Маленков, Георгий Максимилианович
- 1 year ago
- 0
- 0
Амвро́сий Максимилиа́нович Бу́чма ( укр. Амвросій Максиміліанович Бучма ; 2 (14) марта 1891 , Львов — 6 января 1957 , Киев ) — советский и украинский актёр и режиссёр театра и кино , театральный педагог . Народный артист СССР ( 1944 ). Лауреат двух Сталинских премий второй степени ( 1941 , 1949 ). Один из основателей украинского искусства театра и кино XX века .
Родился во Львове (ныне в Украине ) в семье железнодорожного рабочего и прачки. Был младшим из девяти детей.
Учился в гимназии , откуда был исключён с « » за артистические карикатуры на учителей. После окончания четырёхклассного училища работал чернорабочим, маляром, каменщиком, дровосеком, кельнером , музыкантом.
В 1905 году в возрасте 14 лет принят в качестве хориста и актёра на «выходные» роли на сцене украинского драматического театра общества «Русская беседа» ( Львов ), который возглавлял И. Д. Стадник . Первый выход в спектакле «Счастье отца» (1905). Работал в театре в 1905—1912 годах.
Молодой актёр был музыкален от природы, наделён чувством ритма. Играл на нескольких музыкальных инструментах (самоучка игры на скрипке), танцевал, занимался гимнастикой , был хорошим рисовальщиком и гримёром , слыл находчивым импровизатором , имел прекрасный вокальный голос (пел оперные партии), выразительно копировал прохожих, друзей, учителей. Вскоре стал одним из популярных театральных актёров Галиции . Исполнял разнообразные роли в драмах, комедиях, трагедиях, водевилях, операх, опереттах.
В 1914 году был мобилизован в австрийскую армию, участвовал в Первой мировой войне . В 1915 году как военнопленный попал в Россию . После побега с каторги в Средней Азии в Украину был шахтёром, чернорабочим, батраком .
Вернулся к искусству после Октябрьской революции . Играл в театрах Н. К. Садовского , И. Д. Рубчака . В 1917—1919 годах учился в Киевском театрально-музыкальном институте имени Н. В. Лысенко (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого ).
В 1919 году возглавил товарищество «Новый Львовский театр» в Дрогобыче , где поставил « Женитьбу Фигаро » Бомарше (1920). В 1920 году в результате объединения этого общества с группой актёров « Молодого театра » во главе с Г. П. Юрой в Виннице был создан Театр имени И. Франко (ныне Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко в Киеве ). В этом коллективе до 1921 года играл преимущественно комедийные роли в пьесах Мольера , Бомарше , К. Гольдони . В 1921 году отделился от театра, основав в Черкассах театр-студию имени И. Франко и переехав с нею в Херсон , но вследствие голода на Херсонщине и болезни первой жены Полины Самийленко, спектакли прекратились и театр-студия распалась.
После ликвидации студии руководил самодеятельным театром Первых железнодорожных мастерских (Киев), в 1922 году вступил в организованное в Киеве художественное объединение « Березиль » под руководством Л. Курбаса .
У 1922—1926 и 1930—1936 годах — ведущий актёр театра « Березиль » (сначала в Киеве, с 1926 — в Харькове) (с 1935 — Харьковский украинский драматический театр им. Т. Шевченко ).
В 1924 году состоялся его кинодебют в фильме « ». В 1926—1930 годы работал на Одесской кинофабрике ВУФКУ как актёр и режиссёр.
В 1933—1935 годы актёр позировал скульптору М. Г. Манизеру для фигур умирающего гайдамака и крестьянина, несущего жернов, на многофигурном памятнике Т. Шевченко в Харькове , став соавтором этих полных выразительности образов.
С 1936 года и до конца жизни — актёр и главный режиссёр Киевского драматического театра им. И. Франко .
Вошёл в историю театра как создатель образов, отличающихся психологической глубиной, предельной искренностью в передаче чувств, яркостью сценических характеристик, неповторимым своеобразием. Его игра характеризовалась богатством интонаций, выразительностью, четкостью движений, жестов. В своих сценических образах актёр глубоко раскрывал идейное содержание произведения, передавая его социальный, общественный смысл.
Во время войны находился с театром в Семипалатинске и Ташкенте , выезжал на фронт. Во время пребывания в Ташкенте поставил на сцене Узбекского театра музыкальной драмы и комедии им. Мукими « Наталку Полтавку » И. П. Котляревского .
Первым в истории украинского театра сыграл роль В. И. Ленина (« Правда » А. Е. Корнейчука , 1937 ).
В 1945—1948 годах — (одновременно с работой в театре) художественный руководитель Киевской киностудии (ныне Киностудия имени А. Довженко ).
С 1940 года преподавал в Киевском театральном институте (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого ), профессор (1940). Среди его учеников: К. П. Степанков , Н. Х. Козленко .
Выступал на радио и телевидении .
Избирался членом первого президиума образованного после войны Украинского театрального общества (ныне — Национальный союз театральных деятелей Украины ).
Член ВКП(б) с 1942 года . Избирался депутатом Киевского городского совета .
Умер 6 января 1957 года в Киеве в результате продолжительной и тяжёлой болезни Паркинсона . Похоронен на Байковом кладбище .