Interested Article - Язгулямцы
- 2021-11-24
- 1
Язгулямцы (также язгулемцы, самоназвание — згамик ) — народ, населяющий долину Язгулям (на языке язгулямцев — Yuzdam ) в западном Памире ( Ванчский район Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана ) и относящийся к европеоидной расе . Национальное меньшинство в Таджикистане. Относится к памирским народам .
Возникновение самоназвания (этнонима), по всей видимости, связано с тем, что язгулямцы отделяли себя от живущих рядом таджиков, имели собственное этническое (национальное) самосознание и считали себя самостоятельным народом.
Об общности язгулямцев с другими памирскими народами говорят данные лингвистики . В то же время, как указывала этнограф Л. Ф. Моногарова (1975 год), сами язгулямцы отделяют себя от памирских народов. Это связано с тем, что под влиянием Бухарского ханства ( Дарвазское бекство ) в конце XIX века язгулямцы приняли суннизм, в отличие от других памирских народов, традиционно являющихся приверженцами исмаилизма . В прошлом язгулямцы тоже исповедовали исмаилизм .
Численность составляет по разным данным от 6 до 11 тыс. человек. В 1959 году язгулямцев насчитывалось 1600 человек , в 1990 году — 3 тыс. .
В настоящее время джамоат (община) Язгулом состоит из восьми крупных населённых пунктов, в которых проживает большинство язгулямцев: Дашти-Язгулом , Мотравн , Шавуд , Будун , Вишхарв , Андарбак , Жамаг , Зайч . Самое крупное селение — Мотравн.
Общество
Живут в западной части Горно-Бадахшанской АО Таджикистана вдоль реки Язгулям .
Основные занятия — поливное высокогорное земледелие, кузнечное дело, скотоводство, а также охота преимущественно на горных козлов . Развиты прядение, ткачество, плетение корзин .
Селения разделяются на кварталы, в которых традиционно живут члены одной патронимии (каум) .
Первым из европейцев, всю долину Язгулям от верховьев до низовьев прошёл Н. И. Косиненко в 1909 году . По мнению путешественников и учёных, посещавших Язгулям в конце XIX — начале XX века, язгулямцев отличает фанатичное следование исламу, мстительность и воинственность. Вот что писал о язгулямцах военный писатель Борис Леонидович Тагеев в своей книге «Русские над Индией» :
«…племя свободолюбивое, не скрывающее своих стремлений к независимости…».
«Вокруг нас горы, — говорят язгулемцы, — никто нам не хозяин и не повелитель; сами афганцы боялись нас, а бухарцы и подавно».
«Наутро бивак был разбужен страшным гамом. Оказалось, что все население Язгулема, поголовно вооруженное, стеклось к биваку и окружило его, угрожая оружием. Немедленно же команда была вызвана в ружье и приняты меры для отражения нападения. Язгулемцы были вооружены мултуками, а конные саблями…».
До 1960-х годов вели закрытый патриархальный образ жизни с традиционным натуральным хозяйством, и были изолированы от соседних народов в силу географического положения и слабого развития транспортного сообщения. Долина Язгуляма считалась одной из самых труднодоступных на Западном Памире. До середины XX века попасть в долину можно было только пешком всего 3 — 4 месяца в году, когда открывались горные перевалы, грузы перевозили вьюками на ослах, вьючная лошадь могла пройти только до селения Жамаг . Ближайший перевал в долину Язгулям, к селению Андарбаг, высотой более 4000 м, — Гушхон, что в переводе означает «кровь из ушей» . Позже, в ближайшие к выходу из долины сёла была проведена дорога от Памирского тракта . Электричества в долине нет, но, по состоянию на 2017 год, строится малая ГЭС возле селения Мотравн .
Внешность
Советский и российский этнограф , долгое время изучавшая язгулямцев и жившая среди них, Л. Ф. Моногарова, пишет, что в « антропологическом отношении, население долины Язгулема почти ничем не отличается от других припамирских народностей ». Антрополог Г. Ф. Дебец также указывает, что язгулямцы являются «типичными представителями европеоидного памиро-ферганского типа» .
Религия
Язгулямцы исповедуют ислам суннитского толка .
Язык
Язык — язгулямский , относится к памирской группе восточно-иранских языков . Выделяются два говора — верхний и нижний . Первое упоминание о язгулямском языке относится к 1889 году , а в 1916 году Р. Готьо была опубликована первая работа по язгулямскому языку, посвящённая в основном исторической фонетике и отдельным этимологиям с приложением словаря на 160 слов . Также владеют таджикским языком, на котором ведётся обучение в школах , многие знают русский язык.
Примечания
- ↑ . Министерство культуры РФ . bigenc.ru (2004). — «Сев. П. н. живут в верхнем течении р. Пяндж в Таджикистане – в Ванчском (язгулямцы, язгулемцы, самоназвание – згамик, до 6 тыс. чел. в долине р. Язгулем),». Дата обращения: 22 апреля 2020. 27 октября 2020 года.
- ↑ . www.etnosy.ru. Дата обращения: 2 июня 2020. 3 июня 2020 года.
- ↑ Sergey Abashin. . — Академия наук СССР, 1959. — С. 7, 10—11. 22 июня 2020 года.
- , Л. Ф. Моногарова. Этнический состав и этнические процессы в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР, с. 186.
- . www.joshuaproject.net. Дата обращения: 2 июня 2020. 4 июня 2020 года.
- , Л. Ф. Моногарова. Этнический состав и этнические процессы в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР, с. 175.
- William Frawley. (англ.) . — Oxford University Press, USA, 2003-05. — 2198 p. — ISBN 978-0-19-513977-8 .
- (недоступная ссылка)
- Моногарова Л.Ф. // Советская этнография. — 1949. — № 3 .
- ↑ Л. Ф. Моногарова. // Этнографическое обозрение. — Институт этнологии и антропологии РАН , 2003. — № 4 . — С. 123 . — ISSN . 17 ноября 2018 года.
- Диалог. . www.dialog.tj (10 мая 2017). Дата обращения: 3 июня 2020. 3 июня 2020 года.
- . eki.ee. Дата обращения: 27 апреля 2011. Архивировано из 14 мая 2011 года.
- . Дата обращения: 4 августа 2019. 3 июля 2019 года.
- Языки Российской Федерации и соседних государств. Энциклопедия в 3-х томах. — М. : Наука , 2001. — Т. 3. — С. 524. — ISBN 5-02-011237-2 .
- Языки народов СССР: в 5-ти томах. Индоевропейские языки. — М. : Наука , 1966. — Т. 4. — С. 436.
Литература
- Кисляков Н. А. Язгулямцы (этнографический очерк) // Известия Всесоюзного географического общества, т. 80, вып. 4, 1948.
- Моногарова Л. Ф. Язгулямцы Западного Памира // Советская этнография, № 3, 1949.
- Под ред. Д. А. Ольдерогге. . — Академия наук СССР . — М. : Наука, 1975. — Т. XVI. Памир. — 317 с. 16 июня 2020 года.
- 2021-11-24
- 1