Interested Article - Городская усадьба Докучаева — Солдатёнкова
- 2021-06-05
- 1
Городская усадьба Докучаева — Солдатёнкова — объект культурного наследия федерального значения.
Современный адрес: Мясницкая ул., дом 37, строение 1. Находится на территории Красносельского района Центрального округа г. Москвы .
История
Предположительно, первоначальный вариант усадьбы был построен в конце XVII века .
Согласно архивным данным, в 1752 году владение принадлежало капитану Н. Волконскому .
В 1780 году упоминается как «двор купца А. И. Докучаева в приходе церкви Николая Чудотворца на Мясницкой ».
Известно, что после Докучаева усадьбой владела прима балерина Императорского театра Ярославова .
К концу XVII века усадебный комплекс, окружённый обширным парком с двумя прудами, включал главный дом, два флигеля , служебные и хозяйственные постройки. .
Архитектура
В 1819—1821 годы была проведена реконструкция усадьбы под руководством мастера московского ампира А. Г. Григорьева . Автором проекта выступил знаменитый архитектор О. И. Бове , внесший огромную лепту в восстановление Москвы после пожара и в создание нового, величественно облика столицы.
На основе старой постройки был возведён особняк с низким цокольным этажом, бельэтажем , включающим анфиладу , мезонином и антресолями. Центр фронтона украсил коринфский шестиколонный портик и лепной декор.
Современный вид здание получило в ходе реконструкции 1850-х годов, проведённой под руководством академика архитектуры А. И. Резанова
По заказу нового владельца — К.Т Солдатенкова , — были расширены флигели усадьбы, пристроен парадный вестибюль к главному дому. Портик получил новое оформление в ионическом ордере .
Радикальные изменения коснулись планировки и внутреннего убранства усадьбы. Каждое помещение было оформлено в своём стиле — «античный», «византийский» и «помпейский» залы, «светёлка» на антресолях с изразцовой печью, «мавританская» курительная комната, столовая, облицованной резными деревянными панелями в стиле Ренессанс .
Главной особенностью усадьбы стала устроенная в ней домашняя молельня (Солдатенков был старообрядцем ), о которой писал П. Д. Боборыкин :
Есть еще весьма интересный уголок дома, особенно для любителей византийского искусства. Это домашняя молельня, помещающаяся у площадки, откуда идет лестница в мезонин. Единственное окно, всё в цветных стеклах, оставляет молельню в полутьме. Сводчатый потолок и стены расписаны в старом византийском стиле.
В советское время роспись в молельне была закрашена.
К. Т. Солдатёнков
Наиболее яркий период истории усадьбы связан с именем Козьмы Терентьевича Солдатёнкова , который владел домом с 1857 по 1901 год.
К. Т. Солдатёнков был яркой и многогранной личностью, игравшей заметную роль в общественной жизни столицы во второй половине XIX века. Послужной список Солдатёнкова включает звание купца 1 гильдии , коммерции советника , потомственного почетного гражданина , академика Петербуржской Академии художеств . Он был членом кружка Т. Н. Грановского , занимался издательским делом, большое внимание уделял благотворительной деятельности. Солдатёнкова называли «мясницким меценатом», «московским Медичи».
Управляющим усадьбы был сын Солдатёнкова от гражданского брака с Клемансо Карловной Дебуи (Дюпон) — писатель И. И. Барышев , известный также под творческим псевдонимом Мясницкий .
В 60-е годы XIX века особняк Солдатёнкова на Мясницкой считался одним из культурных центров столицы.
Её гостями были крупнейшие русские историки В. О. Ключевский , С. М. Соловьев , И. Е. Забелин , писатель А. П. Чехов , публицист и идеолог славянофильства К. С. Аксаков , известный переводчик Н. Х. Кетчер .
В особняке на Мясницкой размещались богатейшая библиотека и коллекция живописи, насчитывающая порядка 300 полотен. Известно, что Солдатёнков раньше П. М. Третьякова начал собирать картины русских художников, В его коллекцию входили произведения А. А. Иванова (в том числе эскиз картины «Явление Христа народу»), К. П. Брюллова («Вирсавия») В. А. Тропинина («Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль»), П. А. Федотова («Завтрак аристократа»), В. Г. Перова («Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»), И. И. Левитана («Весна — большая вода») и другие, а также скульптуры М. А. Чижова, М. М. Антокольского, Н. А. Лаверецкого, Н. А. Рамазанова (бюсты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Крылова) . Галерея была доступна для посетителей.
Кроме того, в усадьбе Солдатёнкова хранилось собрание старинных икон, в том числе «Спас» Андрея Рублева , приобретённый в Саввино-Сторожевском монастыре , а также подписные иконы XVI столетия — «Погребение Иоанна Богослова» мастера Никифора Славина и «Неделя шестая о слепом» мастера Истомы Савина .
По завещанию Солдатёнкова, после его смерти собранные коллекции были переданы в общественное пользование: книги — в фонды Российской государственной библиотеки , картины — Румянцевскому музею , а старинные иконы — Покровскому собору в Рогожской слободе.
Дальнейшая история
После революции 1917 года в роскошных интерьерах бывшей усадьбы Солдатенкова поочерёдно располагались городской санаторий и детский сад.
Усадьба непосредственно связана с историей Великой Отечественной войны .
В 1941—1945 годы здание на ул. Кирова , 37 стало засекреченным объектом — в нём размещалась Ставка Верховного Главнокомандования и Государственный комитет обороны . Выбор места был обусловлен близостью особняка к станции метро Кировская (переименована в станцию Чистые пруды ), где было организовано бомбоубежище для членов Политбюро ЦК ВКП .
Адмирал Н. Г. Кузнецов писал в своих мемуарах :
В небольшом зале особняка был оборудован кабинет для И.В.Сталина , рядом с ним размещался начальник Генерального штаба маршал Б.М.Шапошников . Оперативная группа Генштаба находилась в соседнем доме и в любой момент была готова доложить о последних событиях с фронтов или передать фронтам приказы Ставки.
Возможно, именно в стенах бывшего особняка родился план перехода в контрнаступление во время битвы за Москву , о которой вспоминал маршал А. М. Василевский :
Сама идея контрнаступления под Москвой возникла в Ставке Верховного Главнокомандующего...
После войны в нём жил Герой Советского Союза , маршал Л. А. Говоров .
Позже здесь разместилась общественная приёмная Министерства обороны СССР , а с 1992 года — Министерства обороны России .
В 2009—2011 годах была проведена реконструкция главного здания усадьбы.
Во флигеле усадьбы (Мясницкая ул., д. 37, стр. 3) в 2000-х годах была открыта кофейня «Аристократ», владельцы которой финансировали реставрацию ветхого строения .
Во флигеле находился ресторан «Дед Пихто».
В августе 2018 года во флигеле открылся и работает по сей день ресторан грузинской кухни «Чичико» с дровяной печью, зимним садом и мангалом.
Примечания
- ↑ Ю. Толстов. . Дата обращения: 18 апреля 2015. 18 апреля 2015 года.
- Сохранилось Прошение о ремонте дома А. И. Докучаевым.
- Характерной особенностью коринфского ордера является капитель в виде корзины с листьями.
- Главным отличием ионического ордера является необычная капитель с двумя загнутыми волютами.
- А. Митрофанов. Прогулки по Москве. Мясницкая. — Ключ-С, 2007. — 288 с.
- П.Д. Бобрыкин. Письма о Москве. Письмо третье.. — «Вестник Европы», №7. — 1881.
- . Дата обращения: 18 апреля 2015. 18 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 18 апреля 2015. 18 апреля 2015 года.
- ↑ Солдатёнков Козьма Терентьевич // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт ; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия , 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3 .
- Авторские надписи на иконах сообщают не только имя мастера, но и сведения о его биографии, дате и месте создания произ�ведения, обстоятельствах его заказа и исполнения.
- В 1935 г. Мясницкая ул. была переименована в ул. Кирова.
- ↑ Л.Колодный. Дата обращения: 18 апреля 2015. 18 апреля 2015 года.
- Н.Г. Кузнецов. . Дата обращения: 18 апреля 2015. 20 апреля 2015 года.
- А.М. Василевский. . Дата обращения: 18 апреля 2015. Архивировано из 19 апреля 2015 года.
- Р.А.Трутин. От мечты до успеха. — М. : Эксмо, 1996.
- 2021-06-05
- 1