Овальный портрет
- 1 year ago
- 0
- 0
«Портрет Жанны Кефер» ( фр. Jeanne Kéfer ) — картина, написанная в 1885 году бельгийским художником- символистом Фернаном Кнопфом ( Fernand Khnopff , 1858—1921). Принадлежит Музею Гетти в Лос-Анджелесе . Размер картины — 80 × 80 см .
Жанна Кефер, родившаяся 14 декабря 1880 года в Икселе , была дочерью Мелани Антуанетты ван ден Брук ( Melanie Antoinette van den Broeck ) и Гюстава Кефера ( Gustave Kéfer ) — пианиста и дирижёра, с которым Фернана Кнопфа связывали дружеские отношения .
Картину предполагалось представить публике в Брюсселе на салоне « Общества » ( Les XX ) 1885 года, но Кнопф не успел её дописать, так что её показ состоялся на следующем салоне «Общества XX», в 1886 году. Через год после этого картина была на выставке независимого искусства ( L’Art Indépendant ) в Антверпене , а затем участвовала в выставках в других городах Европы — Лондоне (1892), Флоренции (1896—1897) и Мюнхене (1898). Картина была хорошо встречена критиками, которые отмечали высокое мастерство художника .
После создания картина принадлежала Гюставу Кеферу, а затем Хьюго Энглу ( Hugo Engle ) из Парижа. К 1957 году картина уже была в Швеции, в стокгольмской галерее Раппс ( Rapps Konsthandel ). К 1987 году картина была в частной коллекции в Швеции, и она оставалась в частном владении до 1997 года, когда она была куплена музеем Гетти на аукционе Christie's в Лондоне .
Рентгенограмма картины, проведённая в музее Гетти, показала, что на изначальном варианте картины Жанна Кефер держала в своей левой руке букетик белых цветов (или один большой цветок). В окончательной версии Фернан Кнопф отказался от этой детали .
Жанна Кефер изображена стоящей на крыльце у закрытой двери. Она смотрит прямо на зрителя. Её маленький рост (по сравнению с дверью) символизирует беззащитность ребёнка по отношению к внешнему миру. Это подчёркивается композицией картины — в частности, наклоном линии дверей относительно нижнего края холста . Искусствоведы не исключают, что портрет мог иметь какое-то дополнительное символическое значение, однако, как и у ряда других произведений Кнопфа, однозначно определить его не удалось .
Исследователи творчества Кнопфа полагают, что на его стиль того времени оказало определённое влияние творчество английского художника Джеймса Уистлера , который некоторое время работал в Брюсселе и принимал участие в первой выставке «Общества XX», состоявшейся в 1884 году .