Гравёры Германии
- 1 year ago
- 0
- 0
Туаре́ги ( араб. طوارق , фр. Touaregs ; самоназвание — имощаг , имошаг ( туарегск. ⵎⵂⵗ Imuhăɣ / ⵎⵛⵗⵏ Imašăɣăn / ⵎⵊⵗⵏ Imajăɣăn / ⴾⵍ ⵜⵎⴰⵣⵗⵜ Kel Tamajeq )) — народ группы берберов в Нигере , Мали , Алжире , Мавритании , Ливии , Буркина-Фасо , Чаде , Нигерии и Египте . Принимали и принимают участие во множестве конфликтов, как в доколониальную, так и колониальную и постколониальную эпоху .
Первое научное исследование туарегов провёл Анри Дюверье .
У туарегов есть легенда, что корни их идут от легендарной праматери и великой правительницы, царицы Сахары — Тин-Хинан , которая была амазонкой и пришла в Хоггар со своей служанкой из южной области нынешнего Марокко, называвшегося Тафилалет . В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре ( алжирский вилайет Таманрассет ) нашли богатое захоронение женщины. Многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан .
Первые письменные описания туарегов появились в ранних арабских текстах, включая произведения Ибн Хаукаля в X веке, Аль Бакри в XI веке, и более подробные — Ибн Баттуты и Ибн Хальдуна в XIV веке и Льва Африканского в XVI веке. Эти путешественники пересекли Сахару, следуя по чётко проложенным маршрутам караванов, которые способствовали распространению ислама в данном районе, начиная с VII века .
В XI веке арабские завоеватели вторглись на территорию расселения туарегов в Северной Африке, сместив ареал туарегов в западном направлении. В этот период туареги подверглись исламизации и арабизации , а также женщины начали носить обручальные кольца на указательных пальцах рук и ног [ источник не указан 1567 дней ] .
В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле , создали несколько просуществовавших недолго государственных образований , такие как Султанат Агадес ; контролировали важные перевалочные торговые пункты, как, например, Такедда .
Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку . В отличие от многих других народов Сахары, туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти.
Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к 1923 году. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.
В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970—1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере , в Алжире и в Мали . Туареги выступили за создание государства Азавад .
Росту напряжённости на севере Нигера способствовал инцидент в городе в 1990 году.
В 2012 году туареги подняли восстание в Мали ; на начало апреля они контролировали значительную часть севера страны .
Туарегов вытесняют из политической жизни в Мали и Нигере.
Язык туарегов — тамашек — относится к берберским языкам , хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор в Марокко и Алжире. При этом у туарегов существует особое письмо тифинаг (на языке тамашек), происходящее от древнего ливийского письма . В XX веке в Алжире и Мали для записи тамашека были введены системы письменности на основе латиницы .
По религии туареги — мусульмане-сунниты . Однако они сохранили много доисламских традиций, как например, матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак . Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам , где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.
Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, мужчине же позволительно быть неграмотным. Традиционная туарегская письменность тифинаг , по мнению ряда ученых, восходит к древнеливийскому письму .
Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере , кочует со стадами верблюдов и коз .
Туареги славятся своими ювелирными украшениями: браслетами, ожерельями, кольцами и т. д. Особо известна обработка серебра . Украшения, сделанные туарегами, популярны не только в странах арабского мира, но и Европы и даже в Индонезии .
Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На груди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из разноцветных шелковых шнурочков, на концах которых — кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, открытыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандалии из кожи. Благородный носит каменный браслет, иногда — простое серебряное кольцо на пальце в качестве украшений.
У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок — « тагельмуст » ( туарегск. ⵜⴰⵖⴻⵍⵎⵓⵙⵜ tagelmust ) или шеш ( араб. شاش , фр. chèche, cheich ), реже лисам ( араб. لِثَام ), длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только во время трапезы позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена туарег был обязан убить того, кто увидел его лицо без разрешения. Если по какой-то причине это сделать не удавалось, то совершить самоубийство. Поэтому до сих пор встретить туарега на пути, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. Женщины туарегов обычно не закрывают лица.
Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на племенные или «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан, которым он владеет пожизненно. А над всеми группами стоит вождь.
Крупнейшие группы племен — , Ифорас , Кель Ахаггар и Кель Адджер (юг Алжира), (север Мали), (север Нигера), (равнинные области), на востоке, на западе [ чего? ] .
Глава — вождь, аменокаль. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать вождя (аменокаля) может наложить запрет на выполнение любого решения.
Взаимодействие мужчин и женщин относительно свободное, женщины владеют собственностью с правом наследования .
Традиционное туарегское социальное деление ещё включает в себя деление на касты. Касты :
Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. Представители касты рабов являются «рабами» по происхождению, они давно отправлены на свободу. А кузнецы жили рядом с туарегами по своей воле. Традиции запрещают туарегам из высших каст заниматься каким-либо ремеслом, а женщины туарегов освоили выделку кож.
Во время циклических передвижений и торговли солью туареги переходят от одного оазиса к другому, хотя между ними иногда расстояние в пять дней пути. У каждого оазиса они тоже торгуют или пополняют запасы своего каравана продуктами, которыми их снабжают сервы — земледельцы- , — это главным образом сорго .