Interested Article - Айха
- 2020-09-02
- 2
Айха — места захоронения бурятских шаманов , места проявления божественного.
Священные рощи похоронных мест известных шаманов чаще всего располагаются на склонах гор . Похоронные места шаманов и шаманов не относятся к обо : они включены в разряд местностей , то есть мест, запретных для посещений, и имеют собственное название айха . Согласно М. Н. Хангалову, места шаманских захоронений оформляются знаками шаманского достоинства «на пространстве десяти или более квадратных сажен» . Место айха является запретным для любой деятельности. Здесь нельзя рубить деревья, косить траву, перемещать камни, собирать цветы, ягоды, грибы. По окружающим деревьям развешиваются медный чайник с вином, ковшик, шаманский бубен хэсэ , звериные шкурки. На дереве укрепляется ящик с ритуальными принадлежностями шамана — конными тростями, одеждой, посудой. В прошлом ламаистское духовенство проводило акты принудительного уничтожения культовых атрибутов и могил шаманских захоронений . Впоследствии территории захоронения известных шаманов можно было обнаружить по особой густоте и высоте деревьев.
Шаманские деревья, с помощью которых осуществляется прежде сего связь шамана с разными космическими зонами, нередко обладают и другой функцией — быть местом рождения душ шаманов . Дерево в мифологии монгольских народов является универсальным образом сакрального центра освоенного пространства, соединяющего слои мироздания. Это доминанта, определяющая формальную и содержательную организацию вселенского пространства. Срубить без причины дерево, считали буряты-шаманисты, значит укоротить жизнь себе и потомкам. Кедр, ель, сосна, лиственница почитались как священные деревья, возле них устраивались обряды и приношения, а потомки племени хори и поныне трепетно относятся к березе, олицетворяющей коновязь — сакральный символ рода. Эхэ-модон, Дерево-мать — называли они березу. Без нее был невозможен обряд посвящения в шаманы, во время которого березу на противоположной южной стороне называли не иначе как Эсэгэ-модон — Дерево-отец.
Примечания
- . Дата обращения: 11 января 2022. 11 января 2022 года.
- Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ, 1958. Т. 1. с. 388
- Герасимова К. М. Культ обо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии с.140
- Топоров В. Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Том 1, 2010 г. с. 323
- . Дата обращения: 11 января 2022. 24 января 2020 года.
Литература
- Пространство в традиционной культуре монгольских народов / Б.З Нанзатов, Д. А. Николаева, М.М, Содномпилова, О. А. Шаглавнова. Ин-т моноголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. — М. : Вост. Лит., 2008—341 с. Ил. ISBN 978-5-02-036351-9
- Герасимова К. М. Культ обо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии // Этнографический сб. — Улан-Удэ, 1969. — Вып. 5; Манжигеев И. А. Бур. шаманистические и дошаманистические термины. — М., 1978
- Топоров В. Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Том 1, М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010 г. 448 с. ISBN 978-5-9551-0434-8
- Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ, 1958. Т. 1. 442 с.
- 2020-09-02
- 2