Interested Article - Спасо-Прилуцкий монастырь

Спа́со-Прилу́цкий Димитриев монасты́рь православный монастырь в городе Вологда , основанный в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким . Один из самых древних и больших монастырей Русского Севера . Был закрыт Советской властью в 1926 году, в 1930-е годы использовался как . В 1992 году полностью возвращён церкви, с тех пор — вновь действующий мужской монастырь . В 1993 году в составе села Прилуки вошёл в черту города.

Является комплексом памятников архитектуры XVI—XVIII веков , среди которых пятиглавый (1537—1542) и , перенесённая из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века). В монастыре покоятся мощи его основателя святого Димитрия Прилуцкого, из Спасского собора происходит шедевр русской иконописи житийная икона Димитрия Прилуцкого работы Дионисия .

памятник архитектуры (федеральный)

История

Основание

Монастырь основан в 1371 году Димитрием , игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском , ближайшим последователем и духовным другом преподобного Сергия Радонежского . Димитрий принял монашеский постриг в Успенском Горицком монастыре , а вскоре, приняв сан священства, основал неподалёку Никольский монастырь «на Болоте» и стал его игуменом.

Согласно житию Димитрия, бежав от «славословия и восхваления», он покинул Переславль, взяв с собой своего ученика Пахомия . Димитрий и Пахомий двинулись на Север, в сторону « Холодного моря », и остановились недалеко от Вологды , близ селения Авнега у реки Ле́жи , где поставили церковь Воскресения . Однако местным жителям приход старца пришёлся не по нраву: «Если великий старец близ нас поселится, то овладеет и нами и сёлами нашими…», и Димитрий с Пахомием были вынуждены двинуться дальше. Достигнув Вологды, Димитрий «увидел город, украшенный многими церквями, лишь не было здесь церкви Всемилостивого Спаса нашего Иисуса Христа на Происхождение Честного Креста и не было общежительного монастыря у иноков земли той от Волги реки и до края моря» . Димитрий и Пахомий выбрали место для постройки монастыря в излучине реки Вологды:

Тамошние христолюбивые жители — муж именитый именем Илья и его друг и сосед Исидор по прозвищу Выпряг — подарили ему по его просьбе столько земли, сколько потребовалось на устроение обители. Ради любви к нему и ради благословения пренебрегли они даже засеянным полем с уже взошедшими озимыми, позволив вытоптать ниву, чтобы поставить церковь Божию. На месте, которое благословил святой, был установлен крест, который и доныне хранится в монастыре.

Житие преподобного Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца .

Постройка монастыря нашла поддержку у Дмитрия Донского . Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, в то время как Димитрий Прилуцкий был крёстным отцом его детей.

Первый деревянный храм будущего монастыря был освящён в честь праздника Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня , отмечаемого 1 (14) августа . Рядом были построены деревянные кельи для монахов.

  • Житие Димитрия Прилуцкого. Клейма иконы Дионисия , ок. 1503 г. ВГИАХМЗ
  • Димитрий и Пахомий приходят в Вологду и получают землю для монастыря от Ильи и Исидора. Клеймо 7
    Димитрий и Пахомий приходят в Вологду и получают землю для монастыря от Ильи и Исидора. Клеймо 7
  • Димитрий во время постройки храма предсказывает смерть Димитрия Донского. Клеймо 8
    Димитрий во время постройки храма предсказывает смерть Димитрия Донского. Клеймо 8
  • Погребение Димитрия в поставленной им церкви (на заднем плане). Клеймо 12
    Погребение Димитрия в поставленной им церкви (на заднем плане). Клеймо 12
  • Чудо Димитрия о вятчанах. Клеймо 13 — одно из первых свидетельств об украшении раки расшитым покровом
    Чудо Димитрия о вятчанах. Клеймо 13 — одно из первых свидетельств об украшении раки расшитым покровом
  • Явление Димитрия с бревном в руках при строительстве третьей церкви (внизу — фундамент здания). Клеймо 15
    Явление Димитрия с бревном в руках при строительстве третьей церкви (внизу — фундамент здания). Клеймо 15

Во время игуменства преподобного Димитрия монастырь именовался лаврой . Многие из учеников перешли из Переславля к любимому наставнику в Прилуки, и по примеру Троице-Сергиевой лавры в монастыре, впервые на Русском Севере , был введён общежительный устав . Преподобный Димитрий скончался 11 (24) февраля ок. 1406 года и был погребён в деревянном Спасском соборе, у южной стены рядом с правым клиросом . Перед своей смертью, которую он предсказал, Димитрий благословил «игуменом быть моему брату и сыну духовному Пахомию» .

После преставления преподобного Димитрия ему приписывается множество чудес — в основном, изгнание бесов, а также несколько чудес, когда святой являлся, чтобы помочь монастырю или городу Вологде. Среди этих свидетельств покровительства и заступничества святого :

  • «чудо о болезни корчете», когда от судорог, которые распространились, как эпидемия , в Вологде, люди спаслись, приходя к гробу святого;
  • «чудо о вятчанах», когда разграбившие Вологду и монастырь вятичи были наказаны, сгинув в дремучих топях Заволочья , а воин, поругавший святыни собора и сорвавший пелену с раки святого, был поражён неведомой силою и погиб;
  • «чудо о белоризцах», когда святой Димитрий в компании одетых в белое мужей явился, чтобы укрепить городские стены и тем спасти Вологду от войска Дмитрия Шемяки ;
  • «чудо о церкви святого», когда святой явился, чтобы помочь в постройке новой (третьей по счёту) Спасской церкви над местом собственного погребения.

XV — начало XVII века

Монастырь находился под покровительством московских великих князей Василия Тёмного , его сына Андрея Меньшого , удельного князя Вологодского , и брата последнего, великого князя Ивана III , которые устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины. Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов , Белозерск и важнейшие русские центры международной торговли XVI века Холмогоры и Архангельск , а также соединявших Вологду с центрами наиболее доходных промыслов средневековья — солеварения ( Сольвычегодск и Тотьма ) и промысла рыбы и пушнины (весь Север ). Связи монастыря с Москвой были важным политическим моментом, учитывая острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV века .

Монастырь использовался как место ссылки . В 1493 году сюда были заточены великим князем Иваном III княжичи углицкие Иван и Дмитрий — сыновья углицкого князя Андрея Горяя . Иван скончался здесь в оковах в 1523 году под именем Игнатия (позднее причислен к лику святых под именем Игнатия Прилуцкого), Дмитрию в 1540 году было разрешено снять «железа». Братья были похоронены в монастыре рядом . Иван III брал из монастыря в поход на Казань икону Дмитрия Прилуцкого, написанную Дионисием Глушицким . После похода он украсил икону золотом и серебром, вернув её 3 июня 1503 года монастырю.

В 1528 году в монастыре молились о даровании наследника Василий III и Елена Глинская . Впоследствии их сын Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537 1542 годах в монастыре Спасский собор был возведён в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года , а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря.

Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освящённой на праздничном молебне, и просфоры , из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома. Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» соборах для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году Бориса Годунова , в 1613 году Михаила Фёдоровича .

Монастырь существенно пострадал в годы Смуты . В 1612 году на него напали поляки-литовцы и казаки, была разграблена монастырская казна, сожжены архивы. В 1615 году монастырь был разорён сибирским царевичем Арасланом Алеевичем с дворянами, детьми боярскими и казаками, пришедшими на Вологду «для оберегания». В 1619 году монастырь вновь подвергнут разграблению со стороны литовцев и «русских воров». 18 (31) декабря 1619 года в монастыре была сожжена трапезная с находившимися в ней людьми. В этот день было сожжено 59 и убито 32 монаха, а всего погибли более 200 человек.

Конец XVII — начало XX века

Спасо-Прилуцкий монастырь, восстановленный после пожара, и село Коровничье (совр. Прилуки , справа ) на гравюре 1830-х гг. Слева на заднем плане церковь Николая на Валухе с колокольней со шпилем.

В конце XVII XVIII веках монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере , одним из крупнейших землевладельцев и торговцев солью. По штатам 1764 года монастырь был положен во втором классе, степенью двадцатый. Ко времени составления штатов монастырь имел вотчины в окрестностях Вологды , Грязовца , Кадникова и Радонежа , а также подворья в Вологде (на месте) и Москве (дом и каменная церковь Собора Иоанна Предтечи с приделом Димитрия Прилуцкого на Варварском крестце ). Всего к этому времени у монастыря было 9 сёл, в них 7 церквей, 4 сельца и 88 деревень, в них 2819 душ крестьян . Помимо вотчин, с XVI века монастырь владел соляными варницами в Тотьме , Сольвычегодске и при в Архангельской губернии , на которых ежегодно вываривалось более 14 000 пудов соли. Вологодское подворье использовалось для складирования и продажи соли. Кроме солеварения, монастырь имел 2 мукомольных водяных мельницы (обе на реке Вологде , одна недалеко от монастыря) и 2 рыбных ловли (на реке Лосте и на).

17 сентября 1811 года Спасский собор серьёзно пострадал от пожара (по преданию, от забытой «грошовой свечи») . Сгорело всё внутреннее убранство, обгорели некоторые главы. Перед вторжением французов в Москву в 1812 году в Спасо-Прилуцкий монастырь были эвакуированы драгоценности патриаршей ризницы , Троице-Сергиевой лавры , Чудова , Новоспасского , Знаменского , Николо-Угрешского , Покровского , Новодевичьего , Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов и монастырей. Драгоценности хранились в сгоревшем Спасском соборе до освобождения Москвы. Спасский собор был отремонтирован («поновлён») в 1813—1817 годах. Были заменены повреждённые пожаром главы, которым были приданы барочные кувшинообразные формы, устроен новый иконостас .

В 1898 году была открыта узкоколейная железная дорога Вологда — Архангельск 1936 года в составе Северной железной дороги ), которая прошла в непосредственной близости от монастыря (параллельно юго-восточной стене) . Через реку Вологду был построен временный, с деревянными устоями, мост. В 1913 году его заменили постоянным с металлическими фермами на каменных устоях, а в 1914 году линия была перестроена на широкую колею .

При Советской власти. Закрытие

В 1918 году в монастыре были проведены обыск и опись имущества , часть зданий заняли красноармейцы . В башнях монастыря во время Гражданской войны были устроены склады взрывчатых веществ, и только благодаря своевременно принятым мерам начавшийся однажды пожар не привёл к уничтожению памятника . В монастыре была организована община из жителей Прилук . С 1919 по 1923 годы в монастыре проходили изъятия церковных ценностей , в том числе в помощь голодающим Поволжья . По решению уездного исполкома архимандрит Нифонт (Курсин), монахи и послушники были выселены из монастыря, протестовавшие прихожане репрессированы. Весной 1922 года жители Прилук и близлежащих деревень просили разрешения разобрать стены монастыря на кирпичи; ходатайство, однако, было отклонено .

В августе 1924 года договор с общиной был расторгнут, а монастырь закрыт . Произведения искусства были переданы в Вологодский музей , прочее имущество — различным учреждениям. В 1930-х годах в монастыре находилась для раскулаченных , которых перевозили в северные лагеря ГУЛага , в 1950-х — 1970-х годах он был занят под военные склады . В монастыре располагался кинотеатр, дом инвалидов . С 1950-х годов опустевшие и разрушавшиеся постройки монастыря реставрировали, при этом многим из них был возвращён предполагаемый облик XVI—XVII веков. В 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника.

Повторное открытие. Конец XX — начало XXI века

16 июня 1990 года , на праздник Сретения иконы Димитрия Прилуцкого, впервые после закрытия монастыря был проведён крестный ход до на . В августе 1990 года церкви была передана надвратная Вознесенская церковь. В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года , в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви . Дважды, 13—14 августа 1992 года и 16—17 июня 2007 года монастырь посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II .

В последующие годы в монастыре возродилась жизнь, был осуществлён ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне. Ежедневно совершается . Содержится подворье и монастырская воскресная школа . В обители располагается ставленническое отделение , готовящего будущих священнослужителей Вологодской и Великоустюжской епархии . Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения .

Подворьем монастыря является церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде и с 1994 по 2003 год был Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь в Грязовецком районе Вологодской области .

Архитектура

План Спасо-Прилуцкого монастыря
1 — Спасский собор
2 — галерея
3 — крыльцо
4 — переход
5 — «новая» соборная колокольня
6 — остатки старой церкви-колокольни Трёх Святителей
7 — церковь Введения
8 — трапезная Введенской церкви
9 — Екатерининская церковь
10 — могила К. Н. Батюшкова
11 — церковь Успения из Александро-Куштского монастыря
12 — церковь Всех Святых
13 — монастырские кладовые
14 — надвратная церковь Вознесения
15 — колокольня надвратной церкви Вознесения
16 — древненастоятельские кельи
17 — зимние настоятельские кельи
18 — летние настоятельские кельи
19 — братские кельи и больница
20 — часовня над колодцем
21 — Белозерская башня
22 — Вологодская башня
23 — Южная башня
24 — Водяная башня
25 — Мельничная башня
26 и 27 — монастырские пруды
28 — Казённый двор
29 — Малые ворота

Сохранившаяся древняя архитектура монастыря относится к XVI веку , когда были возведены первые каменные здания — Спасский собор, надвратная церковь и трапезная палата с церковью Введения. Архитектура этого периода основывается на московской традиции, согласуясь с духовными и политическими связями монастыря. При этом получают развитие идеи первых каменных комплексов монастырей Русского Севера XV века Спасо-Каменного (Спасо-Преображенский собор, 1481 год ), Кирилло-Белозерского ( Успенский собор , 1496 год ) и Ферапонтова (Рождественский собор, 1490 год ), построенных ростовскими зодчими . Указанные соборы — крестово-купольные , четырёхстолпные, трёхапсидные, на высоких подклетах (кроме Успенского), с перспективным порталом с килевидным завершением, трёхчастным делением фасадов лопатками , подпружными арками, полукруглыми закомарами , покрытием кокошниками , большой главой в центре и малой над юго-восточным углом . Ферапонтовский собор с трёх сторон окружает галерея . В соответствии с актуальной московской тенденцией конца XV века, в первых вологодских постройках используется кирпич с небольшим вкраплением камня . Спасский собор Прилуцкого монастыря (1537—1542 годы) наследует все указанные черты, за исключением числа глав. Эта же, становящаяся основной для Русского Севера, традиция находит своё воплощение в Воскресенском соборе Горицкого монастыря ( 1544 год ).

Спасо-Прилуцкий монастырь, вид в XVII веке. Фрагмент вологодской иконы Димитрия и Игнатия Прилуцких. Видна часозвоня надвратной Вознесенской церкви и две колокольни Спасского собора

Церковь Введения с одностолпной трапезной в Кирилло-Белозерском монастыре ( 1519 год ) становится образцом для аналогичных построек в Ферапонтовом и Спасо-Прилуцком (в последнем — с тем же посвящением) монастырях, которые повторили не только архитектуру, но и осевое расположение зданий. Это решение продолжало воспроизводиться в вологодских монастырях и в XVIII веке — трапезные Введенская церковь Великого Устюга и Тихвинская церковь Троице-Гледенского монастыря , при этом повторяется и соединяющая здания крытая галерея. Типичной особенностью северных московских соборов становится своеобразный строгий декор под и на закомарах (орнаментальные пояса из поребрика , бегунца , нишек и балясин ). Спасский собор Прилуцкого монастыря продолжает линию московской школы — отсюда пятиглавие, высокий подклет, двухъярусная галерея и два ряда закомар . Декоративные мотивы Спасского собора повторяются в орнаменте надвратной церкви Вознесения и Введенской церкви.

После разорений начала XVII века в Прилуцком монастыре возобновляется интенсивное строительство, при этом, как и во многих других монастырях , особое внимание уделяется оборонительным сооружениям — возводятся мощные стены и башни. Кроме того, в этот период возводится новая колокольня — главная высотная доминанта комплекса, а также хозяйственные и жилые постройки.

После пожара 1811 года Спасский собор был реставрирован в 1813 1817 годах . При этом главам были приданы кувшинообразные барочные формы.

Несмотря на закрытие монастыря в советское время , его сооружения были в целом сохранены. В 1950-х — 1990-х годах была проведена научная реставрация, при этом памятникам XVI века был возвращён предполагаемый исходный облик. Реставрация в основном коснулась покрытия — по закомарам (Спасский собор) и кокошникам (Вознесенская и Введенская церкви), а также формы глав — Спасский собор и Вознесенская церковь получили .

Надвратная церковь Вознесения (Феодора Стратилата) с колокольней

Надвратная церковь Вознесения Господня поставлена над Святыми воротами — главным въездом в монастырь со стороны древней дороги на Архангельск , Кириллов и Белозерск . Церковь с воротами и прилежащими участками северо-западной стены — древнейшая часть монастырской ограды, выстроенная в конце XVI века , вскоре после Спасского собора, когда остальные стены с башнями были деревянными. Позднее церковь и Святые ворота оказались включёнными в кольцо стен XVII века . Святые ворота имеют 2 арочных проёма: большой — для проездов и малый — для путников. Большой проезд оформлен перспективным порталом, над которым ещё в начале XX века находилась фреска (сейчас об этом напоминает металлический голубец над большим проездом).

Первоначально (в 1590 году ) церковь была освящена во имя святого великомученика Феодора Стратилата , покровителя православного воинства, как бы охраняющего вход в обитель, и называлась так до XIX века . Существует предположение, что она была освящена в честь ангела царя Фёдора Иоанновича , сына Ивана IV , вступившего на престол в 1584 году , и, возможно, каким-то образом способствовавшего строительству в Спасо-Прилуцком монастыре. В XVIII и начале XIX века вследствие пожаров церковь сильно пострадала и находилась в таком состоянии до 1815 года , когда и была переосвящена во имя Вознесения Господня и подверглась ряду переделок, последние и «очень неудачные» (по характеристике искусствоведа Г. К. Лукомского ) — 1875 года . Реставрации 1990-х годов вернули церкви предполагаемый первоначальный вид .

  • Святые ворота с церковью Вознесения и колокольней, ок. 1590 г., — главный вход в монастырь
    Святые ворота с церковью Вознесения и колокольней, ок. 1590 г., — главный вход в монастырь
  • Святые ворота с церковью Вознесения и колокольней, фото ок. 1913 г.
    Святые ворота с церковью Вознесения и колокольней, фото ок. 1913 г.
  • Роспись свода Святых ворот
    Роспись свода Святых ворот
  • Фресковая икона «Знамение» на внешней стене колокольни церкви Вознесения
    Фресковая икона « Знамение » на внешней стене колокольни церкви Вознесения

Основу здания Вознесенской церкви составляет кубический объём, апсиды отсутствуют. Покрытие кровли, глава и декор перекликаются со Спасским собором. Венчает храм один световой барабан с узкими оконными проёмами, завершённый шлемовидной главой. Вверху — широкая полоса декора из килевидных арочек и рядов прямоугольных и круглых нишек с бегунцом и поребриком между ними. Покрытие кровли — по крупным кокошникам , имитирующим закомары , более мелкие кокошники обеспечивают переход к барабану (с 1815 года по 1990-е кровля была купольной , глава — сложной барочной формы). Конструкция храма — двустолпная, что соответствует появившейся и получившей ограниченное распространение в московской и северной архитектуре XVI века тенденции. В вологодской архитектуре двустолпные храмы составят позднее особую группу — это церкви ( 1653 год ), Андрея Первозванного во Фрязинове ( 1670 или 1687 год ), Николая во Владычной слободе ( 1669 год ) и Николая на Валухе ( 1755 год ) . Внутреннее пространство церкви делится двумя сравнительно тонкими четырёхгранными столпами , между которыми расположена невысокая каменная алтарная преграда . На верхние части столбов опираются разгрузочные арочки. Центральный коробовый свод прорезан световым барабаном на парусах , а угловые части перекрыты оригинальными ступенчатыми сводиками псковского типа. Внутреннее устройство храмового пространства отражено на северном и южном фасадах, которые членятся тремя лопатками на два неравных прясла . Единственным украшением стен служат узкие пояса прямоугольных нишек и поребрика — типичный декоративный мотив северного и московского зодчества XVI века .

Рядом с церковью Вознесения над стеной высится её оригинальная колокольня , построенная в 1729 1730 году , но ещё в традициях древнерусской архитектуры . Стройный четырёхгранный столп колокольни с пучками полуколонок и кокошниками на углах несёт лёгкий восьмерик звона ( восьмерик на четверике ), завершённый вытянутым шатром и главкой . Предполагается, колокольня выполнена на основе существовавшей здесь в конце XVII века каменной часовни «о четырёх стенах» .

Спасский собор

Спасский собор построен в 1537 1542 годах на месте сгоревшего деревянного. Собор представляет собой пятиглавый храм на подклете , окружённый галереями, с тремя полуциркульными апсидами . Фасады здания поделены широкими лопатками на три прясла . Завершают прясла значительные по размеру закомары , средние из которых имеют больший размер, чем боковые. Переход к барабанам глав создаёт второй ярус закомар. Сильно выделяется по сравнению с боковыми центральная глава, имеющая в основании четыре закомары. Динамичное нарастание масс к центру формирует пирамидальную композицию.

Архитектура собора в целом согласована с традициями московского зодчества первой половины XVI века :

«Столичное происхождение подобного типа соборного храма бесспорно. Москва стремилась в это время утвердить на Севере свои архитектурные формы как общерусские, противопоставив их различным, в частности новгородским, влияниям. Спасский собор — один из лучших образцов этого нового направления, выразившего торжество и величие централизованного Русского государства» .

Основное отличие от других московских сооружений указанного периода — лаконизм и скупость обработки фасадов: лёгкие удвоенные полочки-уступы на лопатках , простой карниз с раскреповками, оконные проёмы без наличников. Верхние части барабанов глав имеют более разнообразный, но типичный для северно-русских храмов конца XV — начала XVI веков декор (аналогичные примеры встречаются в Кирилло-Белозерском , Ферапонтовом монастырях ): ряды килевидных арочек, прямоугольных нишек и бегунца , которые на центральном барабане дополнены кирпичными балясинами и лентой поребрика .

Собор с трёх сторон (кроме восточной) окружает двухъярусная галерея- гульбище с необычными открытыми арками второго яруса с эффектными килевидными архивольтами , аналогичными закомарам. Галерея поздняя, появилась предположительно в 1654 1671 годах , во время проведения крупномасштабных каменных работ в монастыре . На галерею выходят три перспективных портала с колонками по бокам и килевидным верхом. С севера она заканчивается обширной двухэтажной ризничной палаткой с входом из алтаря. Время построения неизвестно, в монастырских записках значится, что она была перестроена в 1759 году . К западному порталу ведёт большое крыльцо XVII века с лестницей. В своей конструкции оно содержит толстые кувшинообразные столбы, поддерживающие двойные арки с висячей гирькой . Первоначальный шатровый верх крыльца в XIX веке был заменён двускатной крышей.

Коробовые своды ступенчатой конструкции поддерживают четыре массивных столпа. Внутри собора стены побелены. Вероятно, в древности они не были расписаны , хотя высказывалось и противоположное мнение . Своды и стены верхнего храма были украшены живописью в 1859 году (утрачена), нижний этаж не был расписан из-за необходимости частых поновлений по причине сырости .

К концу XIX века в верхнем этаже собора было три престола и ещё пять — в нижнем :

Престолы верхнего этажа:

Ранее в алтаре главного храма находились также престолы Димитрия Прилуцкого, Иоанна Богослова и Преображения. В 1656 году престол Димитрия Прилуцкого был перенесён в нижний этаж собора, а его место в нижнем отделении алтаря занял престол Иоанна Богослова. Преображенский престол после пожара 1811 года был перенесён в южную паперть на место существовавшего там ранее престола во имя святых мучеников и .

Престолы нижнего этажа:

по правую сторону от престола Димитрия и Игнатия

по левую сторону от престола Димитрия и Игнатия

Соборная колокольня

В центре: остатки нижних ярусов бывшей соборной Трёхсвятительской церкви-колокольни (ок. 1540 г.)

Старая церковь-колокольня Трёх Святителей . Возведённая одновременно со Спасским собором колокольня занимала северо-западный угол галереи. Она была решена как церковь « под колоколы » — архитектурный тип, получивший распространение в XVI веке в Московском княжестве. В первом ярусе колокольни находился храм, а выше — открытый ярус звона, на который вела частично сохранившаяся узкая лестница в толще стены. Престол был освящён в честь трёх вселенских святителей великих каппадокийцев Василия Великого , Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста .

В описи 1623 года указано:

... да колокольница при соборной церкви каменная, о одном верхе, а под колоколы церковь — Три Святителя .

Соборная колокольня с церковью Алексия (1644—1656 г., перестройки 1720-х гг. и конца XVIII в.)

В 1720 году старая церковь-колокольня была почти полностью разобрана, а колокола перенесены на новую. К настоящему времени от старой колокольни сохранилась только нижняя часть — подклет и первый ярус восьмигранного столпа, перекрытый сводом.

Новая колокольня с церковью Алексия . Между 1644 и 1656 годами была выстроена новая, более высокая колокольня . Согласно традиции середины XVII века , это была шатровая постройка типа « восьмерик на четверике ». Её широкая нижняя часть — подклет с двумя кельями и двухъярусный четверик , декорированный скромными наличниками , плоскими лопатками и поясом кокошников по границе между двумя ярусами. Поставленный выше восьмерик сразу переходит в открытый ярус звона с арочными проёмами, украшенными килевидными архивольтами . Прежнее шатровое завершение было снято в 1720-е годы, при этом стены звона надложены, и на них водружён ещё один восьмерик, в котором были поставлены большие колёсные часы с боем . В конце XVIII века верхний восьмерик получил завершение в виде фигурной кровли со шпилем .

Невысокая пристройка с западной стороны — церковь Алексия. Таким образом, новая колокольня, также как и старая, была призвана совмещать функции колокольни и храма, что для середины XVII века было не совсем обычно и говорит о следовании «прежним образцам» .

Из колоколов Спасо-Прилуцкого монастыря по именам известны «Большой» (357 пудов 30 фунтов), «Вестовой» и «Протас». Они были отлиты в 1736 1738 годах , а в разгар индустриализации , в 1935 году , были пущены на переплавку. Новые колокола (14 штук) были отлиты по образцу колокольни Софийского собора и водружены в 2007 году . Планируется отлить ещё один колокол массой 4 тонны .

Введенская церковь с трапезной

Церковь Введения Богородицы во храм — стройное квадратное в плане здание на подклете со сводами, покрытыми эффектной пирамидой из трёх ярусов килевидных кокошников , и увенчанное барабаном с луковичной главой . Особенностью храма является отсутствие алтарных апсид , характерное для трапезных церквей XVI века . Фасады, включая восточный, украшены лопатками, заканчивающимися снизу на уровне подклета. Верхний ярус стен между лопаток декорирован широким узорчатым поясом, состоящим из поребрика, кирпичных балясин и прямоугольных нишек. Этому орнаментальному фризу вторит аналогичный декор вверху барабана храма над рядом килевидных арочек.

Время постройки церкви — не позднее 1623 года . Впоследствии церковь была перестроена, при этом она получила купольное покрытие свода вместо кокошников и большую пятигранную апсиду. В 1927—1928 годах купол церкви был разобран, и в храме устроен киноклуб с буфетом, игрались спектакли . Предполагаемый исходный облик был возвращён в ходе реставрации 1950-х годов.

  • Церковь Введения (не позднее 1623 г.), вид с юго-востока
    Церковь Введения (не позднее 1623 г.), вид с юго-востока
  • Церковь Введения, вид с юго-востока, фото И. Ф. Барщевского (не позднее 1913 года), видна разобранная сейчас апсида
    Церковь Введения, вид с юго-востока, фото И. Ф. Барщевского (не позднее 1913 года), видна разобранная сейчас апсида
  • Крытая галерея-переход соединяет Спасский собор с трапезной Введенской церкви
    Крытая галерея-переход соединяет Спасский собор с трапезной Введенской церкви
  • Трапезная Введенской церкви и древненастоятельские кельи (слева)
    Трапезная Введенской церкви и древненастоятельские кельи ( слева )

С запада к церкви примыкает внушительных размеров трапезная палата (одностолпный зал имеет площадь примерно 15×15 м) — типичная постройка для русских монастырей XVI—XVII веков . Её подклетный этаж был занят погребами, хлебней и другими хозяйственными помещениями. В верхнем этаже расположена обширная одностолпная сводчатая палата для общих монастырских трапез. В трапезной были устроены придел во имя великомученицы Варвары, в иконостасе которого находились иконы, пожертвованные Троице-Герасимовской церковью . Фасады трапезной лаконичны, единственным украшением являются крупные арочные ниши с откосами, в которых помещены оконные проёмы, и простые лопатки между ними и на углах объёма, завершённого зубчатым карнизом.

Екатерининская церковь

Церковь во имя святой великомученицы Екатерины и святого равноапостольного великого князя Владимира построена в 1830 году вологодским губернским предводителем дворянства как семейная усыпальница . Представляет собой небольшое здание в стиле ампир в виде ротонды с четырьмя неравными (боковые больше переднего и заднего) портиками .

Вблизи церкви находятся остатки монастырского некрополя , сильно повреждённого в советское время. В целости сохранилась лишь могила поэта К. Н. Батюшкова , скончавшегося в Вологде 7 июля 1855 года . На кладбище монастыря были также захоронены митрополит Сарский и Подонский Иона , архиепископ Вологодский и Белозерский Симон , статский советник , вологодский вице-губернатор , другие духовные и светские лица, представители известных вологодских фамилий . Адмирал, главный командир Архангельского порта И. Я. Барш погребён в нижнем этаже собора.

  • Екатерининская церковь (1830 г.)
    Екатерининская церковь (1830 г.)
  • Могила К. Н. Батюшкова (1787—1855 гг.)
    Могила К. Н. Батюшкова (1787—1855 гг.)
  • Успенская церковь бывш. Александро-Куштского монастыря (1-я четверть XVI в.)
    Успенская церковь бывш. Александро-Куштского монастыря (1-я четверть XVI в.)
  • Церковь Всех Святых (1-я четверть XVIII в.), завершающая корпус братских келий
    Церковь Всех Святых (1-я четверть XVIII в.), завершающая корпус братских келий

Успенская церковь

Деревянная шатровая Успенская церковь перевезена в Спасо-Прилуцкий монастырь в 1962 году из закрытого Александро-Куштского монастыря , отреставрирована и освобождена от поздней тесовой обшивки. Считается древнейшей сохранившейся деревянной шатровой церковью .

Александро-Куштский монастырь был основан около 1420 года монахом Спасо-Каменного монастыря Александром на берегу реки недалеко от Кубенского озера . Успенская церковь была древнейшим соборным храмом монастыря. Она была построена вскоре после пожара 1519 года , уничтожившего прежние строения монастыря. В основе здания — высокий крещатый сруб, над центром которого поставлен мощный восьмерик с повалом (расширением кверху), увенчанный шатром и небольшой главкой. Высокие боковые ветви креста завершены бочковыми кровлями, они эффектно поддерживают общую стремящуюся вверх архитектонику храма.

Церковь Всех Святых

Церковь Всех Святых построена в 1721 году как больничная церковь при больнице, находившейся в здании братских келий. Изначально была освящена как церковь Трёх Святителей (вместо разобранной соборной церкви-колокольни). В 1846 году была перестроена и переосвящена в церковь Всех Святых .

Монастырские кладовые

Здание монастырских кладовых примыкает вплотную к северо-западной стене монастыря, к северо-востоку от надвратной церкви Вознесения (справа, если смотреть изнутри монастыря). Дата постройки — не позднее 1675 года. Здание представляет собой как бы двухъярусную галерею. Внутренний фасад выходит на Казённый двор — узкий внутренний дворик между северо-западной стеной монастыря и длинным зданием летних настоятельских келий. Нижний ярус образуют две пологие арки и находящийся посредине высокий дверной проём с лестницей наверх, обрамлённый нарядным наличником с пилястрами и килевидным архивольтом . Второй ярус образован маленькими оконцами, разделёнными пилястрами, тянущимися до карниза . Посредине между пилястрами над входной аркой — окошечко с наличником. На наружной стороне стены ограды нижним аркам корпуса соответствуют трёхлопастные ниши с окнами, украшенными наличниками.

Кельи

Первые хозяйственные постройки монастыря были деревянными, и в основном, погибли во времена Смуты . Восстановление каменных келий и других вспомогательных построек началась с 1645 года.

  • Древненастоятельские кельи примыкают к трапезной Введенской церкви и фасадом обращены к Спасскому собору. Это двухэтажное каменное строение с кирпичными сводами . В подклетном этаже здания находились кладовые и погреба с кухней. Верхний этаж занимали покои архимандрита , соединяющиеся крытой галереей с трапезной церкви Введения и Спасским собором. В XVII веке кельи были существенно перестроены и расширены. При этом фасад украсили фигурные наличники оконных проёмов и ниши- ширинки на лопатках , появилось оригинальное крыльцо с западной стороны.
  • Зимние настоятельские кельи. Изначально — каменные келарский корпус и сушило (в верхнем этаже), построенные у западной стены ограды к юго-западу (слева, если смотреть изнутри монастыря) от надвратной Вознесенской церкви не позднее 1675 года. В 1718 году здание было перестроено под зимние настоятельские кельи, а в 1893 году превращено в монастырскую гостиницу.
  • Летние настоятельские кельи существовали уже в середине XVII века как «две казённые кельи о два житья, а перед кельями и на монастырь крыльцо каменное с лестницею». Другую часть здания (вытянутого в сторону северо-востока) составляли четыре одноэтажные братские кельи с сенями, построенные в 1645 году ярославскими каменщиками Иваном Сергеевым, по прозвищу Сено, и Титом Ивановым, по прозвищу Балаш. В XVIII веке здание было перестроено и объединено с братскими кельями в единый большой корпус, сохранив лишь отдельные прежние детали на фасаде со стороны Казённого двора. Между летними кельями и Святыми воротами в середине XVII века были сооружены ворота Казённого двора. Они также сохранили ряд фрагментов древней архитектуры.
  • Братские кельи — двухэтажное строение, вытянутое параллельно северо-западной стене монастыря в продолжение летних настоятельских келий. Ранее являлось больничным корпусом. Строительство началось в XVII веке, закончилось в 1790 году. С востока к корпусу келий в 1721 году была пристроена Всехсвятская церковь.

Часовня над колодцем

К северу от Спасского собора находится колодец, по преданию, выкопанный преподобным Димитрием. Над колодцем поставлена деревянная часовня. Из колодца берётся вода для молебнов с водоосвящением . Ранее на этом месте находилась круглая каменная часовня (время постройки неизвестно), внутри имевшая стенные росписи, небольшой иконостас, крест, поставленный Димитрием при основании монастыря, и колодец .

Стены, башни и ворота

До середины XVII века монастырь был окружён деревянной оградой, каменными были только Святые ворота с надвратной церковью и часть примыкающей к ним северо-западной стены. В 1640—1650-е годы были возведены новые кирпичные стены, согласно царской грамоте 1644 года, монахам было дано право делать кирпич безоброчно . Строительство было завершено в 1656 году , о чём свидетельствует надпись, вырезанная в камне над Святыми воротами.

Всего имеется 5 башен:

  • Белозерская (северный угол);
  • Вологодская (восточный угол);
  • Южная (южный угол);
  • Мельничная (западный угол);
  • Водяная (в середине юго-западной стены).

В плане они образуют неправильный многоугольник, напоминающий трапецию , общей протяжённостью 950 метров с башнями по углам и в середине юго-западной стены. В северо-западной стене имеется въезд в монастырь через Святые ворота с надвратной церковью Вознесения, в месте которых стена образует тупой угол, направленный кнаружи. Толщина стен превышает 2 метра, высота на юго-восточной и северо-восточной сторонах, обращенных к дороге, доходит до семи метров. Юго-западная стена, обращённая к реке Вологде, самая низкая.

Высокие и мощные башни на северном (Белозерская), восточном (Вологодская) и южном (Южная) углах ограды сильно выступают за линию стен, имеют 16 граней. Вероятно, что они задумывались как главные оборонительные сооружения . Башни имеют несколько ярусов бойниц и приспособлены к круговой обороне . В стенах между башнями также устроены бойницы: арочные нижние — для подошвенного боя, длинные тонкие — в среднем ярусе, и косые и узкие — в верхнем ярусе — для верхнего боя. Вдоль всех стен с внутренней стороны на каменных арках или на утолщении стен устроена площадка, служащая ходом по периметру ограды и позволявшая вести верхний бой. В юго-восточной и северо-восточной частях ограды были устроены так называемые «мешки» — каменные столбы с узкими помещениями внутри, которые служили для хранения пороха и других боеприпасов, и куда также заключали особо важных преступников. Со стороны реки Вологды перед юго-западной стеной устроен земляной вал .

  • Мельничная башня
    Мельничная башня
  • Вал между юго-западной стеной и рекой Вологдой
    Вал между юго-западной стеной и рекой Вологдой
  • Водяная башня
    Водяная башня
  • Южная башня
    Южная башня
  • Вологодская башня
    Вологодская башня
  • Белозерская башня
    Белозерская башня

Завершение стен по древней традиции сплошное, не расчленённое на отдельные зубцы. Башни изначально венчали деревянные шатры со смотровыми вышками, которые в XVIII веке были заменены фигурными кровлями . В ходе реставрации 1955—1960-х годов Белозерская и Вологодская башня были покрыты тёсом (остальные имеют металлическую кровлю), грани Белозерской, Вологодской и Южной башен в XIX веке были выкрашены в белый, жёлтый и оранжевый цвета. Остальные башни и стены по традиции побелены . Кроме Святых и Водяных ворот, в обитель ведут Малые ворота в северо-восточной стене.

Стены и башни монастыря имеют различную архитектурную обработку. Монументальные Южная и восточная Вологодская башни выделяются не только своими большими размерами (около 20 м), но и декоративной обработкой зубцов и машикулей (у Вологодской они украшены полихромными изразцами ). Мельничная башня имеет 8 граней и отличается подчёркнутой декоративностью — грани выделены сложными полуколонками, на которые опирается аркатурный пояс, с полукружьями последнего выше перекликаются трёхчастные ниши и бровки над верхними бойницами. Нижние бойницы украшены обрамлениями в виде двухуступчатых кругов. Водяная башня — небольшая четырёхгранная, ранее — проездная. Завершена деревянным шатром с металлическим покрытием и имеет небольшой караульный чердак.

Иконы и другие святыни монастыря

В 1642 году в подклете собора был устроен престол во имя святого Димитрия, в котором пребывают главные святыни монастыря — под спудом мощи преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких . В подклете также находятся чтимые иконы — список чудотворного образа преподобного Димитрия с житием (с ней игуменский посох и часть вериг святого) и Пресвятой Богородицы «Страстная» , написанная иконописцами монастыря Кутлумуш на Афоне в память о несохранившейся келейной иконе преподобного Димитрия. Близ гробницы преподобного Игнатия Прилуцкого пребывают вериги, по преданию носимые подвижником, а также ковчег с частицами Ризы Господней , мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого , Сорока мучеников Севастийских , преподобного Иоанна Дамаскина . Особенно почитаема в обители икона Божией Матери «Скоропослушница» — список чудотворного образа, созданного на Афоне и привезённого в обитель в 1910 году . Местно почитаемая Казанская икона Божией Матери в драгоценной ризе после закрытия монастыря находится в Вологодском музее-заповеднике .

Икона Димитрия Прилуцкого

Из местного ряда иконостаса Спасского собора монастыря происходит почитающаяся чудотворной икона «Преподобный Димитрий Прилуцкий с житием» — шедевр русской иконописи работы Дионисия . Традиционно считается, что икона была написана в 1503 году (в это время Дионисий заканчивал роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря ). Дата появилась на основании разновременных летописных сведений, в XIX веке собранных в «Вологодский летописец», где говорится о сретении иконы в 1503 году в Вологде . Согласно этому источнику, икона была прислана царём Иваном III в обитель в благодарность за помощь Димитрия Прилуцкого в Казанском походе.

…ходившу благочестивому государю нашему великому князю Иоанну Васильевичу всея России ратию в Казань на татары. И по днех тех прииде весть, яко в той день многое пособие было его величеству с ратными в Казани над погаными татары… По возвращении же из Казани з благополучною над татары многою победою присылает благочестивый же и великий государь царь и великий князь Иоанн Василъевичъ всеа России на Вологду во обитель Спасову по видению своему новоизображенную и украшенную златом и сребром сего преподобного Димитрия святую икону, купно с царскою своею милостивою братии милостынею. И егда принесена быстъ та святая икона на Вологду, пославшие принесли весть к епископу, тогда бывшу, Стефану Вологодскому и Великопермскому и к первым града. Епископ же абие иде с кресты на место то, идеже та новоизображенная икона принесшими поставлена и тамо сретеши ю со всем освященным собором, с начальники же и со множеством народа, молебная тамо совершившие. И повале епископ святую ту икону с прочими святыми иконами и честными кресты нести в ту Всемилостивого Спаса обитель…
…а на месте, идеже ю сретоша, тако и церковь во имя преподобного воздвигнугиа, иже зовется в Кобылине улице . Благоверный же Иоанн Васильевич всеа России повеле оттоле всему освященному собору на сретение тоя святыя иконы повсегодно со всенощным и крестным из града во оную обитель хождением, в он же день принесеся, праздновать месяца июния в третий день…

Сказание о сретении чудотворной иконы преподобного Димитрия Прилуцкого из Казанского похода 1503 года .

По другой версии, в поход Ивана Грозного на Казань 1552 года бралась житийная икона Дмитрия Прилуцкого из Спасского собора Прилуцкого монастыря, сретение которой в Вологде состоялось 3 июня 1580 года .

Как свидетельствует Сказание, на месте сретения иконы был построен деревянный клетский храм , посвящённый преподобному Димитрию (до XVII века — церковь Димитрия Прилуцкого в Кобылине улице) . Около 1690 года на месте деревянного здания церкви построена каменная, существующая сейчас . Высказывалось также предположение, что именно к этому храму (а не к церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке ) относится упоминание о постройке ярославскими мастерами храма Димитрия Прилуцкого в Вологде в 1653 году . Церковь была освящена в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены (до настоящего времени — церковь Константина и Елены ), а придел нижнего храма — в честь Димитрия Прилуцкого.

  • Преподобный Димитрий Прилуцкий с житием, икона из Спасского собора Спасо-Прилуцкого монастыря. Дионисий. Около 1503 года. Вологда. ВГИАХМЗ
    Преподобный Димитрий Прилуцкий с житием, икона из Спасского собора Спасо-Прилуцкого монастыря. Дионисий . Около 1503 года. Вологда. ВГИАХМЗ
  • Икона Димитрия Прилуцкого с житием в ризе, фото ок. 1902 г.
    Икона Димитрия Прилуцкого с житием в ризе, фото ок. 1902 г.
  • Крестный ход в Спасо-Прилуцком монастыре 3 (16) июня 1902 г.
    Крестный ход в Спасо-Прилуцком монастыре 3 (16) июня 1902 г.
  • Церковь Константина и Елены (в XVI—XVII вв. — Сретения иконы Димитрия Прилуцкого), существующее здание — ок. 1690 г.
    Церковь Константина и Елены (в XVI—XVII вв. — Сретения иконы Димитрия Прилуцкого), существующее здание — ок. 1690 г.

Высказывается мнение о более раннем времени создании образа, возможно, заказанного для третьего по счёту соборного храма монастыря, возведённого в 1487 году .

В 1924 году икона поступила в собрание Вологодского государственного музея-заповедника . Реставрирована в 1927 году А. И. Брягиным . В настоящее время икона находится в экспозиции музея (инв. 1593, размер 139,5×111 см). В Спасском соборе находится список с иконы.

В память сретения иконы Димитрия Прилуцкого каждый год 3 июня служилась литургия в кафедральном Софийском соборе и церкви Константина и Елены , а затем совершался крестный ход из города в Спасо-Прилуцкий монастырь . Священником Константино-Еленинской церкви в 1898—1911 годы служил вологодский писатель и краевед о. Сергий (Непеин) :

К Цареконстантиновскому храму приходят с хоругвями и св. иконами от ближайших храмов, и общий крестный ход направляется в собор, соединяясь в пути с другими крестными ходами. Отсюда, уже с участием Преосвященного Владыки, крестный ход направляется к водопроводу, на Архангельскую улицу и за город к Прилуцкому монастырю. Стройное шествие при участии городского общества хоругвеносцев в красивых костюмах, со множеством хоругвей, сопровождаемое толпами народа, очень красиво со стороны.

Свящ. С. Непеин . Вологда прежде и теперь. 1906 г .

В 1990-е годы традиция крестных ходов возрождена .

Киликийский крест

Так называемый Киликийский крест , хранящийся в настоящее время в Вологодском музее-заповеднике , по преданию, был принесён Димитрием Прилуцким из Переславля в Спасо-Прилуцкий монастырь . Происхождение названия до конца не ясно (см. Киликия ). Представляет собой деревянный крест с резными накладками из кости. Очевидно, что стиль, в котором выполнен крест, относится к XVI веку , и реликвия, возможно, является копией легендарного креста XIV века .

Высказываются мнения, что часть резных фигур выполнена под влиянием школы Дионисия — это клейма «Распятие, с предстоящими», «Предста Царица», «Спас Нерукотворный», «Смоленский князь Фёдор с сыновьями Давидом и Константином», «Борис и Глеб», «Ефрем Новгородский и Савва Вишерский», «Царь Константин и царица Елена» и «Апостол Павел» (поясной) . В то же время другие фигуры — «Спас на Престоле», «Рождество Христово», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Сошествие святого Духа», «Обретение главы Иоанна Предтечи» и некоторые святые — исполнены под воздействием геометрического стиля Ближнего Востока, берущего начало в Сирии, и возможно, повлиявшего на вологодского мастера через знакомство с памятниками Грузии или Армении .

Библиотека

Монастырь прежде обладал богатейшей библиотекой. Большинство древних рукописных книг (например, житие преподобного Игнатия XVI века ) было изъято в столичные собрания к концу XIX века . «Бесцеремонное отбирание» книг прекратилось только после соответствующего указа Синода от 1890 года , на момент которого в монастыре ещё сохранялись несколько книг XV XVI веков .

Настоятели

Первым игуменом монастыря был преподобный Димитрий, перед смертью он благословил на игуменство своего ученика Пахомия. С середины XVII века настоятелями монастыря были архимандриты , с начала XIX века — архимандриты и ректоры Вологодской семинарии, в последнюю четверть XIX века — епископы Тотемские, викарии Вологодской епархии .

После возрождения обители настоятели сменялись, с 1991 года наместником был игумен Ефрем (Виноградов-Лакербая), затем — Галактион. Затем с 1996 по 2014 год наместником монастыря был игумен Дионисий (Воздвиженский). С 1991 по 1999 год в монастыре жил «старец» игумен (1934—2001), предсказывавший скорый конец света , проповедовавший против использования компьютеров , ИНН , новых российских паспортов и пластиковых карт, а также требовавший особым способом совершать крестное знамение . С 2014 по 2020 год настоятелем являлся игумен обители митрополит Игнатий (Депутатов) . Наместник — игумен . По состоянию на 2019 год и. о. наместника — иеромонах Александр (Чеборов). С 2022 года исполняющий обязанности наместника - иеромонах Ферапонт (Широков).

Братия — около 15 человек, в монастыре есть трудники и несколько вольнонаёмных работников .

Узники монастыря

Государственная и церковная власти с давних пор использовали ссылку в монастыри провинившихся, как из духовной, так и из светской среды для исправления и раскаяния. Как правило, сроки ссылки духовных лиц за « упущения по службе », непристойное поведение, пьянство и хозяйственные проступки были небольшие. Архимандрит монастыря был обязан дважды в месяц отправлять в консисторию рапорты о поведении ссыльных .

В 1624 г. « на покой » в Спасо-Прилуцкий монастырь был отправлен митрополит Иона , попавший в немилость патриарху Филарету за неприятие исправления богослужебных книг и за препятствие крестить переходящих в православие католиков-поляков . Митрополит умер и погребён в монастыре в 1627 г.

В 1665—1666 гг. по распоряжению Вологодского архиепископа Симона в Спасо-Прилуцком монастыре « под началом » находился противник исправления церковных книг инок Григорий (Неронов) .

Вплоть до середины XIX века в монастырь по решениям Синода или губернского уголовного суда отправляли гражданских и военных лиц из числа раскольников, молокан и других отступников от православия. Каждому « для беседы об истинах веры » назначался духовник, который должен был способствовать их раскаянию.

В 1831 г. по указу Синода был удалён от управления Иркутской епархией архиепископ Ириней , сторонник церковной независимости, известный своими столкновениями с иркутским городничим А. Н. Муравьевым — сосланным в Сибирь по делу декабристов. Ириней отказывался подчиниться указу, но после подтверждения, которое доставил в Иркутск флигель-адъютант Гогель, он в сопровождении жандармского подполковника Брянчанинова был доставлен в Спасо-Прилуцкий монастырь . 27 июля 1831 г. из Синода был отправлен указ Вологодскому епископу Стефану поручить настоятелю монастыря « иметь за ним бдительный надзор, каковый иметь и вашему преосвященству, и чтобы об образе жизни его и поступках доносили св. синоду по третям года ». 17 апреля 1848 г. Иреней был переведён настоятелем в Ярославский Толгский монастырь .

Строгий режим Спасо-Прилуцкого монастыря, обладавшего мощными и хорошо охраняемыми стенами, отвечал требованиям для изоляции важных ссыльных, в том числе, находившихся вне церковного права. Уже в конце XV века Иван III заключил в Спасо-Прилуцкий монастырь малолетних сыновей опального удельного князя углицкого Андрея Ивана и Димитрия . Старший брат — Иван скончался в монастыре в 1522 г., проведя в оковах почти 30 лет. Перед кончиной он был пострижен в монахи под именем Игнатий . С младшего брата оковы сняли только в 1540 г., незадолго до его смерти. Димитрий похоронен « при ногах брата » в нижнем этаже Спасского собора, в церкви Димитрия и Игнатия Прилуцких .

В 1799 г. был отправлен в Спасо-Прилуцкий монастырь в качестве вечного узника капитан В. С. Кряжев, адъютант и управляющий канцелярией смоленского военного губернатора, один из активных участников тайного кружка, в который входили предшественники декабристов смоленские чиновники и офицеры, недовольные правлением Павла I . 15 марта 1801 г., через четыре дня после состоявшегося дворцового переворота, новый император Александр I подписал указ Сенату « О прощении людей, содержащихся по делам, производившимся в Тайной Экспедиции, с присовокуплением 4-х списков оных ». Был освобождён из заключения и Кряжев .

См. также

Примечания

  1. (неопр.) (недоступная ссылка —) (29 декабря 2020). Дата обращения: 29 декабря 2020.
  2. ↑ Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь в Вологде. — Вологда: ООО «Издательский Дом Вологжанин», 2007. — 25 с.
  3. (неопр.) . 5 октября 2015 года.
  4. Макарий, игумен Спасо-Прилуцкого монастыря. / перевод, послесловие и комментарии — Т. Н. Украинская. — Вологда, 1996. — ISBN 5-86073-023-3 . 18 сентября 2010 года.
  5. Согласно Т. Н. Украинской, Авнега — малонаселённое место в вологодских болотах при слиянии рек и Лежи, где святой Димитрий построил деревянную Воскресенскую церковь и основал монастырь. В XVIII веке здесь был построен каменный храм, развалины которого сохранились и доныне. Сейчас это село Воскресенское Грязовецкого района Вологодской области.
  6. .
  7. Датировка смерти преподобного 6900 (1392) годом на основании указания в «Описании о российских святых» (кон. XVII—XVIII в.) является неверной, так как в рукописи при указании года недописаны десятки и единицы. Дата смерти — ок. 1406 года определяется исходя из даты первого посмертного чуда преподобного (см. от 15 декабря 2018 на Wayback Machine // Православная энциклопедия ).
  8. (неопр.) . 20 декабря 2010 года.
  9. (неопр.) . Официальный сайт Спасо-Прилуцкого Димитриевого монастыря. Дата обращения: 13 июня 2010. Архивировано из 2 июня 2009 года.
  10. Савваитов П. И., с исправлениями и дополнениями Суворова Н. И. С. Непеина . — Издание третье. — Вологда, 1902 (1844, 1884). 8 июля 2015 года.
  11. Толоконникова К. Непорушенное чудо // Православные монастыри. Путешествие по святым местам : Еженедельное издание, ООО «Де Агостини». — М. , 2009. — № 11 . — С. 14—19 .
  12. (неопр.) (недоступная ссылка —) .
  13. Соколов В. И. . — Вологда: Северо-Западное книжное издательство, 1977. — 159 с. 17 октября 2011 года.
  14. Евдокимов И. Памятники художественной культуры на Севере. Выпуск второй. — Вологда: Вологодское областное отделение Госиздательства, 1922. — С. 5—6, примечание 3. — 96 с.
  15. Коновалов Ф. Я. (неопр.) . Официальный сайт Правительства Вологодской области www.vologda-oblast.ru (21 декабря 2004). Дата обращения: 12 мая 2010.
  16. (неопр.) . www.sedmitza.ru. Дата обращения: 12 мая 2010. 19 августа 2011 года.
  17. Сойкин И. (неопр.) . Журнал Московской Патриархии (апрель 2008). Дата обращения: 15 июня 2010. 20 августа 2014 года.
  18. (неопр.) . Вологодская епархия. Дата обращения: 2 июня 2010. Архивировано из 2 июня 2009 года.
  19. Мильчик М. И. // «Искусство» : газета. — 1—15.09.2008. — № 17 (401) . 27 апреля 2014 года.
  20. Лукомский Г. К. Вологда в её старине . — репринт 1914 г.. — Пг. : Сириус, 1914. — 365 с.
  21. Бочаров Г., Выголов В. . — 3-е изд. — М. : Искусство, 1979. — 354 с. 20 ноября 2010 года.
  22. Степановский И. К. . — Вологда, 1890. 19 января 2010 года.
  23. Засецкий А. А. . — М. : Въ Университетской Типографіи, 1780. 28 мая 2010 года.
  24. Ср. трапезные Саввино-Сторожевского монастыря , Троице-Сергиевой лавры и Симонова монастыря .
  25. (неопр.) . Официальный сайт Спасо-Прилуцкого Димитриевого монастыря. Дата обращения: 3 августа 2010. Архивировано из 2 января 2011 года.
  26. Вологодский летописец. — Вологда, 1874.
  27. . — ГБЛ, ф. 272 (Синод.), ь 351. — XVII в. — С. лл. 50 об. — 53 об. 24 мая 2011 года.
  28. . — М. : Вентана-Граф, 2004. — С. 30—35. — 128 с. — ISBN 5-88717-273-8 . 18 сентября 2010 года.
  29. Голейзовский Н. К. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2003. — № 3 (13) . — С. 63—71 . 4 марта 2016 года. (Дата обращения: 7 сентября 2010)
  30. Коновалов Ф. Я., Панов Л. С., Уваров Н. В. . — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1993. — С. 216. — 298 с. — ISBN 5-85560-293-1 . 19 сентября 2010 года.
  31. Окладная книга церквей города Вологды 1628—1629 гг. — ОР ГПБ, Q. II, 105, л. 5/об.
  32. Вздорнов Г. И. Вологда. — Л. : Аврора, 1972. — 130 с. — (Города-музеи).
  33. Саенкова Е. М. Преподобный Димитрий Прилуцкий. Житие в иконе. — М. : Гранд-Холдинг, 2009. — С. 10. — 48 с. — ISBN 5-7235-0285-9 .
  34. Рыбаков А. А. . — М. : Галарт, 1995. — С. 103. — 450 с. — ISBN 5-269-00911-0 . 6 августа 2017 года.
  35. (неопр.) . Российская сеть культурного наследия. ГУК «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Дата обращения: 25 августа 2010. 23 ноября 2005 года.
  36. Провинциальный альбом: Вологда на почтовых открытках начала XX века / Под ред. Быкова А. В . — 2-е изд. — Вологда: МДК, 2006. — С. 182. — 210 с. — ISBN 5-88459-083-0 .
  37. Свящ. С. Непеин . . — Вологда: Типография Знаменского и Цветова, 1906. 27 августа 2007 года.
  38. Храм святых равноапостольных царей Константина и Елены. Брошюра. Издание прихода храма Успения Божией Матери в Вологде. Вологда. 2008 г.
  39. Лазарев В. Н. Дионисий и его школа. — История русского искусства, в 13 т. Т. 3. — М. : Изд-во АН СССР, 1955. — С. 539. — 482—541 с.
  40. Овчинников А. Н. // Известия Вологодского общества изучения Северного края. Выпуск VIII. Исследование и реставрация памятников культуры Русского Севера. — Вологда, 2000. 20 июня 2010 года.
  41. . — 3-е изд. — Вологда, 2007. 14 ноября 2010 года. (неопр.) . Дата обращения: 13 июня 2010. Архивировано 14 ноября 2010 года.
  42. (неопр.) . Официальный сайт Московского патриархата (20 ноября 2020). Дата обращения: 20 ноября 2020. 28 ноября 2020 года.
  43. (неопр.) . Официальный сайт Спасо-Прилуцкого Димитриевого монастыря. Дата обращения: 13 июня 2010. 2 июня 2009 года.
  44. (неопр.) . Дата обращения: 21 января 2014. 1 февраля 2014 года.
  45. (неопр.) . Дата обращения: 21 января 2014. 2 февраля 2014 года.
  46. Русская старина. Т.V — С.-Пб.: 1872, вып 1-6, сс. 477—478
  47. (неопр.) . Дата обращения: 21 января 2014. 19 марта 2014 года.
  48. (неопр.) . Дата обращения: 21 января 2014. 19 марта 2014 года.
  49. (неопр.) . Дата обращения: 21 января 2014. 1 февраля 2014 года.
  50. Светлов Л. Б. Ранние предшественники декабристов — //Вопросы истории — М.:1961, № 1, сс. 212—213
  51. (неопр.) . Дата обращения: 21 января 2014. 23 января 2014 года.

Литература

  • Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Историко-географическое исследование по материалам монастырей / отв. ред. Н. Е. Носов ; рецензенты: , Ю. Г. Алексеев ; Лен. отд-ние Ин-та истории СССР АН СССР. — Л. : Наука . Лен. отд-ние, 1985. — 272, [1] с. — 1600 экз. (обл.)
  • Мельник А. Г. // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — Вып. 3 . — С. 278—283 .
  • Мельник А. Г. // Макариевские чтения. Судьбы православия и русская революция. — Можайск, 2018. — Вып. 25 . — С. 128—134 . — ISBN 978-5-6042243-8-0 .
  • Савваитов П. И. . — СПб. : тип. Штаба Отдел. корпуса внутр. стражи, 1844. — 48 с.
  • / Изд. испр. и доп. Н. И. Суворовым . — Вологда: Типография Вологодского духовного правления, 1902. — 58 с.
  • Сойкин П. П. // : Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб. : Воскресение, 1994. — С. 93—95. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1 .
  • Черкасова М. С. // Церковь. Богословие. История. 2021. — № 2. — С. 284—290.
  • Черкасова М. С. Спасо-Прилуцкий монастырь в ХVI—XVII вв.: экономика, демография, культура. Вологда: Древности Севера, 2022. ( В данной монографии имеется также источниковое приложение: опубликованы 100 документов за период с 1420-х гг. по 1712 г. ).

Ссылки

Same as Спасо-Прилуцкий монастырь