Interested Article - Церковь Воскресения Словущего на Остоженке

Це́рковь Воскресе́ния Слову́щего на Осто́женке — утраченный православный храм в Москве , приписной требный храм Зачатьевского женского монастыря .

История

В известных на сегодняшний день документах впервые упоминается в Патриарших книгах 1625 года: «Церковь Воскресения Христова зовомо Новое, у Зачатейского монастыря» упоминается в окладной книге Патриаршего приказа за 1624/1625.: «по окладу дани рубль 8 деньги платил поп Давид» .

Точная дата строительства на этом месте первоначального храма достоверно не известна; современными исследователями предполагается, что первоначальный деревянный храм мог существовать на этом месте уже со второй половины XIV века. По мнению С. К. Богоявленского , приходская церковь Зачатьевской слободы повторяет расположение более старой церкви, существовавшей на этом месте в XVI веке . «Церковь была возобновляема, но все-таки она одна из стариннейших» . Москвовед П. В. Кисляков на основе стилистического анализа архитектуры древней части храма Воскресения Словущего относит дату постройки каменной церкви к XVI веку .

Ввиду невозможности совершения некоторых церковных таинств и треб в храмах, находящихся внутри монастырской ограды, при Зачатьевском монастыре было основано два приписных требных храма, и население слободы сложилось в два прихода. Приходскими храмами слободы стали церкви Воскресения Словущего на Остоженке и Николы в Киевцах .

« Как правило, монастырские слободы имели приходские церкви, иногда две: зимнюю и летнюю. Вероятно, этим объясняется существование на небольшом расстоянии друг от друга двух одноимённых храмов: Воскресения Христова Старого ( Савёловский пер. , упразднена в первой половине XIX века) и Воскресения Христова Нового (ул. Остоженка, 15). Церкви стояли на одной стороне улицы Остоженки. Монастырь с церковью стали основными градообразующими элементами для этой части Москвы, они фиксировали своим местоположением древнюю планировочную структуру города » .

Построенный на оброчных землях Зачатьевского женского монастыря, приписной монастырский храм за свою историю многократно обновлялся и перестраивался. В царствование Фёдора Алексеевича в монастыре велось активное строительство. Царь и Патриарх часто посещали монастырь, делая значительные пожертвования. Скорее всего, именно в это время была перестроена в кирпиче и церковь Воскресения Словущего, возобновлённая после пожара 1683 года. Дата каменного строительства — 1683 год — подтверждается и натурными исследованиями: документировавший разборку храма в марте 1935 года архитектор (машинописный «Дневник наблюдений над разборкой церкви Воскресения на Остоженке. XVII в.»), пятиглавый четверик церкви и его декоративные элементы датировал именно 70—80-ми годами XVII века.

К концу XVIII века трапезная церкви и колокольня обветшали и нуждались в ремонте и перестройке. Рост числа жителей в приходе требовал также расширения церкви. В 1800 году священником Георгием Васильевым и прихожанами было начато строительство новой трапезной с двумя приделами и колокольней . По просьбе прихожан, жертвовавших деньги на перестройку церкви, в храме был устроен придел в честь Святой великомученицы Варвары. На плане 1806 года церковь показана уже перестроенной. После перестройки она приобрела симметричную в плане композицию; появилась колокольня в стиле классицизма; все фасады получили единую декоративную обработку с элементами классицизма. В 1812 году храм пострадал от пожара и был разграблен французами. В 1825 году священнику церкви Воскресения Словущего, Пречистенского сорока Е. Васильеву было дано разрешение «отремонтировать, покрасить и расписать церковь».

Новая колокольня со шпилем, трапезная и приделы Варвары мученицы и Покрова были выстроены в 1831 году . Чрезмерно вытянутые пропорции колокольни среди ровной невысокой застройки, были обусловлены вниманием, которое в то время уделялось созданию цельного городского ансамбля .

В 1856 году настоятелем храма стал протоиерей Григорий Смирнов-Платонов . С его именем связан значительный этап в жизни Воскресенского храма. Он основал при храме церковно-приходское попечительство о бедных, — одно из самых первых в Москве; учредил церковную школу (1864); собрал богатую приходскую библиотеку.

В 1872 году был устроен новый главный иконостас, трёхъярусный, вызолоченный, с резными декоративными элементами в стиле эклектики.

В 1900 году при настоятеле Николае Миловском , в храме была проведена реставрация и капитальный ремонт по почину прихожанина Н. А. Цветкова, первым внесшего на обновление храма 7 тысяч рублей; общая стоимость работ по обновлению церкви составила 17 911 рублей. Торжественное освящение отремонтированной церкви было совершено 2 ( 15 ) февраля 1901 года епископом Можайским Парфением вместе с ректором Московской семинарии архимандритом Трифоном (Туркестановым) в сослужении местного благочинного и настоятеля храма.

В начале ноября 1917 года на колокольне храма Воскресения Словущего революционерами была организована огневая точка, обстреливавшая штаб Московского военного округа, находившийся на Пречистенке. В ходе боёв были повреждены главы церкви, отремонтированные впоследствии.

21 марта 1925 года в храме за несколько дней до своей кончины служил всенощную с выносом креста Святейший Патриарх Тихон .

В 1926 году окончательно были закрыты храмы Зачатьевского монастыря. Храм Воскресения Словущего был закрыт в 1933 году одним из последних в районе, принимая под свои своды общины закрывавшихся в округе церквей. Решение Фрунзенского райсовета президиум Исполкома Моссовета утвердил 11 сентября 1933 года с формулировкой: «в связи с началом строительных работ Усачевского радиуса метрополитена». В конце декабря Президиум ВЦИК утвердил постановление о закрытии и сносе Остоженских храмов Воскресения Словущего и Успения Богородицы.

С февраля по 25 июля 1929 года настоятелем храма был священномученик протоиерей . Последним настоятелем храма был протоиерей Николай Митропольский. После закрытия его община перешла в близлежащий храм Илии Обыденного .

К началу 1935 года он был полностью разобран. Сейчас на месте разрушенной церкви находится сквер по адресу: ул. Остоженка, владение 15, там, где от Остоженки к Зачатьевскому монастырю отходят 1-й и 2-й Зачатьевские переулки. Под клумбами сквера — «архитектурно-археологический объект — фундамент церкви „Воскресения Словущего (им. Новым)“» .

Именование и престолы храма

Главный престол храма был освящён в честь праздника Обновления (освящения) Храма Воскресения Христова в Иерусалиме , или Воскресения Словущего, как он назывался на Руси.

Помимо названия в честь праздника Воскресение Словущее, известно и другое — «народное название» монастырского храма на Остоженке — «Воскресения Христова Новое». Уточнение «Новое» было связано с существованием в то время неподалеку другого Воскресенского храма, именовавшегося в народе «Воскресения Христова Старое». В документах XVIII—XIX веков храм Воскресения Словущего на Остоженке упоминается как «…церковь Воскресения Христова, что слывет Новое…».

Храм Воскресения Словущего на Остоженке имел ещё два придела: в честь Покрова Пресвятой Богородицы (в документах упоминается с 1690 г.) и Святой великомученицы Варвары (в документах упоминается с 1800 г.).

Приход

Участок владения храма располагался как бы на «мысу» ограниченном улицей Остоженка и 1-м и 2-м Зачатьевскими переулками, примерно совпадая с территорией современного сквера. Помимо самого церковного здания на участке владения храма располагались и другие каменные и деревянные постройки. По клировой ведомости 1916 года церкви принадлежали: двухэтажный каменный дом; два деревянных двухэтажных дома (бывшего диакона Соловьёва и псаломщика Некрасова); два одноэтажных деревянных дома с мезонином и каменным подвальным этажом (бывшего протоиерея Смирнова-Платонова и псаломщика Смирнова); деревянный одноэтажный дом с мезонином (бывшего псаломщика Смирнова); каменная лавка с сараем и приобретённый в 1906 году у московских купцов А. И. Чернова и В. И. Грязнова, бывших соответственно старостой и членом Попечительского совета при церкви, каменный трёхэтажный, выстроенный в 1902 году, дом . Все они, кроме этого доходного каменного трёхэтажного дома № 17 по улице Остоженка, не сохранились.

При церкви существовал погост. Впервые он был упомянут в 1657 году; захоронения прекращены с 1771 года в связи с эпидемией чумы, разразившейся в Москве. Погост же сохранялся и отмечался на планах на протяжении всего XIX века. В 1990 году проводившимися археологическими исследованиями на месте нынешнего сквера было подтверждено существование кладбища, примыкавшего к южному фасаду снесённого храма. Культурный слой в этом месте достигает 3-4 метров.

Исторически в приход церкви Воскресения Словущего на Остоженке с XVII в. входили дворы на территории кварталов, располагавшихся на оброчных землях Зачатьевского монастыря. Это участки между улицей Остоженка и 2-м и 3-м Зачатьевскими переулками и между 1-м и 2-м Зачатьевскими переулками.

По клировой ведомости за 1852 год, «в приходе оной церкви дворянских дворов 12, купеческих и мещанских 10, разночинцев 20, иноверческих 3, раскольнических нет. Итого 45 дворов». В 1853 году в церкви священником Николаем Добровым был крещён будущий известный русский философ Владимир Соловьёв , родители которого некоторое время жили в доме № 16 по Остоженке, напротив храма, на другой стороне улицы .

Прихожанкой храма была известная московская благотворительница В. Е. Чертова — вдова генерала от инфантерии, председательница Московского Совета детских приютов. Существовавшая в 1864—1875 годах церковно-приходская школа помещалась в доме на Пречистенке, — вместе с Александро-Мариинским училищем .

Церковь Воскресения Словущего XVII в. В перспективе: вид на Зачатьевский монастырь. Реконструкция А. Б. Котова. 2013 г.

Архитектурное и градообразующее значение

Храм Воскресения Словущего на Остоженке был ценным архитектурным и градообразующим элементом. Положение его исторически формировало существующую изогнутую трассу современной улицы Остоженка. Вследствие этого с Остоженки открывалась уникальная по своей художественной значимости видовая перспектива на Зачатьевский монастырь. Колокольня храма возвышавшаяся над проездом к Зачатьевскому монастырю, хорошо просматривалась с обеих сторон улицы Остоженка, как от её начала у Пречистенской площади, так и от Провиантских складов.

Современные историко-архитектурные и градостроительные исследования подтверждают, что церковь — «утраченный особо ценный элемент исторической среды» и на схеме рекомендательных режимов реабилитации исторической архитектурно-планировочной среды района храм отмечается как здание «подлежащее воссозданию как ценный архитектурно-градостроительный объект».

В настоящее время проводится сбор архивных и исторических материалов для восстановления храма, разработана проектная документация.

Примечания

  1. Холмогоровы В. и Г . // / При руководстве И. Е. Забелина. — М. : Московская городская типография, 1884. — С. 599. — 1200 с.
  2. Богоявленский С. К. Московский край в его прошлом. Ч. 2. — М., 1930. — С. 123.
  3. Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. — М.: Цитадель, 1997. — С. 442.
  4. ЦИГИ: «Историко-архитектурные исследования по адресу: Остоженка, д. 19, стр. 2 (квартал № 134)». — М., 2005.
  5. Известно, что в числе прихожан церкви в это время были генерал-майор Гавриил Бибиков , статская советница Анна Левашова, гвардии подпоручик Алексей Безобразов, секунд-майор Дмитрий Бухвостов, княгиня Надежда Херхеулидзева, купец Венедикт Ларионов.
  6. , с. 405.
  7. Земляной город / Макаревич Г. В., Аренкова Ю. И., Домшлак М. И., Мехова Г. И., Розентуллер П. Б., Трубецкая Е. В.. — М. : Искусство, 1990. — С. 44. — 352 с. — 50 000 экз. ISBN 5-210-00253-5 .
  8. Постановление Правительства Москвы от 15.05.2012 № 220-ПП «Об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в границах квартала № 134, ограниченного ул. Остоженкой, 1-м Зачатьевским пер., 2-м Зачатьевским пер., 3-м Зачатьевским пер. и Коробейниковым пер.»
  9. ЦИАМ. — Ф. 2125. — Оп. 1. — Д. 1700. — Л. 60-60 об.
  10. Дом был снесён в 2006 году. Сейчас на этом месте новострой.

Литература

  • / Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь; авт. текста и сост. — А. Б. Котов. — М. : Изд-во Зачатьевского монастыря, 2013. — 30, [1] с., [8] л. ил., цв. ил. : ил. — ISBN 978-5-905331-23-7 .
  • Сорок сороков / Паламарчук П. Г.. — М. : АО «Книга и бизнес», АО «Кром», 1995. — Т. 2. — С. 405—406. — 25 000 экз. — ISBN 5—7119—0013—7.

Ссылки

Источник —

Same as Церковь Воскресения Словущего на Остоженке