Interested Article - Алексий (Соловьёв)

Иеросхимона́х Алекси́й (в миру Фёдор Алексеевич Соловьёв ; 17 января ( 29 января ) 1846 , Москва — 2 октября 1928 , Сергиев, Московская область) — священнослужитель Православной российской церкви , старец Смоленской Зосимовой пустыни . Известен своей ролью в избрании Всероссийского патриарха в 1917 году .

Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобного в 2000 году; память — 19 сентября (по юлианскому календарю) и в Соборе Московских святых .

Биография

Родился 17 ( 29 ) января 1846 года в многодетной семье протоиерея Алексея Петровича Соловьёва, настоятеля церкви Симеона Столпника в Москве , профессора Вифанской духовной семинарии . С малых лет пел в церковном хоре и прислуживал отцу в алтаре . В восьмилетнем возрасте потерял мать.

Во время учёбы в духовном училище в результате несчастного случая ослеп на левый глаз: когда юноша звонил в колокол, язык колокола ударил его по голове.

Окончив и Московскую духовную семинарию (1866; по первому разряду вторым в списке выпускников), не чувствуя в себе призвания к богословской науке, решил не продолжать образование в духовной академии .

12 февраля 1867 года он женился на Анне Павловне Смирновой, старшей дочери друга их семьи, священника церкви святого Климента на Варварке , обучавшего Фёдора грамоте. Через неделю, 19 февраля, состоялось его рукоположение во диакона в Чудовом монастыре епископом Игнатием, и митрополит Филарет назначил его в церковь Николая Чудотворца в Толмачах , настоятелем которого в то время был протоиерей Василий Нечаев , ставший его первым духовным наставником .

В 1872 году от скоротечной чахотки скончалась супруга, оставив на его руках двухлетнего сына Михаила. Желая помочь молодому человеку пережить постигшее его горе, протоиерей Василий загрузил его работой в редакции журнала « Душеполезное чтение », издававшегося при храме. Вскоре он начал писать для журнала статьи, отдельной книгой вышла написанная по материалам церковного архива краткая история церкви: «Московская Николаевская в Толмачах церковь» (МДА, 1872). Вместе с протоиереем Алексием Мечёвым участвовал в народных чтениях, преподавал Закон Божий в сиротском приюте, в частном приюте Смирновой, в домах прихожан, в том числе у славянофила Юрия Самарина , жившего рядом с Николо-Толмачёвской церковью, в доме графини Соллогуб .

4 июня 1895 года обладавшего прекрасными вокальными данными диакона митрополит Московский Сергий , решивший восстановить древний , рукоположил во священника к Успенскому собору в Кремле . Через два года он был единогласно избран духовником соборного причта , в 1898 году стал протопресвитером и был награждён камилавкой . К этому времени сын Михаил окончил Императорское Московское техническое училище и женился. Это открыло Фёдору путь в монастырь, и он поступил в Зосимову пустынь , где 30 ноября 1898 года игуменом был пострижен во иеромонаха с именем Алексий — в честь святителя Московского Алексия (Бяконта) .

С 1906 года старчествовал , переехав летом того же года в отдельную избушку-келью, но в связи с увеличением потока исповедников 3 февраля 1908 года получил разрешение уйти в неполный затвор ). Был одним из самых почитаемых старцев того времени; для исповеди у него в пустынь приезжала великая княгиня Елисавета Феодоровна , у него окормлялись Фамарь (Марджанова) , некоторые члены религиозно-философского кружка Михаила Новосёлова .

Летом 1915 года у него произошло полное расстройство сердечной деятельности, и 6 июня 1916 года он получил разрешение уйти в полный затвор; покинув свою избушку, он поселился на втором этаже братского корпуса, рядом с алтарём надвратной церкви Всех святых, куда он мог незаметно входить через особую дверь. Каждый четверг он исповедовался и каждую пятницу причащался .

В 1917 году был избран членом Всероссийского Поместного собора , участвовал в 1–2-й сессиях, член XI Отдела. 5 ноября того же года (ст. ст.) в храме Христа Спасителя вынул жребий , определивший избрание митрополита Московского Тихона на московский патриарший престол . Митрополит Евлогий вспоминал :

Жребий с именем митрополита Тихона, вынутый иеросхимонахом Алексием на Поместном соборе 1917 года

Перед началом обедни на аналой перед иконой Владимирской Божией Матери был поставлен ларец с тремя записками, на которых были начертаны имена трёх кандидатов. После литургии служили молебен с чтением особой молитвы. Храм, вмещавший до 12 000 молящихся, был переполнен. Все с трепетом ждали, кого Господь назовёт… По окончании молебна митрополит Владимир подошёл к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан, — и снял печати. Из алтаря вышел глубокий старец — иеросхимонах Алексий, затворник Зосимовой пустыни (неподалёку от Троице-Сергиевской лавры), ради церковного послушания участвовавший в Соборе. Он трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир внятно прочёл: «Тихон, митрополит Московский»

.

28 февраля 1919 года пострижен в схиму . В 1921 году награждён палицей. После закрытия 8 мая 1923 года Зосимовой пустыни, которая продолжала существовать как сельскохозяйственная трудовая артель, с келейником переехал в Сергиев, до кончины жил у своей духовной дочери Веры Тимофеевны Верховцевой.

Почитание и канонизация

Скончался 2 октября 1928 года . Четыре дня и три ночи люди не отходили от гроба, желая проститься со старцем. На отпевании присутствовал сонм духовенства, в том числе архиепископ Бийский Иннокентий , епископы Белёвский Игнатий (Садковский) , Егорьевский Павел (Гальковский) , Григорий (Козырев) , Варфоломей (Ремов) , Никон (Дегтяренко?) , последний настоятель Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кронид (Любимов) . Был погребён на Кукуевском кладбище в Сергиеве.

Стал почитаться как святой вскоре после смерти. В обвинительном заключении Особого совещания при НКВД СССР от 8 февраля 1936 года говорилось, что « , Полетаев , Крестников и Кондратьев в к[онтр]/р[еволюционных] целях прославляли могилу „старца Алексея“ [Соловьева], похороненного на Кукуевском кладбище, распускали провокационные слухи о якобы имевшихся случаях исцеления на его могиле, организовывали паломничество верующих на могилу, по пути обрабатывая их в а[нти]/с[оветском] духе» .

В 1953 году перезахоронен на Старом кладбище Загорска; 25 июля 1994 года его останки перенесены в Зосимову пустынь.

Прославлен в лике преподобных Архиерейским собором в августе 2000 года с установлением общецерковного празднования.

Сочинения

  • Московская Николаевская в Толмачах церковь. М., 1870.
  • Объяснение церковной песни // Душеполезное чтение. 1876. № 1.

Примечания

  1. Преподобный Алексий Зосимовский // Альфа и Омега . — 2001. — № 2(28). — С. 210—218.
  2. В этом доме проходили интереснейшие беседы, участниками которых были, кроме Самариных и графини Соллогуб, князь Черкасский с супругой, С. Аксаков с супругой, С. М. Сухотин, князь Оболенский. В конце 1870-х годов здесь стал появляться В. С. Соловьёв .
  3. Монахиня Игнатия (Петровская) от 2 августа 2010 на Wayback Machine // Старчество на Руси. Гл. 4.
  4. Евлогий (Георгиевский), митрополит . Путь моей жизни. Воспоминания. — М., 1994. — С. 279.
  5. от 2 февраля 2016 на Wayback Machine .

Литература

  • Московские ведомости . 1916. 8 июня;
  • , протодиак. Старец иеросхимонах Алексий, затворник Смоленской Зосимовой пустыни: Жизнеописание Серг. П., 1990. Ркп.;
  • Крашенинникова Н. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. Специальный том. — 656 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-005-6 .
  • , прот., Четверухина Е. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. Серг. П., 1995;
  • Гл.: Зосимовский старец иеросхимонах Алексий. // Арсений (Жадановский) , еп. Воспоминания. М., 1995. С. 97-103;
  • К свету. № 14.

Ссылки

Источник —

Same as Алексий (Соловьёв)