Interested Article - Чёрная черепаха
- 2020-06-28
- 2
Эта страница или раздел содержит текст на языках стран Азии.
Если у вас отсутствуют необходимые шрифты , некоторые символы могут отображаться неправильно. |
Чёрная черепаха ( кит. упр. 玄武 , пиньинь Xuán Wǔ , палл. Сюань У ) — один из четырёх китайских знаков зодиака , соответствующий группе из семи созвездий в северной части неба. Иногда он называется Чёрным воином Севера ( кит. упр. 北方玄武 , пиньинь Běi Fāng Xuán Wǔ , палл. Бэй Фан Сюань У ). В Японии он известен как Гэмбу ( яп. 玄武 ), в Корее — как Хёнму 현무 . Она символизирует север , воду и зиму . Хотя по-китайски его называют Сюаньу , «чёрный воин», это название часто переводят как Чёрная черепаха . Обычно его изображают как черепаху со змеёй, обвившейся вокруг неё.
Семь домов Чёрной Черепахи
Как и каждый из четырёх символов, Чёрная черепаха соотносится с семью «домами» (или «стоянками») луны :
Номер дома
(день лунного месяца) |
Имя ( pinyin ) | Перевод | Обозначение звезды |
---|---|---|---|
8 | 斗 (Dǒu) | Ковш | φ Sgr |
9 | 牛 (Niú) | Бык | β Cap |
10 | 女 (Nǚ) | Дева | ε Aqr |
11 | 虛 (Xū) | Пустота | β Aqr |
12 | 危 (Wēi) | Гребень крыши | α Aqr |
13 | 室 (Shì) | Палата | α Peg |
14 | 壁 (Bì) | Стена | γ Peg |
В терминах европейской астрономии, они занимают части (европейских) созвездий Стрельца , Козерога , Водолея и Пегаса .
Происхождение
В Древнем Китае черепаха и змея мыслились как священные существа долголетия. При династии Хань люди часто носили нефритовые подвески в виде черепах. Поскольку Древний Китай повлиял на Японию , почётные звания и знаки отличия, принятые там, также часто связаны с образом черепахи.
Некоторые историки китайской астрономии полагают, что ассоциация между «северной» частью эклиптики и черепахой происходит из-за астеризм , известного древним китайцам как 天鳖 ( тянь бе ), то есть «небесная черепаха». Этот астеризм — соответствующий созвездию Южная Корона в европейской астрономии, и действительно похожий на черепаху — не является одной из 28 стоянок луны (поскольку не расположен на эклиптике), но находится достаточно близко от границы Чёрной Черепахи с Лазоревым Драконом. Предполагают даже, что он казался весьма важным древним наблюдателям, потому что в отдалённом прошлом (примерно до VI тысячелетия до н.э) его первое появление в ночном небе служило знаком наступления весеннего равноденствия.
В старинных комментариях поясняется, что понятие «Сюаньу» сложилось в связи с представлением о цвете сюань (玄)(цвет неба — чёрный с красным оттенком) и о черепахе как существе с панцирем-бронёй (отсюда у (武), «воинственность»). Черепаха, перевитая змеей, изображалась на северной стороне погребальных сооружений ( эпоха Хань ), а в более ранние времена — на чёрном флаге, который во время походов несли позади войска. По-видимому, постепенно произошла контаминация образа повелителя севера Хэй-ди с Сюаньу (в средние века Сюаньу именовался Сюань-тянь шан-ди, «верховный государь тёмного неба»).
В эру Да-чжун сян-фу (1008—1016) императора Чжэнь-цзуна происходит замена имени Сюань-у на Чжэнь-у («истинная воинственность»), обусловленная табуацией иероглифа сюань (玄), поскольку он входил в имя основателя сунской империи Чжао Сюань-лана. Чжэнь-цзун даровал этому божеству звание генерала (Чжэнь-у цзян-цзюнь), последующие же сунские правители жаловали ему ещё более пышные и длинные титулы.
Историческая справка
В классическом рассказе « Путешествие на Запад » Сюаньу был королём севера, которому служили два генерала: «Черепаший генерал» и «Змеиный генерал». У этого короля был храм в Уданшане , провинция Хубэе . В Ухане , столице той же провинции, есть Черепашья гора и Змеиная гора по разные стороны реки Янцзы .
В даосской легенде тот, кого называли Сюаньу, был князем Китайской империи. Однако он не интересовался троном, а выбрал путь постижения Дао. В 16 лет он покинул родителей в поисках просветления. Говорят, что он достиг божественного статуса и почитается как бог северного неба.
Другие китайские легенды говорят также о Змеином и Черепашьем генерале. Когда Сюаньу искал просветления и божественного статуса, ему поведали, что для этого ему понадобится вычистить всю «человеческую» плоть из его тела. Поскольку с рождения он ел мирскую, «человеческую» пищу, его желудок и кишечник были всё ещё людскими. Отторгнутые, они приняли форму черепахи (желудок) и змеи (кишки). Многие китайские легенды говорят также о животных, становящихся демонами по мере роста знаний и преследующих людей. Сюаньу, став богом, пришёл и стал убивать демонов из своего прошлого . Они раскаялись, и он не убил их. Сюаньу отпустил их совершенствоваться под его присмотром и искупать их злодеяния, и они стали Черепашьим и Змеиным генералами, помогающими Сюаньу в его поисках.
Согласно другому источнику, когда Сюаньу начал свой путь обучения, ему открылось, что он должен искупить все свои прошлые грехи, чтобы стать богом. Он промывал желудок и кишечник в реке. Вымытые из его внутренностей, его грехи приняли тёмную, чёрную форму. Они воплотились как чёрные черепаха и змея, которые стали терроризировать людей. Когда Сюаньу понял это, он вернулся и победил свои грехи, после чего они стали его слугами.
Место, где Ли Шиминь убил своих братьев и , — ворота, давшие название .
В литературе
В китайской средневековой литературе образ Сюаньу нашёл отражение в фантастической эпопее «Фэн шэнь яньи» («Возвышение в ранг духов», XVI век) Сюй Чжунлиня, романе «Бэй ю цзи» («Путешествие на север», XVI—XVII вв.) и некоторых даосских сочинениях («Записки о поисках духов трёх религий» XVI века и другие произведения).
Связь с погребальными традициями
Интересная ассоциация черепах с погребениями развилась в приморских районах провинции Фуцзянь ( Сямынь , Цюаньчжоу ). Там существует традиция сооружать надгробия в виде черепашьих панцирей. Часто утверждалось, что этот обычай связан с долголетием черепах, и призван обеспечивать многие годы жизни потомкам похороненного. Как полагал де Гроот, могло играть роль и желание поместить могилу под покровительство Чёрной черепахи — небесного воина Сюаньу.
См. также
- Четыре знака зодиака (Китай)
- Четыре священных зверя (Вьетнам)
- Черепаха в китайской мифологии
Примечания
- Русские названия по источнику: В. Е. Еремеев, 26 июля 2012 года.
- ↑ Porter, Deborah Lynn (1996), , Suny series in Chinese philosophy and culture, SUNY Press , p. 35, ISBN 0791430332
- Shaughnessy, Edward L. (1997), , SUNY series in Chinese philosophy and culture, SUNY Press , pp. 208—209, ISBN 0791433781
- [Даосизм, 1990, с. 132]
- . Дата обращения: 4 января 2010. Архивировано из 22 февраля 2010 года.
- de Groot, Jan Jakob Maria (1892), , vol. III, Brill Archive, pp. 1082—1083
Литература
- Сычев Л. П. , Сычёв В. Л. Китайский костюм: Символика. История. — М.: Наука, ГРВЛ , 1975. — 160 с. — С.27-28.
- Концевич Л. Р. [ кор. , кит. трад. , сышэнь ] // Мифологический словарь / Гл.ред. Е. М. Мелетинский — М.: Советская энциклопедия , 1990. — 672 с. — С.475. — ISBN 5-85270-032-0 .
- Рифтин Б. Л. // Там же. — С.510.
- Рифтин Б. Л. // Духовная культура Китая : Энциклопедия. — М.: Восточная литература , 2007. — Т.2: Мифология. Религия. — 869 с. — С.588-589. — ISBN 5-02-018429-2 , ISBN 978-5-02-018430-5
- 500 экз. — ISBN 978-5-89282-736-2 . / отв. редактор Рябинин А. Л.; ред.-сост. Васильев Д. Д., Королева О. А., Фомина Н. И.. — М. : Институт востоковедения РАН, 2017. — 576 с. — (Сборник статей). —
Ссылки
- 2020-06-28
- 2