Interested Article - Баахан-тайши
- 2021-08-14
- 1
Баахан-тайши ( калм. Баахн-тәәҗ ), собственное имя — Баахан-Манжи (также известен как Богшурга ; калм. Богшурһа ) — владелец «чёрных калмыков» Джунгарского ханства . Представитель рода Чорос , старший сын Чохура-Убаши , внук Хара-Хулы , принявший русское подданство в 1699 году.
Биография
В конце XVII века Баахан-тайши и его брат Цаган , прикочевали со своими улусами из земли зюнгарских калмыков ( Джунгарское ханство ) на Нижнюю Волгу в улусы известного хана Аюки . Речь идёт о приходе сыновей Чохура-Убаши (Ахай Чокур, Чуукур-Убаши), родного брата основателя и первого хунтайджи Джунгарского ханства Батура-хунтайджи из рода Чорос по линии Хара-Хула-тайши . Первые упоминания Баахане, делает русский посол Посольского приказа В. Литосов в 1665 году во время своего посещения Джунгарского ханства и ставки Сенге . В докладе отмечается, что «В ноябре он прибыл в улус Чохура, который в это время уехал в Тибет , поручив управление улусом своим сыновьям Баахану и Цагану» . Позднее в 1666 году другой русский посол , штатный переводчик Посольского приказа в Джунгарии , знавший не только монгольский и калмыцкий языки , но и тибетский язык , также отмечает, что у Чохура-Убаши есть сыновья Баахан-Манжи и Цаган-Батур .
Беспрерывные войны и смуты, начавшиеся в Джунгарии , после смерти Сенге , побудили Баахана в 1686 году перекочевать во главе своего улуса в русские пределы. Первое упоминание о приходе на Волгу джунгарского улуса датируется 18 января 1687 года, когда царское правительство было извещено, что под Царицын из-под Сибири прибыл улус « черных калмыков » в количестве 3 тысяч улусных людей (улусная единица считается по главе семьи). Новоприбывшие калмыки кочевали в районе Сарпинского острова на расстоянии версты от самого Царицына. Вышли они из Сибири примерно летом 1686 года, а весной 1687 года планировали присоединиться к волжским калмыкам Аюки , который кочевал около Астрахани . О причинах прихода на Волгу царицынские власти не знали, при этом они отмечали, что «в прежних годах такие черные калмыки не прихаживали» . Тем не менее Джунгары не создавали им особых проблем и вполне мирно торговали с местным населением .
Известно, что на новом месте улусы Баахан-тайши и Цаган-Батура приросли за счёт присоединившихся джунгарских улусов неких Данзина и Тюри откочевавших от Аюки в виду их притеснения в кочевьях. В 1699 году, в следствии непрекращающихся конфликтов между братьями с одной стороны и владетельными князьями Аюки-хана с другой, Баахан встретился с царем Петром І , который тогда находился в Таганрогской крепости и просил разрешения перенести свои кочевья на Дон , к городу Черкаску и исполнять службу наравне с донскими казаками. Три раза тайши хана Аюки силой забирали его улус или уговаривали людей уйти. Лишь в 1733 году Будучан (младший сын Баахана), привел улус окончательно на Дон , где эти переселенцы из Джунгарии и остались. В царствование императора Александра І , двое из потомков Баахана - Джальцам и Габун-Шерешп, кочевали в составе Дербетовой (Ики-Дербетской) орды.
По данным калмыцкой эмиграции личность самого Баахана ( калм. Баахн «маленький» «небольшой») они отождествляют с Богшургой ( калм. Богшурһа «воробей»), основателем Богшрахинского аймака ( калм. Богшурһахна әәмг ), станицы Денисовской . Традиция давать другое имя знати было и у монголов, и у китайцев — «Государи — не называются в народе собственным именем из почитания к ним» — пишет Эренджен Хара Даван . По поводу происхождения имени Баахан , есть мнение, что оно производное от имени Абахай , которое выводится из монгольского Абакай — почётного имени, дававшегося младшим сыновьям монархов. Оно соответствует известному монгольскому титулу хунтайджи (в китаизированной форме хунтайцзи или хуантайцзи ) .
Примечания
- Златкин И. Я. История Джунгарского ханства. 1635–1758. 2-е изд. - Москва: Наука, 1983. 141 с.
- Джунгары на юге России в конце XVII в. — В. Т. Тепкеев
- от 21 января 2022 на Wayback Machine Российский государственный архив древних актов. Фонд 119. опись 1. 1687 год Д. 1. Л. 3, 4.
- Кульдинов С. С. Исторический очерк. Судьба донских калмыков, их веры и духовенства. — США, 1984. — 196 с.
- Эренджен Хара-Даван. Чингис-хан как полководец и его наследие. Элиста. 1991 г. с. 37.
- Grupper S. M. Manchu patronage and Tibetan Buddhism during the first half of the Ch’ing Dynasty // Journal of Tibetan Society, № 4, 1984, p. 69
Литература
- // Энциклопедический лексикон : В 17 т. — СПб. : Тип. А. Плюшара , 1835. — Т. IV: Б—БАР. — С. 3—4.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1900. — Т. 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — С. 383.
- 2021-08-14
- 1