейских общин появились и другие литургические традиции, которые оформились в различные молитвенные каноны. Тогда же в иудаизме появилась потребность в записи религиозных текстов, в том числе и текстов молитв.
Первым молитвенником стал «Седер рава Амрама гаона», составленный в IX веке главой сурской академии в Мата-Мехасии Амраном гаоном для барселонской общины, который он стал основой для создания молитвенного канона иудейских общин . Целью создания cидура Амрама гаона было установить доминирование вавилонского центра над иудейскими общинами других стран . Также известны сидуры: Саадии гаона (X век), Маймонида (XII век), махзор Витри, написанный учеником Раши (XI век) .
Сефардский канон ( נוסח הספרדים , нóсах ха-сфаради́м ) — в Средние века евреи называли Испанию как «Сфарад», отсюда название «сефардские евреи» или « сефарды ». Первоначально название сефардского канона было «По обычаю сефардов» ( כמנהג הספרדים , ке-минхáг ха-сфаради́м ). Сегодня принято называть этот канон «Канон сефардов и восточных общин» ( נוסח הספרדים ועדות המזרח , нóсах ха-сфаради́м ве-эдóт ха-мизрáх ), так как восточные евреи ( мизрахим ), в прошлом использовавшие другие каноны, в большинстве своём переняли канон сефардов.
Как следует из названия, родина этого канона — Испания . После изгнания евреев из Испании в 1492 году, они, мигрируя, оседали в еврейских общинах разных стран, куда и привезли с собой сефардский канон молитв и обрядностей иудаизма. В период, предшествовавший современной эпохе, сефардский канон представлял собой самый географически распространённый канон. Сефардские общины возникли в недавно открытой Америке, в Западной Европе (Амстердам, Лондон, Гамбург, Бордо), в Италии, на Балканах, в Малой Азии, в Северной Африке, на Ближнем Востоке (Египет, Сирия, Ливан, Святая земля и часть Ирака), и даже в городе Кочин в Индии.
Широко распространившись, сефардский канон сумел оттеснить различные местные обряды и традиции в тех общинах, в которых сефарды были решительней местных иудеев. Так случилось, например, в городе Халеб (Сирия), в различных общинах Северной Африки и на Балканах. Влияние сефардского канона было настолько велико, что новые каноны молитв, объединяющие сефардский канон с местным, создавали даже в тех регионах, в которые изгнанные сефарды исторически вообще не переселялись. Таким образом были созданы:
Столь широкое распространение сефардского канона привело к появлению многочисленных его разновидностей. В еврейских общинах различных регионов немного изменённый сефардский канон передавали устно из поколения в поколения, а в наши дни для этих общин выпускают особые сидуры, например:
Ашкеназский канон ( נוסח אשכנז ) — название канона образовано от средневекового еврейского названия германских земель — Ашкеназ, отсюда название «ашкеназские евреи» или « ашкеназы », распространённое на все европейские общины иудеев. Во Франции до XIV века, в Англии до 1290 года существовал архаичный обряд, описание полного сидура которого сохранилось в составе сочинений «Эц хаим» («Древо жизни») Иакова бен Йехуды Хаззана из Лондона. Один из вариантов этой традиции практиковался также в трёх общинах Северной Италии (Асти, Фоссано и Монкальво, известны по акрониму AФaM), причем в Асти он просуществовал до 1965 года .
Когда ашкеназы мигрировали в страны Восточной Европы, с собой они привезли и ашкеназский канон молитв и обрядностей иудаизма. В связи с этим появились 2 варианта ашкеназского канона: германский (собственно, Ашкеназ ) и австрийский ( Эстрейх , позже называвшийся Полин — «польским»). Первый — распространён среди йекке-евреев городов-троицы ( Франкфурт-на-Майне , Майнц , Вормс ), и основан на обычаях , второй — среди евреев Восточной Европы и опирается на обычаи Ицхака Айзика Тырнэ ( ר' יצחק אייזיק טירנא ). Следует заметить, что большинство евреев Восточной Европы отказались от ашкеназского канона в пользу хасидского , кроме евреев Литвы ( нусах ха-Гра ), где находился центр митнагдим , сохранивших восточный ашкеназский канон.
Канон сфарад ( נוסח ספרד ) — является молитвенным каноном, принятым хасидским течением в Восточной Европе, а позднее, в результате распространения хасидизма, ставшим главным каноном евреев ашкеназского происхождения.
Несмотря на название, канон сфарад не является молитвенным каноном сефардских евреев, а одним из двух главных канонов ашкеназских евреев. Некоторые предпочитают называть канон сфарад «Каноном хасидов» для того, чтобы отличить его от молитвенного канона сефардов и общин Востока.
При возникновении хасидского течения его основатели стремились молиться по сефардскому молитвенному канону богослова XVI века Ицхака Лурия (Аризаля). Тем не менее, не желая полностью оставлять принятого в общинах обычая, они не заменили ашкеназский канон сефардским, а создали смесь сефардского и ашкеназского канонов.
Йеменский канон ( נוסח תימן ) — канон евреев Йемена . В настоящее время йеменские евреи пользуются двумя канономи — шами , который представляет собой вариант объединения с сефардским и, собственно, йеменским, называемым также балади . В обоих канонах использован уникальный йеменский вариант произношения. Йеменские евреи считают свой богослужебный канон и своё произношение, якобы, наиболее древними и близкими к древнеизраильским.
Итальянский канон ( נוסח איטליה , нóсах итáлия — «канон Италии») или ( מנהג איטליאני , минхáг италья́ни — «обычай итальянца») — является молитвенным каноном, практикуемым евреями Италии, которые по происхождению не являются ни сефардами, ни ашкеназами.
У евреев Италии имеется свой особый молитвенный канон. В Италии в прошлом, однако, существовали общины, происходившие из Испании (они молились по сефардскому канону) и из Германии (они молились по ашкеназскому канону). В свою очередь, итальянский канон не является каноном всех евреев Италии, а только тех потомков евреев Италии, которые мигрировали в Италию при разрушении второго Храма в Иерусалиме.
Персидский канон ( נוסח פרס , нóсах парас — «канон Персии») — в прошлом был каноном богослужения евреев Персии и Средней Азии . Канон был полностью основан на сидуре Саадии Гаона (882—942), снабжённого комментариями на арабском языке, имел хождение от Испании и северной Африки через Йемен, Сирию и Ирак до Ирана и Средней Азии и в дальнейшем имел большое влияние на создание йеменского и персидского канонов. После кровопролитного вторжения монголов в Среднюю Азию, Иран и Ирак в XIII веке поредевшие иудейские общины, перешедшие с арабского языка на персидский, начали постепенно приходить в упадок в плане религиозной образованности, пока в XVIII веке не соприкоснулись с сефардами, пришедшими из соседней Османской империи . В конце XVIII века в Персию прибыл из Иерусалима посланник раввин Йосеф Маман ( השד"ר הירושלמי ר' יוסף מאמאן ), с целью сбора денег для еврейских общин Святой земли. В 1793 году он прибыл в Бухару и был потрясён, насколько иудеи Персии ошибочно понимают молитвы и обрядности иудаизма. Сидуры, основанные на персидском каноне, были рукописными и в небольшом количестве, а многие евреи вообще не умели молиться «по всем правилам». Рав Маман решил остаться в Бухаре и обучить местных евреев молитве и основным законам галахи. Для начала он убедил их перейти на сефардский канон и позаботился распространить среди них в достаточном количестве печатные сидуры, которые он привёз с собой. Несмотря на то, что среди персидских евреев многие стремились сохранить древнюю традицию, сефардский канон укоренился с тех пор в Персии и Средней Азии.
Канон Ари ( נוסח הארי , ну́сах ха-Ари — «канон Аризаля») — вариант нусаха сфарад, используемый хасидами движения Хабад , названный по имени Ицхака Лурии (Аризаля), составленный основателем Хабада раввином Шнеур-Залманом .
Канон Арам-Цубы (канон Арам-Цовы, נוסח ארם צובה , нóсах арам цова ) — молитвенный канон евреев города Халеб (Алеппо) в современной Сирии . В отличие от большинства других еврейских общин Ближнего Востока община Халеба не перешла на сефардский носах, но сохранила свой особый ритуал, который до сих пор используют выходцы из Халеба, живущие в Израиле и США.
Романиотский канон ( נוסח הרומניוטים , нóсах ха-романиоти́м — «канон романиотов » или נוסח רומניא , нóсах ромáниа — «византийский канон») — канон богослужения на греческом языке , практиковавшийся иудеями Греции и балканских общин. Например, молитва « Авину малкену » была составлена в виде «алфавитного» акростиха на основе 24-х букв греческого алфавита (этим объясняется строгий порядок 12-и серединных благословений молитвы « Шмоне эсре » ), но позднее, после многочисленных изменений, порядок был нарушен .
В Средневековье евреи, как и сами византийские подданные, называли Византию «Романией» ( греч. Ῥωμανία ), отсюда название евреев Византии — «романиоты». В современной Греции осталась лишь небольшая еврейская община, большинство евреев было уничтожено в результате холокоста , а из оставшихся почти все эмигрировали в Израиль .
Поскольку и греческие, и итальянские евреи являются потомками древнего еврейского населения Римской империи , их молитвенные каноны были близки друг к другу. Некоторые исследователи полагают, что большинство романиотов в Византию попали напрямую из Святой земли — факт, который и повлиял на их канон, содержавший в себе древние иудейские традиции, которые в других молитвенных канонах уже исчезли или изменились. Особенно это проявляется в содержании пиютов (иудейских литургических поэм, которые поют во время религиозной службы), которые в романиотском каноне происходят в основном от древнеиудейских пайтанов (служителей при синагогах, ответственных за строгое хранение правил пения пиютов). Эти древнеиудейские пиюты были приняты также в итальянском каноне, ашкеназском, французском и отвергнуты в сефардском и йеменском канонах.
Романиотский канон почти полностью исчез после того, как в общины евреев Греции и Балкан переселились сефарды, изгнанные из Испании в 1492 году. Сефарды завезли свой сефардский канон, который и оттеснил романиотский. Сидуры, основанные на романиотском каноне, печатали в очень малом количестве. Романиотские общины до сих пор существуют в Греции ( Афины , Янина , Халкида , Верия , Волос ), Израиле ( Тель-Авив , Иерусалим ) и США ( Нью-Йорк ). В их литургии используются традиционные мелодии и читаются романиотские пиюты; в целом же они следуют сефардскому канону.
Канон земли Израиля ( נוסח ארץ ישראל , нóсах э́рец исраэ́ль — «канон земли Израильской») — это молитвенный канон, который был принят у иудеев Палестины, оставшихся в стране после разрушения второго Храма. Название этого канона было реконструировано современными исследователями иудейского богослужения. В рукописях каирской генизы сохранились и дошли до наc молитвенные каноны танаев и амораев , упоминающихся в палестинском Талмуде и мидрашах . Канон земли Израиля сохранялся в течение всего периода гаонов, в Египте он продержался до XIII века. Элементы канона земли Израиля сохранились в различных молитвенных канонах наших дней, в особенности в ашкеназском, итальянском и романиотском канонах.
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|