Хори-буряты
- 1 year ago
- 0
- 0
Делегация одиннадцати родов , посланная хори-бурятами к царю Петру I в 1702 году .
Во второй половине XVII века буряты , жившие на территории от восточных притоков Енисея до Даурии , вошли в состав Русского государства . Самым крупным бурятским племенем в Забайкалье были хори , жившие в восточной части современной Бурятии и на западе Забайкальского края .
В 1680 -х годах отношения между бурятами и царскими чиновниками местной администрации резко обострились. Одна из причин конфликта лежала в экономической сфере: бурятские семьи платили ясак (налог) пушниной , а часть скотом . Однако не всегда платёж осуществлялся вовремя. Вот что об этом писал бурятский летописец, глава рода саган, шуленга (1823–1883):
«В те времена, в случае, если во время сбора ясака у нас не было денег и пушнины, ближайшие к Селенге русские казаки, имевшие общие с нами места обитания, и крестьяне брали сыновей и дочерей хоринского народа в заложники и причиняли им всяческие страдания. Вследствие таких горестей обнаружилось совершенно невозможное положение»
—
.
Другой причиной для недовольства было заселение русскими казаками и переселенцами родовых земель хоринских бурят, что также приводило к конфликтам. Третьей причиной стали частые набеги маньчжурских и монгольских вооружённых отрядов, угонявших скот.
Представители бурятских родов неоднократно обращались с жалобами в Нерчинское и Иркутское воеводства, а также в канцелярию Сибирский приказа в Тобольске. Однако это ни к чему не приводило. Тогда было созвано всеобщее собрание — суглан всех 11 хоринских родов, на котором по предложению одного из старейшин, зайсана рода харгана Дасха Бодороева, было принято решение направить делегацию к Сагаан-хану (« Белому царю » — так буряты называли русского государя). Целью делегации было довести непосредственно до царя проблемы и чаяния хоринских бурят.
Делегация была составлена из представителей всех 11 хоринских родов, всего 52 человека. Главами были назначены зайсан рода галзут Бадан Туракин и зайсан рода харгана Дасха Бодороев.
По летописи известна часть состава делегации:
«Бодонгутского рода зайсан Очихой Сардаев, да разных родов и улусов шуленги: Шарахан, Тозе, Кондохой, Басутай, Баяндай, Тацур, Абундай, Окин, Учир, да есаулы Баданова улуса Бонтурий, Дасиева улуса Адай, Очихаева улуса Атарай. Кондохоева улуса Номой, Басутайева улуса Ногшиной, Баяндуева улуса Харандай, Окинеева улуса Кемзей, Тацурова улуса Танхай, Учирова улуса Ноточий, а также родовые ясашные братские люди...»
—
.
В качестве духовной покровительницы в состав делегации вошла главная шаманка-удаган рода хуацай 23-летняя Эреэхэн. Обязанности переводчика (толмача) исполнял нерчинский приказчик Алексей Шергин.
Все рода снабдили делегацию лошадьми, провиантом, ценным мехом, серебром, золотом. Все были вооружены саблями. Некоторые имели ружья и пистолеты.
Осенью 1702 года посланники хоринских бурят, совершив традиционные молебны и ритуальные жертвоприношения, двинулись в далёкий путь. Цель делегации должна была оставаться тайной, поэтому путники по ночам обходили стороной казачьи заставы. Останавливались на отдых в бурятских улусах Приангарья , где также умалчивали о своих планах.
Поход пролегал через горно-таёжные местности Восточной Сибири , равнины Западной Сибири , горы Урала . Путь был нелёгким: отсутствие дорог, дожди, снега, морозы... Особую сложность представляли великие сибирские реки: иногда приходилось преодолевать их вплавь, ввиду неполного ледостава.
Были столкновения с разбойниками, конокрадами, беглыми каторжниками. Глава делегации зайсан рода галзут Бадан Туракин в трудные минуты так ободрял своих спутников:
«Терпите, мужайтесь, не за себя одних страдаем, сносим лишения и беды, рискуем жизнью, а за тех, кто остался дома, в родных степях. За наших старых матерей, наших отцов, за сестёр и братьев, за малых детей терпим муки»
—
.
Чем дальше путники отдалялись от родных краёв, тем меньше стали сторониться главных дорог — заезжали в русские деревни, татарские аилы, поселения других народов. Наконец, в начале февраля 1703 года делегация хоринцев въехала в Москву .
Прибыв в Москву, буряты с трудом устроились в Китай-городе. Ещё больше трудностей пришлось преодолеть, добиваясь приёма у царских сановников. На счастье хоринцев, им повстречался Фёдор Алексеевич Головин .
В 1688 году Головин был отправлен царским правительством в Забайкалье для урегулирования пограничного конфликта с Китайской империей , после которого был заключен Нерчинский договор . По приказу Головина был отстроен новый Удинский острог и значительно укреплены другие остроги в землях хори-бурят. В этой поездке он и познакомился с бурятским народом. Головин помог делегации обустроиться и, самое главное, организовать аудиенцию у Петра I.
Царь принял делегацию в конце февраля 1703 года . Бадан Туракин и Эреэхэн-удаган преподнесли царю соболью шубу и золотые слитки, угостили Петра тарасуном (молочным вином). После чего главы делегации поведали государю о своих проблемах. Царь, внимательно выслушав хоринцев, повелел готовить Указ , который был подписан им 22 марта 1703 года . В Указе говорится:
«В нынешнем, 1703 году, февраля в 25 день, били челом нам, Великому Государю, Нерчинские, ясашных брацких людей разных родов, галзутского роду зайсан Бадан Туракин, да харганатского роду зайсан Дасха Бодороев, да бодонгутского роду…, и все родовые ясашные брацкие люди. Жалоба — де их иноземцев Иркутского присуду на селенгинских и удинских служилых и всяких чинов людей; в прошлых годах деды их жили за мунгальскими тайшами и, не похотя за ними жить, и со всеми своими родами вошли в наш Великого Государя ясак… на породные свои земли кочевать, где жили прадеды и деды и отцы их, и после — де их и иные роды их вошли в наш, Великого Государя, ясашный платеж; а породные их земли — кочевные места вниз по Селенге, по Уде и по Курбе рекам, а на тех их кочевных местах удинские казаки целыми заимками поселились по правую сторону и ниже Чикою реки по Хилку, по Темную, по Уде и Итанце подле Байкала моря. И нам, Великому Государю, пожаловать бы их иноземцев за их радетельные многие непрестанные службы и ясашный платеж: велеть им быть под Нерчинском по-прежнему в их породных землях и кочевных и вышесказанных местах по правую сторону Селенги реки; а с Кударинских степей их, селенгинских и удинских служивых и всяких чинов людей, с заимки свести на другую сторону Селенги реки»
—
.
Таким образом, согласно Указу, за хори-бурятами закреплялось право на владение землёй и родовыми кочевьями по Селенге , Оне , Уде , Худану , Тугную , Курбе , Хилку , т.е. территориями вплоть до границ Монголии . Хоринские рода были выведены из подчинения Итанцинского острога и переданы в ведение Еравнинскому острогу .
Казачьи и переселенческие заимки были переведены с правого берега реки Селенги на левый. Военным были даны указания пресекать вторжения монгольских и маньчжурских отрядов на бурятские земли. Указом строго запрещались насильственные действия со стороны воевод и казаков к «ясашным людям».
Прибывшая из Москвы царская комиссия провела расследование злоупотреблений местных чиновников по отношению к бурятам. Некоторое чиновники были сняты со своих должностей.
Поездка делегации одиннадцати хоринских родов стало важным событием в истории Забайкалья. Результатом стало относительное облегчение жизни бурят, возврат родовых земель, юридическая защита от возможных притеснений со стороны чиновников, прекращение набегов монголов и маньчжуров. С того времени внутренняя обстановка в Восточной Сибири, в частности в Забайкалье, относительно нормализовалась.
Память о подвиге хоринских посланников и по сей день жива в памяти бурятского народа.