Родился в Тифлисе (ныне —
Тбилиси
, Грузия). Мать — актриса
Мария Фёдоровна Желябужская
(в девичестве Юрко́вская, ставшая известной под фамилией Андреева), отец — действительный статский советник Андрей Алексеевич Желябужский. После того как родители расстались, отчимом Юрию приходился многолетний спутник жизни матери
Максим Горький
, у которого они с матерью подолгу жили на
Капри
.
В 1906—1916 годах подрабатывал переводчиком и литературным сотрудником в различных петроградских журналах
. С 1913 по 1916 год обучался на кораблестроительном отделении
Петроградского политехнического института
. С 1916 года как сценарист сотрудничал с кинофирмой «Эра»,
Товариществом И. Ермольева
, был лаборантом Московской кинолаборатории Кенеке и Мартынова
. В дни
Февральской революции
снимал демонстрацию рабочих, организованную Московским советом
. С июня 1917 года — оператор, сценарист и режиссёр на кинофабрике «Русь» (с 1924 года — «
Межрабпом-Русь
»), приглашён на кинофабрику по рекомендации
К. С. Станиславского
. Первый фильм в качестве оператора — «Шакалы власти» (1917).
В годы
Гражданской войны в России
и первые годы мирного времени был автором документальных образовательных лент: «Гидроторф»
и ряда других по торфодобыче, нефтяной промышленности, а также о биологических исследованиях (учебный фильм «Что такое биология?»)
. Параллельно поставил ряд игровых пропагандистских фильмов: «Сон Тараса», «Чем ты был?», «Дети — цветы жизни», «Народ — сам кузнец своего счастья», «Домовой-агитатор»
.
С осени 1919 года был одним из организаторов и педагогов
Госкиношколы
(ныне — ВГИК)
, где вёл курс «Операторское мастерство», в дальнейшем заведовал кафедрой операторского мастерства
. В 1919—1920 годах — один из руководителей московской группы кинохроники, снимавшей
В. И. Ленина
.
В 1922 году находился в Германии с целью закупки технического оборудования и его проверки для кинофабрики «Русь»
. Проводил съёмки с аэроплана для научной картины «Торфоведение»
. От имени «Художественного коллектива „Русь“» подписал договор об организации кинотоварищества «Межрабпом-Русь» (1924)
.
В 1924 году, став полноценным членом акционерного общества «Межрабпом-Русь», поставил около десяти игровых картин, среди которых хорошо принятые публикой «Папиросница от Моссельпрома» (1924; по сценарию Алексея Файко и
Фёдора Оцепа
) и «Коллежский регистратор» (1925). Поставленные позже фильмы «Победа женщины» (1927), «Человек родился» (1928) и «В город входить нельзя» (1929) успехом предыдущих картин не пользовались
. Также руководил созданием первых советских мультфильмов.
Внешние изображения
После фильма «Лавры мисс Эллен Грэй» (1935) прекратил режиссёрскую деятельность в игровом кино и сосредоточился на научно-педагогической работе, совмещая её с постановками научно-популярных картин
. В 1932 году совместно с А. А. Яловым опубликовал учебное пособие «Искусство оператора. Технология художественной работы кинооператоров». В 1935—1940 годах работал сценаристом и режиссёром во Всесоюзной конторе по производству учебных фильмов «Учтехфильмтяжпром».
В 1940—1943 годах — заместитель директора ВГИКа по учебной и научной работе
. С 1940 года — профессор кафедры операторского мастерства
. По воспоминаниям Евгении Лисовской, в 1941 году после ухода преподавательского состава в ополчение вместе с
А. А. Левицким
возглавлял охрану институтского здания. Затем находился вместе с институтом в эвакуации в Алма-Ате
. После 1944 года работал на киностудиях «
Воентехфильм
», «
Моснаучфильм
». Читал лекции на курсах сценаристов научного кино в
Доме учёных
в Москве (1946)
. В 1948 году подготовил к печати рукопись «Искусство советских кинооператоров», которая не была опубликована, вероятно, потому что в ней выражалась идея последовательного и естественного развития операторского искусства без какого-либо качественного «скачка» после Октябрьской революции
. В последние годы жизни работал над докторской диссертацией «Некоторые вопросы изобразительной композиции советского фильма»
. Выступил по этой теме летом 1955 года на конференции творческих работников республиканских киностудий в Москве
.
Избирался депутатом Ленинградского районного Совета города Москвы (1944)
.
орден Трудового Красного Знамени
(15 сентября 1948) —
за достигнутые успехи в деле развития и усовершенствования цветной кинематографии
;
орден «Знак Почёта»
(14 апреля 1944) —
за успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных кинокартин
.
Память
В сентябре 2015 года в честь столетия
Киностудии имени М. Горького
на открывшейся там в сквере «Аллее звёзд» одна из шестнадцати принадлежит Ю. Желябужскому
.
Комментарии
Сохранилась
серия любительских фотографий
, сделанных на итальянском острове Капри в 1908 году между
10
(23)
—
17
(30) апреля
, когда
В. И. Ленин
находился в гостях у Андреевой и Горького. Фотографии с разных ракурсов запечатлели Ленина играющим в шахматы с Горьким и
Александром Богдановым
, известным революционером-марксистом, врачом и философом. Автором всех (или по крайней мере двух из этих фотографий) выступил Юрий Желябужский, которому в то время было двадцать лет. Фотографии Горького, сделанные Желябужским в другие периоды его жизни, размещены в
Госкаталоге Музейного фонда РФ
.
В ряде широко известных советских изданий, таких как
Кино. Энциклопедический словарь
(1987), была ошибочно указана дата смерти режиссёра — 18 апреля.
Примечания
Московский В. П., Семёнов В. Г.
// Ленин в Италии, Чехословакии, Польше. —
М.
: Издательство политической литературы, 1986. — 176 с. — (Памятные места). —
100 000 экз.
Филипова Татьяна.
// Библиотечное дело : журнал. — 2018. —
№ 5 (311)
. —
С. 12—16
.
5 июня 2020 года.
↑
, с. 123.
↑
, с. 140.
(рус.)
.
lounb.ru
. Дата обращения: 7 августа 2020.
14 июля 2020 года.
Классон Михаил.
(рус.)
Глава из Биографических очерков «Роберт Классон и Мотовиловы»
. Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. Дата обращения: 30 марта 2017.
31 марта 2017 года.
↑
Лебедев Николай.
Очерк истории кино СССР. Немое кино. — Искусство, 1965. — 584 с.
// Кино : газета. — 1926. — 5 января (
№ 1 (121)
). —
С. 3
.
21 октября 2020 года.
↑
, с. 246—247.
// Кино-фот : журнал. — 1922. — 10 декабря (
№ 5
). —
С. 10
.
// Театр и музыка : журнал. — 1923. — 13 февраля (
№ 6 (19)
). —
С. 645
.
5 ноября 2019 года.
// Кино-фот. — 1923. — 8 января (
№ 6
). —
С. 5
.
/ сост. А. Л. Евстигнеева. —
М.
: РОССПЭН, 2016. — С. 224—227. — 605 с. —
ISBN 978-5-8243-2024-4
.
5 ноября 2020 года.
(рус.)
.
Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, goskatalog.ru
. Дата обращения: 7 августа 2020.
22 июня 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 25 июля 2020.
25 июля 2020 года.
// Советское искусство. — 1946. — 20 декабря (
№ 52 (1036)
). —
С. 3
.
Конференция творческих работников республиканских киностудий. (Москва. Июнь—июль 1955 г. Обзор работы
(рус.)
// Искусство кино : журнал. — 1955. —
№ 9
. —
С. 113
.
Желябужский Ю.
// Вечерняя Москва : газета. — 1944. — 27 декабря (
№ 305 (6362)
). —
С. 2
.
// Вечерняя Москва : газета. — 1955. — 25 октября (
№ 253 (9693)
). —
С. 3
.
22 января 2021 года.
↑
Двамал.
(рус.)
.
nd.m-necropol.ru
. Новодевичье кладбище (25 августа 2016). Дата обращения: 5 августа 2020.
17 сентября 2019 года.
// Советское искусство : газета. — 1948. — 18 сентября (
№ 38 (1126)
). —
С. 1
.
28 июля 2021 года.
// Литература и искусство : газета. — 1944. — 15 апреля (
№ 16 (120)
). —
С. 1
.
6 июня 2021 года.
Маркалова Надежда.
(рус.)
.
startfilm.ru
. Кино портал «СтартФильм» (18 сентября 2015). Дата обращения: 5 августа 2020.
Литература
// Кино: советская кинематография / под ред. И. Н. Бурсака. —
М.
: Пролеткино, 1925. — С. 84. — 104 с.
Шмидт Ганс
. Кино-лаборатория: Кино-пленка и ее обработка / Ганс Шмидт; Пер. с нем. под ред. [и с предисл.] Ю. А. Желябужского. — М.: Кинопечать, 1926. — 64 с.
Искусство оператора: Технология художественной работы кинооператора / Ю. Желябужский. — М.; Л.: Гос. изд-во лег. пром., 1932. — 255 с.
Изобразительная композиция фильма . — М.: Искусство, 1960. — 79 с.
Соболев Р. П.
Юрий Желябужский // Кинорежиссёр. 1888—1955 / Страницы жизни и творчества. — М.: Искусство, 1963. — 148 с.
Сценаристы советского художественного кино. 1917—1967 // Справочник / сост.: В. Н. Антропов, Н. А. Глаголева, М. И. Павлова и др. —
М.
: Искусство, 1972. — С. 135—1136. — 439 с.
Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. —
М.
: Советская энциклопедия, 1987. — С. 140. — 640 с. —
100 000 экз.
Короткий В. М.
Операторы и режиссёры русского игрового кино 1897–1921. —
М.
: Канон+, 2009. — С. 157—158. — 430 с. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-91524-008-6
.
Операторы советского кино // справочник / составитель Н. М. Чемоданова. —
М.
: Киновек, 2011. — С. 123—124. — 418 с. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-905352-03-4
.
Ссылки
// История кинематографа
// Энциклопедический проект «Личности»
(рус.)
.
KM.RU
. Дата обращения: 4 августа 2020.
// музей Ирины Володко в Краснодаре : сборник архивных материалов. — 2016. —
С. 28
.
(рус.)
.
Память народа
. ЦАМО РФ. Дата обращения: 3 июня 2022.
(фр.)
.
kinoglaz.fr
. Cinéma russe et soviétique. Дата обращения: 23 октября 2021.