Interested Article - Мелихов, Александр Мотелевич

Александр Мотелевич Мелихов (настоящая фамилия Мейлахс ; род. 29 июля 1947 , Россошь , Воронежская область ) — советский и российский писатель, публицист.

Родился в семье Мотеля Аврумовича Мейлахса и Любови Кузьминичны Кириченко. Окончил математико-механический факультет Ленинградского университета , работал в НИИ прикладной математики при ЛГУ; кандидат физико-математических наук .

Как прозаик печатается с 1979 года . Проза опубликована в журналах « Нева », « Звезда », « Новый мир », « Октябрь », « Знамя », « Дружба народов », «22», «Nota Bene» (Израиль), «Зарубежные записки» (Германия) и др.

Автор книг «Провинциал», «Весы для добра», «Исповедь еврея», «Горбатые атланты, или Новый дон Кишот», «Роман с простатитом», «Нам целый мир чужбина», «Чума», «Красный Сион», «Любовь-убийца», «Мудрецы и поэты», «Интернационал дураков», «Биробиджан — земля обетованная», «Тень отца», «Республика Корея: в поисках сказки», «Дрейфующие кумиры», «Броня из облака», вышедших в издательствах «Советский писатель», «Новый Геликон», «Лимбус Пресс», «Вагриус», «Ретро», «Время», «Прозаик», «Текст», «АСТ», «Журнал „Нева“». Романы «Нам целый мир чужбина», «И нет им воздаяния» и «Свидание с Квазимодо» входили в шорт-лист премии «Русский Букер».

Литературный критик, публицист, автор книги «Диалоги о мировой художественной культуре» и нескольких сот журнально-газетных публикаций , заместитель главного редактора журнала « Нева ».

Писатель Александр Мелихов на книжном фестивале «Китоврас» — 2023 в г. Владимире

В последние годы А.Мелихов развивает концепцию «человека фантазирующего», рассматривая историю человечества как историю зарождения, борьбы и распада коллективных грёз. «Система взглядов удивительно стройна. Выглядит тезаурус, то есть набор важнейших понятий и схема основных взаимосвязей в мелиховском мире, следующим образом. Мир разделен на реальность и мечту (грёзу, сказку, химеру). Реальность без грёзы отвратительна. Грёза дает силы для жизни и уничтожает страх смерти. В реальности грёза обозначена словом, которое всегда прекраснее явления, поскольку оно является представителем мечты в мире действительности. Грёзы-сказки многообразны, но отличаются прежде всего количеством людей, ими охваченных. Одна из величайших, существующая для двоих, именуется любовью. Далее идут родовые, классовые, общенациональные грёзы и химеры („запас общих сказок, того единственного, что способно нас объединять“). Сбывшаяся грёза называется красотой. Искусство, которое служит красоте, есть, таким образом, мост между двумя мирами: „Поэзия есть умение видеть в здешнем нездешнее“». «„Ответ“ ужасу мира в мелиховской прозе — эстетика-стилистика, иначе — красота письма. На стыке безобрáзного (предельно, безнадёжно безобрáзного, то есть безóбразного) и прекрасного, на той стадии прекрасного, которая тяготеет к совершенству, возникает синтез близких Мелихову литературных манер („поток сознания“, „эстетика безобразного“, „суровый (жестокий, жёсткий) стиль“). Вот почему отнести его к „скорбникам“ — значит дать одностороннюю оценку: он в равной мере принадлежит и „чистому искусству“, как ни странно это выглядит. Авторский язык у Мелихова есть своего рода разрешение, катарсис. „Приключения языка“, который всегда является у Мелихова одним из „внесюжетных персонажей“, по степени увлекательности соперничают с приключениями героев, а в ужасном мире обнаруживают присутствие чуда бытия». «Нерв нравственных поисков героев — „идолоборчество“» «Удивительная систематичность… Мелихова находит выражение в том, что исследование фантомов, которыми живёт человек, не ограничивается у него сферой литературы: Мелихов вполне серьёзно, со свойственной ему основательностью занимается такими проблемами, как наркомания, как жизнь умственно отсталых людей и способы их адаптации к реальности и т. п. И когда такой материал попадает из жизни в роман, обретает художественное воплощение, от этого литература выигрывает сторицей» . «Учение Александра Мелихова основано на нескольких положениях. Первое. Человека отличает от животного не умение пользоваться орудиями труда, а умение относиться к плодам своей фантазии (=фантомам, грёзам, идеалам) как к реальным предметам и даже гораздо более серьёзно: „Только человек способен жертвовать во имя того, чего нет, что существует лишь в его воображении“. Второе. Все низкое в человеке — это маски чего-то высокого. Материальные, „шкурные“, да любые практические интересы и действия важны для человека только потому, что в рамках какой-то грёзы становятся для него символами прекрасного, возвышенного, значительного» .

Семья

  • сын Павел Мейлахс (1967 — 7.9.2021) — писатель.
  • сын Петр Мейлахс (р. 1972) — кандидат социологических наук, публицист.
  • внук Григорий Мейлахс (р. 2007) — сын Петра Мейлахса.

Библиография

  • 1986 — Провинциал: Рассказы. — Л.: Советский писатель .
  • 1989 — Весы для добра: Повести. — Л.: Советский писатель.
  • 1994 — Исповедь еврея: Роман. Повесть / Предисл. А. Житинского . — СПб.: Новый Геликон . (Переиздано в 2004 г. изд-вом «Лимбус Пресс»).
  • 1995 — Горбатые Атланты, или Новый Дон Кишот: Роман. — СПб: Новый Геликон.
  • 1997 — Роман с простатитом. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2003 — Чума. — М.: Вагриус .
  • 2003 — Нам целый мир чужбина. — СПб.: Ретро.
  • 2003 — Диалоги о мировой художественной культуре. — М: МИОО.
  • 2005 — Красный Сион: Роман / Александр Мейлахс. — СПб.-М.: Лимбус Пресс.
  • 2005 — Зеркало. — СПб.: Журнал «Нева».(В соавторстве с Е. Вяхякуопус).
  • 2008 — Любовь-убийца. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2008 — Мудрецы и поэты. — М.: Время.
  • 2009 — Биробиджан — Земля обетованная. — М.: Текст.
  • 2010 — Интернационал дураков. — М.: Прозаик.
  • 2011 — Тень отца. — М.: АСТ.
  • 2011 — Республика Корея: в поисках сказки. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2011 — Дрейфующие кумиры. — СПб.: Журнал «Нева».
  • 2012 — Броня из облака. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2013 — Колючий треугольник. — СПб.: Пушкинский фонд.
  • 2013 — Бессмертная Валька. — СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга.
  • 2014 — Каменное братство. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2014 — Как сохранить радость жизни в трудное время. — СПб.: Журнал «Звезда». (В соавторстве с Е. Вяхякуопус).
  • 2015 — И нет им воздаяния. — М.: Эксмо .
  • 2016 — Воскрешение Лилит. — М.: Эксмо.
  • 2016 — Испытание верности. — М.: Эксмо.
  • 2016 — Краденое солнце. — М.: Эксмо.
  • 2016 — Свидание с Квазимодо. — М.: Эксмо.
  • 2016 — Былое и книги. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2017 — Застывшее эхо. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2017 — Заземление. — М.: Эксмо.
  • 2018 — В долине блаженных. — М.: Эксмо (Новая, дополненная версия романа «Интернационал дураков»).
  • 2018 — Под щитом красоты. — М.: Эксмо.
  • 2020 — Тризна. — М.: Эксмo.
  • 2023 — Сапфировый альбатрос. — М.: Время.

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 февраля 2011. 8 марта 2012 года.
  2. . Дата обращения: 20 февраля 2011. 10 июня 2011 года.
  3. . Дата обращения: 22 февраля 2011. 17 марта 2011 года.
  4. . Дата обращения: 22 февраля 2011. 3 ноября 2012 года.
  5. . Дата обращения: 22 февраля 2011. Архивировано из 14 декабря 2010 года.
  6. (недоступная ссылка)
  7. . Дата обращения: 25 февраля 2011. 4 марта 2016 года.
  8. Дата обращения: 25 февраля 2011. 14 декабря 2017 года.

Ссылки

  • Мария Бушуева // Журнал «Знамя» 2, 2020.
Источник —

Same as Мелихов, Александр Мотелевич