Манёвр Вальсальвы
- 1 year ago
- 0
- 0
А́львы ( др.-сканд. álfar ), а́льбы ( др.-в.-нем. alben ), э́льбы ( ср.-в.-нем. Elbe ), э́льфы ( др.-англ. ælfen ) — в германо-скандинавской мифологии духи природы , реже классифицируемые как мужские духи предков или род богов . В «Эдде» альвы представляют собою самостоятельную группу мифологических полубожественных существ, наиболее близко стоящую к богам- асам , а также двергам . Под влиянием кельтов на основе представлений об альвах развились сказания об эльфах .
Первоначально слово альв могло означать «белая туманная форма» ( нем. weisse Nebelgestalt ), «светлая форма» ( нем. lichte Gestalt ) или же «художник» ( нем. Künstler ) . По-видимому, álfr имеет индоевропейские корни со значением «белый, ясный, светящийся» (например, латинское albus или греческое άλφός ). Считается, что в свою очередь географические названия Альпы , Альбион и Эльба происходят от слова альв .
В «Старшей Эдде» асы и альвы часто называются вместе как совокупное воплощение высших существ в целом : этот рефрен — æsir ok álfar — встречается в её текстах пять раз . В целом же сведения о альвах очень фрагментарны :
В «Прорицании вёльвы» при перечислении карликов (двергов) упомянуты Альв , Виндальв и Гандальв , имена которых указывают на их близость к группе альвов. Последний из них известен также как один из персонажей романа «Властелин колец» и его экранизации — Гэндальф , дословно: «магический альв» .
Кроме главного героя «Песни о Вёлунде» , нет иных важных фигур, причисляемых к альвам; при этом, хотя Вёлунд там и называется «властителем альвов» , у него отсутствует какая-либо прямая связь с этим родом . В других источниках, основанных на древнеанглийской или древненемецкой традиции, персонажи сходные с Вёлундом (Wayland the Smith или Велент из «Саги о Тидреке Бернском» ), не имеют ничего общего с альвами .
Чтобы придать своему повествованию определённый порядок, автор «Младшей Эдды» Снорри Стурлусон — самостоятельно или опираясь на недошедшие до нас источники — разделил альвов на три категории: светлые ( др.-сканд. Ljósálfar ), тёмные ( др.-сканд. Døkkálfar ) и чёрные ( др.-сканд. Svartálfar ) . Ориентиром для такой систематизации послужили, по всей видимости, христианские представления об ангелах и бесах, которые он перенёс на языческие легенды, подчеркнув разницу между светлыми и тёмными альвами :
«Немало там (на небе) великолепных обиталищ. Есть среди них одно — Альвхейм. Там обитают существа, называемые светлыми альвами. Темные альвы живут в земле, у них иной облик и совсем иная природа. Светлые альвы обликом своим прекраснее солнца, а темные — чернее смолы.»
В целом, в «Младшей Эдде» не прослеживается различия между тёмными и чёрными альвами (последние упоминаются в тексте всего один раз ), а обе эти группы схожи и даже, скорее всего, идентичны с двергами . Для Стурлусона, по-видимому, не существовало чёткого разделения между альвами и двергами, и он, вероятно, причислял карликов к роду альвов . С другой стороны, кроме «Младшей Эдды» нет иных письменных источников, где бы вообще присутствовало какое-то различие внутри этого рода .
В «Старшей Эдде» сказано, что Альвхейм является подарком асов Фрейру (и с тех пор является его резиденцией), а согласно Стурлусону в Альвхейме живут светлые альвы . Из этих противоречивых сообщений делается вывод (не подтверждённый ни одним другим источником), что Фрейр и альвы могут быть между собой как-то связаны . Можно отметить, что Альвхеймом называли и реальную географическую область между устьями рек Гёта-Эльв и Гломма (на территории современных Швеции и Норвегии), где – как считалось – жили более справедливые (и цивилизованные ) люди, породившие ассоциацию с альвами .
Ещё более запутанной выглядит мифическая карта «Эдды» после сообщения в тексте «Видения Гюльви» , что светлые альвы живут в настоящее время на третьем, самом высоком, небе Видблайн (более нигде не упоминаемом) .
Альвы называются в «Младшей Эдде» («Видение Гюльви», 17) народом . Вместе с тем, легенда, гласящая, что изначально карлики были червями в мясе Имира, которым боги дали сознание и человеческий облик , относится лишь к тёмным альвам; о происхождении светлых ничего не сообщается .
В «Языке поэзии» , являющимся своего рода пособием начинающим поэтам, Стурлусон поясняет, что не возбраняется использовать для кеннингов человека имена альвов .
В «Списках имён», стихотворном приложении к «Младшей Эдде», упомянут некий великан Хундальв — «собачий альв» .
Образы альвов также можно встретить и в произведениях скальдов. Так в «Саге о Тидреке Бернском» отцом конунга Хёгни (известного как Хаген из цикла сказаний о Нибелунгах ) является некий альв , а в «Саге о Греттире» один из её героев Халльмунд с гордостью вспоминает, как он уничтожал нечистую тварь — альвов, турсов и троллей .
У скальдов есть упоминание и женщины-альва ( др.-сканд. álfkona ), по просьбе которой главный герой «Саги о Хрольве Пешеходе» помогает разрешиться от бремени её дочери и получает в награду волшебное кольцо . В созданной предположительно в XVI веке поэме «Предваряющая песнь» тёмные альвы и дверги, по-видимому, рассматриваются как различные существа .
Нередко слово «альв» употреблялось в скальдической поэзии для составления кеннингов, например:
Исландский скальд Сигватур Тоурдарсон ( др.-в.-нем. Sighvatur Þórðarson ) рассказывал о языческом ритуале álfablót (жертвоприношения альвам ), практиковавшемся в начале XI-го века на территории Вестергётланда (аналогичное свидетельство, относящееся к Исландии XIII-го века можно встретить и в главе 22 «Саги о Кормаке» ) . Приношения жертв альвам (культ которых сливался с поклонением духам-предкам) должны были способствовать здоровью всего рода и рождению новых потомков и являлись, таким образом, обменом дарами с потусторонним миром . В этих представлениях в альвов превратились положенные в поминальные курганы умершие, присматривающие ныне за родовыми землями .
Любовные связи между людьми и альвами способны приносить потомство: например, альвом был отец конунга Хёгни. Эта близость и кровное родство подчёркивались и в многочисленных именах, носивших в своей основе слово альв-альб-эльф, которые германские народы давали своим детям: ещё древнеримский историк Тацит упоминал в « Германии » некую провидицу Альбруну (что в переводе означает «наделённая знанием альбов» или «доверенная подруга альбов») . Также многие исторические фигуры связаны с альвами своими именами: среди них основатель и первый правитель королевства лангобардов в Италии Альбоин («друг альбов») или английский король Альфред Великий («советник альвов») .
Сходные поверья существовали и в Германии : согласно им эльбы и, особенно, их женские представители (для сравнения: альвы представлялись, как правило, мужскими духами ) считались необычайно красивыми созданиями, способными принимать любой облик, но среди людей они появлялись, как правило, ростом с человека. Они любили дразнить и издеваться над людьми (не принося, правда, при этом серьёзного вреда), но сами не терпели от них ответных насмешек. Иногда эльбы прибегали к помощи людей при рождении своих детей (при этом несколько часов, проведённых в их жилище, оборачивались годами по человеческим меркам). В знак благодарности они могли привести назад затерявшееся домашнее животное, преподнести подарок или излечить от недуга. Эльбы не переносили запаха чеснока, валерианы и других сильно пахнущих растений , равно как и звона церковных колоколов, а фабрики и мастерские заставляли их переселяться в более спокойные, нетронутые цивилизацией места, забирая с собою счастье и благополучие бывшей родины.
С принятием христианства в Скандинавии в народных представлениях альвы трансформировались в злых демонических духов, способных насылать болезни . Они могли делаться невидимыми, проходить сквозь все закрытые двери, тихо, незаметно подбираться и подкладывать вместо ребенка подменыша . Существовало поверие, что для альвов не существовало преград и они могли вредить спящему, если тот перед отходом ко сну не осенил себя крестным знамением . По другой версии альвами стали ангелы, оставшиеся нейтральными во время восстания Люцифера против Бога .
Вера в альвов дожила до наших дней: теперь они сверхъестественные существа в облике скрытых людей или фей . Фольклорный образ ночного демона альба, садящегося на грудь спящего и вызывающего кошмарные сновидения, очевидно, тоже имеет общие корни с родом альвов . Кроме того, к альвам восходят представления об эльфах, духах низшей мифологии германских народов, которых нередко также делят на светлых и тёмных .
Альвы упоминаются в произведениях жанра фэнтези , однако зачастую авторы интерпретируют их происхождение, сущность и место в мире совершенно иначе, чем это представлено в исходных мифах (см., например, Ник Перумов , «Тысяча лет Хрофта», «Гибель Богов» ). В фантастическом цикле Александра Бушкова «Мамонты» альвами называют вымирающую древнюю расу (по некоторым данным переживала расцвет в каменноугольный период), предшествующую человеку, и за 30 000 лет до н. э. лишившуюся своих городов. Альвы Бушкова частью портят жизнь людям, устраивая масштабные катастрофы, частью встраиваются в общество. Повинны в уничтожении нескольких цивилизаций. Для борьбы с ними создан отряд путешественников во времени под «крышей» лейб-гвардии саперного батальона. Про жизнь альвов можно прочитать и в произведении Бернхарда Хеннена и Джеймса Салливана «Последний эльф. Во власти Девантара.» .
Альвы могли выступать мужскими аналогами дис (это поддерживается и последователями движения Асатру ), а также быть близкими ванам, что указывает на их высокое положение в мифологической иерархии скандинавов , более значительное, чем у эльфов более поздних верований . Возможно, в разделении альвов на светлых и тёмных присутствуют два их аспекта: они мертвые и в то же время обеспечивающие плодородие, они красивые и отвратительные одновременно . Есть попытка представить альвов изначально как духов воздуха, имеющих общие корни с ведийскими рибху , а их разделение на светлых, тёмных и чёрных лишь как проявление различных метеорных явлений .
По другой точке зрения альвы были природными божествами, почитаемыми в водоёмах, лесах и на холмах, но в более поздней христианизированной интерпретации Стурлусона они были классифицированы в три группы, отнесённые соответственно к ангелам и демонам .
По мнению советского филолога и историка культуры Мелетинского первоначально альвы могли олицетворять души мёртвых . Он же относил часто употребляющиеся в «Эдде» связки «асы — альвы» к близнечным семантическим парам типа «руки — ноги» .
Некоторые исследователи усматривали в альвах и ётунах мифическое отображение кельтских племен (а в ванах — славян ), однако уже немецкий филолог Якоб Гримм отмечал, что образы асов, ванов и альвов отличаются мистическим характером, и из них довольно тяжело извлечь какое бы то ни было историческое значение .
Нет прямых указаний в эддических и скальдических текстах о дальнейшей судьбе альвов. По-видимому, в Рагнарёк , последней битве между богами и хтоническими чудовищами , светлые альвы примут участие на стороне первых и погибнут . По другому мнению, после гибели мира они останутся жить на своём небе Видблайн .
Упоминание светлых ( нем. Lichtalben ) и чёрных альбов ( нем. Schwarzalben ) можно встретить в тетралогии « Кольцо нибелунга » Рихарда Вагнера , который отнёс к первой группе богов во главе с Вотаном , а ко второй — гномов-нибелунгов .