Моско́вский собо́р 1681—1682 го́да
— поместный собор Русской церкви во главе с
патриархом Иоакимом
, созванный в ноябре 1681 года при царе
Феодоре Алексеевиче
. Закончился собор в апреле 1682 года.
Предыстория собора
В 1654 году
патриарх Никон
и царь
Алексей Михайлович
начали
церковную реформу
, в результате которой должна была произойти полная унификация обрядов по греческим образцам. Для этой цели были созваны соборы:
Московский собор 1656 года
и
Большой Московский собор
, на которых старые обряды были признаны еретическими, а все, кто ими пользуется объявлены еретиками и преданы анафеме. Меры эти не помогли, большая часть православных продолжала пользоваться старыми обрядами, перестала посещать церкви со службой по новым обрядам, более того, собирала собственные собрания и вела проповедь среди народа, проповедуя верность старых обрядов, в свою очередь обвиняя новообрядцев в ереси. Для борьбы со старообрядцами и за утверждение нового обряда нужны были решительные меры, не церковные прещения, а гражданские казни против старообрядцев. Большой Московский собор уже подготовил теоретическую базу (7 глава Деяний собора 1667 года), в которой обосновал необходимость казней в борьбе против еретиков, то есть старообрядцев.
Вопросы для собора
В предисловии соборного постановления сказано, какие вопросы вынесены для обсуждения: об учреждении новых епархий, о предании раскольников гражданскому суду, о церковном и монастырском благочинии, об исправлении Чиновной книги, о хранении Ризы Господней и святых мощей, о призрении нищих и о воспрещении строить новые пустыни, о запрещении продавать различные выписки из книг Божественного Писания и прочее.
Участники собора
Соборные решения
Соборные решения изложены в форме 16 предложений от царя и стольких же соборных ответов духовенства.
-
1 предложение:
для каждого митрополита создать группу подвластных ему епископов.
Ответ:
патриарх, митрополиты, и все архиереи «бьют челом» и просят государя, чтобы были учреждены новые архирейские кафедры: епископы — в
Галиче
и в
Арзамасе
; архиепископ — в
Севске
, к последнему должны быть приписаны города:
Брянск
,
Трубческ
,
Путивль
,
Рылеск
; для митрополита Новгородского —
Холмогоры
; в городе
Ваге
— архиепископ, под ним города:
Архангельский город
,
Мезень
,
Кевроль
,
Пустоезеро
,
Пенега
; для митрополита Казанского —
Уфа
; и т. д.
-
2 предложение:
в частных домах, во многих городах люди (старообрядцы) устроили частные постоянные молитвенные собрания, в которых «ругают церковь».
Ответ:
прежний царь Алексей Михайлович «тех врагов, святыя церкви противников» велел отправлять в гражданские суды. И сегодня «соборне просим и молим» чтобы царь тех людей отсылал к гражданскому суду. Воеводы, под царским устрашением, вместе с местными архиереями должны посылать
служилых людей
, чтобы приводить тех раскольников (старообрядцев) в суды.
-
3 предложение:
для лучшего устроения монастырей и для того, чтобы монахи не покидали монастыри предлагалось устроить во всех монастырях больницы, а также не держать в монастырях «хмельное питие».
Ответ:
в монастырях не держать хмельное, иметь только общую трапезу, иметь общую одежду, устроить больницы для больных и престарелых, не принимать монахов из других монастырей без архиерейского разрешения и отпускных грамот. Строго настоятелем монастырей следить за тем, чтобы
иеромонахи
не стригли мирских людей, находящихся при смерти, в их собственных домах, кто не послушает из иеромонахов, тех отправлять к архиереям на суд; для тех, монахов, которые не живут в монастырях, а пьянствуют по кабакам и валяются на улицах в пьяном виде, надо обустроить Пятницкий монастырь (оградить его забором, построить в нем кельи), и там всех их собирать и держать. Монахинь, которые нищенствовали, а не жили в монастырях, также надо всех собирать и отправлять в те женские монастыри, которые богаты вотчинами, то есть могут их прокормить. Запрещалось мирским людям в своих домашних церквах держать вдовых священников. Кто же хотел иметь священника в домашней церкви, тот должен был обратиться с просьбой к патриарху, но нельзя для таких церквей ставить вдовых иереев и иеромонахов, по причине того, что многие из них служат в пьяном виде и их надо извергать из сана. Если же кто будет иметь в домашней церкви священников без архиерейского благословения, то на тех людей надо накладывать епитимью, а тех священников рассылать по монастырям, «под начал».
-
4 предложение:
вблизи границы России, в Швеции и Польше находятся православные храмы, люди же, которые там живут не имеют священников, а местные власти искореняют православие.
Ответ:
в те храмы поставлять иереев.
-
5 предложение:
предлагалось исправить текст «Чиновной печатной книги», текст по которому люди, вступая в различные должности (чины), приносили присягу царю. Причина исправления была в том, что книга включала многие страшные и непрощаемые клятвы.
Ответ:
в книге три статьи, первые две нуждаются в исправлении, а из третьей статьи нужно убрать те клятвы, согласно которым люди, нарушившие их, объявляли себя лишёнными Вечной Жизни (обрекали себя на вечную смерть или непрощёнными в будущей жизни).
-
6 предложение:
в Москву ещё в 1625 году привезли часть
Животворящего Креста
и
Ризу Спасителя
, по благословению предыдущих патриархов их разделили на части и раздали по храмам, предлагалось все части собрать в одно место: в соборную церковь (Успенский собор Московского Кремля), хранить их постоянно в двух ковчегах, а в Великую Пятницу выносить на всеобщее поклонение.
Ответ:
согласие.
-
7 предложение:
мощи Иоанна Предтечи и других святых один раз в год приносили из Благовещенского собора в Успенский собор в Великую Пятницу на омовение (с помощью
мощей освящалась вода
в этот день, и от неё верующие получали исцеления), в остальное время они хранились в небрежении, предлагалось их распределить по монастырям, соборам и приходским храмам, чтобы там их хранить в особых местах. Но в Великую Пятницу их приносить в Успенский собор на омовение.
Ответ:
согласие.
-
8 предложение:
в Москве некоторые мужские и женские монастыри находятся между домами мирских людей, из последних люди в любое время имеют свободный вход в обители, более того в самих монастырях устроены храмы (на вечное поминование), в которых служит белое духовенство, по этой причине монахом достовляется беспокойство. Царь желает входы для мирян закрыть в монастыри, а те храмы перевести в другие места.
Ответ:
дело богоугодное и полезное для спасения монахов.
-
9 предложение:
всех странников и нищих, бывших на улицах, разобрать и создать для них особые места, где их содержать, чтобы никто не скитался.
Ответ:
полное согласние.
-
10 предложение:
чтобы нищие во время церковной службы в церквах милостыню не просили и никого не беспокоили во время богослужения.
Ответ:
согласие.
-
11 предложение:
чтобы земля, выделенная под кладбища, не использовалась священством для торговых лавок и для построения на ней амбаров, чтобы никто по ней не ездил, а чтобы она была ограждена.
Ответ:
царю предлагалось выделить из Земского приказа людей, которые отделили, измерили и очистили бы земельные участки под кладбища, и вместе с Патриаршим приказом их бы закрепили в документах.
-
12 предложение:
если в монастырях или церквах церковные праздники, то туда надо посылать харчи и квас.
Ответ:
соборное согласие.
-
13 предложение:
многие монахи и монахини уходили из монастырей, селились в пустынных местах, строили часовни, в них служили по старым книгам; а вокруг них собирались и селились многие люди, которые почитали этих иноков за страдальцев. Предлагалось не попускать этого патриарху.
Ответ:
собор архиереев просит царя, чтобы он издал законы, которые запрещали такие действия, а те монастыри, которые были созданы превращать в приходские храмы.
-
14 предложение:
у Спасских ворот Московского Кремля разные люди продавали тетрадки, в которых делали выписки из Священного Писания; в этих выписках была написана ложь и хула на Церковь, патриарху предлагалось с Печатного двора «остерегать и свидетельствовать» об этом.
Ответ:
царю предлагалось выделить особого человека, который занимался специально такими вещами, то есть вместе со стрельцами брал бы таких людей под стражу и приводил бы в Патриарший приказ, то есть отдавать под патриарший суд.
-
15 предложение:
если кто начнёт продавать старопечатные книги, то у тех книги забирать на Печатный Двор, а взамен им выдавать новонапечатанные книги, чтобы не было разногласий.
Ответ:
новонапечатанные книги выдавать бесплатно.
-
16 предложение:
в Москве и в других местах поставлены часовни с иконами, в которых служат иереи и собирается народ в воскресение, чтобы там не было священников, кроме особых пристойных мест.
Ответ:
в часовнях быть иконам, но только рядом с караулами, но при часовнях не жить старцам и не устраивать поселений.
Последствия собора
Соборные решения явились продолжением церковной реформы, продолжением борьбы против старого обряда и строобрядцев. Во 2, 13, 14, 15, 16 ответах собор настойчиво просит царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начнется активная физическая расправа.
Царица Софья
, именно по просьбе духовенства, собора 1681-82 года, издаст в 1685 году знаменитые
«12 статей»
— государственные всеобщие законы, на основании которых будут преданы различным казням: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев.
Оценивая последствия Собора,
А. В. Карташёв
, писал
:
Большой церковный собор одобрил и привел в действие целую систему репрессий против старообрядчества, которая явила собой картину решительного гонения на него. Тут впервые в жизни русской церкви и государства применена была система и дух Западной инквизиции.
Литература
Примечания
-
Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. – М., 1992. Т. 2. С. 239