Interested Article - Храм Трёх Святителей (Париж)
- 2021-03-20
- 1
Храм трёх святителей ( фр. Eglise cathédrale des Trois-Saints-Docteurs , Трёхсвятительское подворье ) — второй кафедральный храм Корсунской епархии Русской православной церкви . Расположен в Париже по адресу: 5. С основания являлся главным храмом Русской православной церкви во Франции, а с 1960 года — кафедральным собором Корсунской епархии . После освящения 4 декабря 2016 года Троицкого собора в Париже эти функции перешли к последнему, но Трёхсвятительское подворье сохранило статус кафедрального храма .
История
Когда в июне 1930 года митрополит Евлогий (Георгиевский) с подчинёнными ему приходами и клиром решил выйти из юрисдикции Московского Патриархата, нашлось шесть человек, которые отказались поддержать это решение — одна женщина и пятеро членов . Эти шесть человек сообщили о своём решении заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) , и Митрополит Сергий перепоручил их митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию (Богоявленскому) . Постепенно к ним присоединились священники и епископ Вениамин (Федченков) .
3 января 1931 года епархиальная администрация Западной Европы во главе с митрополитом Евлогием получила указ от московского Патриархата о том, что Братство святого Фотия и вся его деятельность переходят отныне в ведомство Московского патриархата, и 6 января поступил указ, запрещавший митрополита Евлогия и назначавший экзархом Западной Европы митрополита Елевферия.
Во время Великого Поста 1931 года митрополит Елевферий многократно приезжал в Париж и служил на частной квартире.
В марте 1931 года вместе с небольшой группой эмигрантов (20−25 человек), оставшихся верными Московскому Патриархату, епископ Вениамин (Федченков) провёл епархиальное собрание, на котором было принято решение о создании прихода. На rue Pétel, 5 было арендовано помещение, раньше служило подвалом велосипедной фабрики. Храм расположился в подвале.
Церковь, в соответствии с уставом Братства святого Фотия, имела двойное посвящение — она была посвящена трём Вселенским святителям ( Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста ) в знак верности Вселенскому Православию и одновременно — святому Тихону Задонскому , чтобы подчеркнуть, что эта верность проявляется в лоне русской Церкви. В ней устроили два алтаря, соответственно двум посвящениям, но также и для того, чтобы можно было служить по двум обрядам — по западному и восточному. В верхнем помещении решили устроить трапезную и монашеские кельи . Душой и вдохновителем этого дела был епископ Вениамин .
Подготовка церкви к освящению потребовала большого труда. Каждый приносил что он сумел достать или что-нибудь из дома. Начались бесконечные споры по поводу того, что можно поставить в церкви, а что нельзя, достаточно ли молитвы для того, чтобы изображение стало иконой. Освящение и первое богослужение было совершено на Пасху 1931 года.
В первые годы существования подворья не хватало даже средств для существования. Клирики храма, включая епископа Вениамина, существовали исключительно на скудные пожертвования прихожан (как деньгами, так и продуктами питания). У входа в храм стояла картонная коробка, куда складывали еду .
Несмотря на эту крайнюю нищету, владыка Вениамин смог приобрести типографскую печатную машину. И сразу же, начиная с 1931 года, при храме начало работать издательство, которое выпускало духовную и просветительскую литературу .
Стараниями епископа Вениамина (Федченкова) была куплена Иверская икона Божией Матери, вывезенная из Москвы наполеоновской армией в 1812 году . Антиквар запросил за неё 25 000 франков (в те времена приличным заработком в Париже считалось 250 франков в месяц, а за 350—400 франков можно было снять однокомнатную квартиру на квартал). После того как первая попытка выкупить икону не увенчалась успехом, верующие обратились к епископу Вениамину. Он нанес визит антиквару, который подтвердил выторгованную цену в 15 000 франков, но дал всего три дня на сборы залога, после чего икона должна была уйти с молотка. На следующее утро епископ Вениамин по окончании литургии сказал горячую проповедь, которая оказала необычайное воздействие на прихожан. Люди понесли в храм буквально все сбережения до последней копейки, включая сюда «неприкасаемые» сбережения на оплату квартиры — тем самым рискуя оказаться выброшенными на улицу (чего, впрочем, ни с кем не случилось). Так удалось в оговоренный трёхдневный срок собрать деньги на залог, и антиквар отдал икону в храм. После этого было ещё много трудных месяцев сборов денег по всей Франции, но все равно собранная сумма была недостаточна. , известная красавица, находившаяся на содержании у одного швейцарского миллионера и, по причине своего лёгкого поведения, не допускаемая ни в один русский храм Парижа, кроме открытого для всех храма на рю Петэль продала все свои ювелирные украшения и внесла необходимый остаток .
Храм получил статус и стал известен как Трёхсвятительское подворье. На верхнем этаже была устроена типография во имя отца Иоанна Кронштадтского . В 1933 году по просьбе архимандрита Афанасия (Нечаева) Леонид Успенский и Георгий Круг расписали первый иконостас прихода.
В марте 1934 года Вениамин (Федченков) отбыл в США, новым настоятелем стал Афанасий (Нечаев) , скончавшийся в 1943 году.
Небольшой приход быстро со временем рос. С Трёхсвятительским подворьем были связны: протоиерей Дмитрий Соболев , иеромонах Стефан (Светозаров) , иеромонах Феодор (Текучёв) , иереи , Василий Заканевич, иеродиакон Серафим (Родионов) , , диаконы Евфимий и , Николай Бердяев , Петр Иванов , Владимир Лосский , , Владимир Ильин , Михаил Бельский , братья Максим и Евграф Ковалевские , и Андрей Блум .
С 1946 года , несмотря на свои скромные размеры и за отсутствием другого храма в Париже, храм подворья получил статус кафедрального собора Западноевропейского экзархата Русской православной церкви .
В 1953 году по инициативе епископа Клишиского Николая (Ерёмина) были открыты православные богословско-пастырские курсы . Слушатели курсов участвовали в ежедневных богослужениях в Трёхсвятительском храме и проживали в помещениях при храме .
В 1958 году жилой дом, в части которого размещалась церковь, был разрушен. Владельцы земли согласились разместить храм в новом во вновь возводимом здании, при условии, что ни один элемент внешней архитектуры не напоминал бы о сакральном значении помещения. Архитектор Марк Сала, поместил церковь в плане дома, как «торговое помещение». При этом пастырские курсы и монашеская община, существовавшая при подворье, была переведена епископом Николаем (Ерёминым) в Вильмуассон.
Интерьер церкви, устроенный в русском стиле, был украшен фресками и иконами письма Леонида Успенского и монаха Григория (Круга). Работы завершились в 1960 году.
В феврале 1981 года подворье отметило своё 50-летие. Юбилейные торжества возглавил митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) .
10-12 февраля 2001 года в Париже прошли церковно-общественные торжества, посвященные 70-летию Трехсвятительского подворья. Торжественные юбилейные мероприятия возглавил прибывший в Париж митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) .
В конце 2003 — начале 2004 года архиепископ Иннокентий (Васильев) предпринял капитальный ремонт Трехсвятительского храма. Был сделан новый потолок, который на несколько сантиметров уменьшил высоту помещения; заменён пол, переставлены иконы, установили кондиционеры.
10 февраля 2011 года в храме Сен-Жермен-де-Пре в Париже состоялся концерт духовной музыки, приуроченный к празднованию восьмидесятилетия основания Трёхсвятительского подворья .
12 февраля 2016 года в престольный праздник состоялись торжества по случаю престольного праздника и 85-летней годовщины с основания Трёхсвятительского храма. В этот день в кафедральном храме епархии была совершена праздничная Божественная Литургия .
Современное состояние
В храме хранится чтимый список Иверской Иконы Божьей Матери , вывезенный из России во время Отечественной войны 1812 года .
Единственный православный храм Парижа, где службы совершаются ежедневно . В воскресные и по церковным праздникам не вмещает всех прихожан (народ стоит на улице) .
При храме Трёх святителей действует воскресная школа для детей .
Настоятели
- епископ Вениамин (Федченков) (1931—1934)
- архимандрит Афанасий (Нечаев) (1933—1943)
- игумен Серафим (Родионов) (1943—1947)
- митрополит Николай (Ерёмин) (1947—1961)
- протоиерей (1961—1984) ( )
- протоиерей Лев Махно (1985—1989)
- протоиерей Николай Иноземцев (1989—1999)
- епископ Иннокентий (Васильев) (1999—2004), и. о.
- епископ Нестор (Сиротенко) (2004—2011)
- иеромонах Марк (Святогоров) (декабрь 2011 — 25 июля 2014)
- протоиерей (с 14 августа 2014)
Примечания
- . Дата обращения: 22 марта 2017. 23 августа 2017 года.
- . Дата обращения: 12 февраля 2021. 5 марта 2021 года.
- Иерей Евгений Старцев от 14 августа 2014 на Wayback Machine // газета «Мир Православия», № 11 2009
- ↑ Дата обращения: 18 августа 2014. 19 августа 2014 года.
- Священник . от 19 мая 2011 на Wayback Machine (диссертация на соискание степени кандидата богословия), Сергиев Посад. 2000
- Православные богословского-пастырские курсы в Париже // « », Париж, 1955. № 23. С. 192.
- , диакон. Юбилей Трёхсвятительского подворья Русской православной церкви в Париже // Журнал Московской Патриархии . 1981. — № 7. — С. 6−9
- от 2 апреля 2015 на Wayback Machine // Журнал Московской Патриархии 2001. — № 4
- . Дата обращения: 5 июня 2014. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 26 февраля 2016. 7 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 19 августа 2012. 6 сентября 2011 года.
- 14 мая 2016 года.
- Дата обращения: 19 сентября 2012. Архивировано из 13 мая 2012 года.
- . Дата обращения: 19 августа 2012. Архивировано из 4 марта 2016 года.
Литература
- Божко Л., диакон Юбилей Трехсвятительского подворья РПЦ в Париже // Журнал Московской Патриархии. 1981. — № 7. — С. 6-9
- Полторацкий Н. А. Парижское Трехсвятительское подворье // Журнал Московской Патриархии. 1982. — № 3. — С. 18-25
- Левандовская Л. Русская церковноприходская школа в Париже // Журнал Московской Патриархии. 1990. — № 8. — С. 41-42;
- // Церковный вестник , 2006 — № 5 (330) март
- Théologie en couleur. Les fresques des fêtes en Cathédrale des Trois Saints Hiérarques à Paris. — Paris, 2007. — 72 p.
- L'iconographie de l'Eglise des Trois Saints Hiérarques. — CERF, 2007. — 143 с. — ISBN 978-2204086295 .
- Нестор (Сиротенко) , еп. Православная Европа между прошлым и будущим // Журнал Московской Патриархии. 2011. — № 9. — С. 36-40;
- // Русское зарубежье: музыка и православие: Международная научная конференция, Москва, 17-19 сентября 2008 г. / [сост. С. Г. Зверевой; науч. ред. С. Г. Зверевой, М. А. Васильевой]. — Москва : Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына : Викмо-М, 2013. — 615 с. — ISBN 978-5-98854-047-2
Ссылки
- (фото)
- . Корсунская епархия. История . Дата обращения: 21 февраля 2010. Архивировано из 18 декабря 2004 года.
- 2021-03-20
- 1