Мамедов, Товсиф Мухтар оглы
- 1 year ago
- 0
- 0
Афана́сий Исаа́кович Маме́дов (при рождении — Ми́лькин ; род. 24 июля 1960 , Баку , Азербайджанская ССР , СССР ) — русский писатель, журналист, редактор, литературный критик. Член Союза писателей Москвы и Российского ПЕН-Центра .
Сын писателя и драматурга (1937—2013) и Агигат (Ады) Абдулаевны Мамедовой (1937—2007). Учился на отделении актёрского мастерства в Бакинском институте искусств , затем перевёлся в торговый техникум, откуда был призван на срочную службу. После армии продолжил учёбу в техникуме, получил диплом товароведа промышленных товаров. Работал художником-оформителем в бакинском Театре русской драмы , декоратором, прибористом в авиаотряде. В 1985 году переехал в Москву, работал оператором котельной, ночным продавцом в палатке на Калининском проспекте в Москве, грузчиком. Во время учебы в Литературном институте имени А. М. Горького работал заведующим букинистическим отделом в книжном магазине «Летний сад». С 1998 года женат на (музыкальный теоретик, сценарист, продюсер на « Радио России. Культура »); от этого брака — дочь Александра Вансович (род. 2001). Работал PR-директором издательства « Время » . С 2003 по 2007 год был исполнительным директором журнала « Октябрь ». С 2007 года — выпускающий редактор журнала « Лехаим ». С 2016 года ведёт авторскую рубрику «Зелёная лампа» на книжном интернет-портале «Лабиринт» .
Дебютировал в литературе в 1983 году с рассказом «Уста» в журнале « Литературный Азербайджан ». С 1993 года публикуется в журналах « Дружба народов », « Знамя », «Октябрь», «Баку». Автор романов «Хазарский ветер» (2000) , «Фрау Шрам» (2004) (полные версии — в авторском сборнике «Время чёток»), «Патриций: роман номер сто» (в соавторстве с И. А. Милькиным, 2005), «Пароход Бабелон» (2021), сборников прозы «Слон» (2004), «Хорошо, что только раз» (2013), повестей, рассказов, критических эссе. Лауреат Премии имени Юрия Казакова (2007).
Афанасий Мамедов, конечно, автор поэтической прозы, а не поднаторевший на создании «невозвращенцев» модный беллетрист. Поэтическое — это восточные мотивы; восточное роскошество яств, чувств и всего прочего, что заставляет человека даже не жить, а наслаждаться жизнью как яством. Поэтизация насилия — это тоже часть орнамента, своего рода натуралистическое жестокое наслаждение, яство. Сцены насилия, что врываются в будто бы дремотную негу восточного базара, — сплошь натуралистичны, то есть безусловный эффект на читателя производят сами эти сцены, как если б заставили тебя всё это наблюдать то ли глазами жертвы, то ли глазами палача. Фетишизм, скрупулёзное наслаждение свойствами всяческих предметов, то есть фетишей (у Мамедова — от лэйбла джинсов до женских интимных мест), — тоже приём завзятый из восточного орнаментализма и топливо для поэзии.
Фрагментарная проза Мамедова — это плавающие острова, из добытого через письмо опыта и смысла. Между ними в чистом виде вещество судьбы.
Именно там, в небесных сетях, меж Девичьей башней и морскими птицами, бьётся и шумит неповторимый, становящийся постепенно и моим — Город. Именно там, вверху, — а вовсе не в пошловатых слоях городской шелухи и сплетен — пульсирует ум и прямится строка великодушного и ещё только открываемого читающей Россией писателя.
Я зажигаюсь от хорошей прозы, я завожусь с пол-оборота от изумительной прозы Афанасия Мамедова. «Открываю глаза (кажется, стучат). Вижу на столе початую бутылку лимонного ликёра, немытые кофейные чашки, волнообразные размоченные вафли, набитую окурками пепельницу и снимаю первые три вопроса: Где я? Кто я? Что это за штабель стоит с коробочками у меня в комнате?» Афанасий Мамедов находится в своём тексте даже тогда, когда выходит из себя, в жизнь, но всё равно не покидает своё положение в Книге, в самой полной мере наслаждаясь своей жизнью в тексте, вот и приходится мириться с раздвоенностью, посылая благодарность Господу, с точностью ежегодного дня рождения.
Лауреат
Финалист
Интервью