Гимн Финляндии
- 1 year ago
- 0
- 0
Гимны России |
---|
1. Гром победы, раздавайся! (неофициальный) (1791—1816) |
2. Коль славен наш Господь в Сионе (неофициальный) (1794—1816) |
3.
Молитва русских
(1816—1833) |
4.
Боже, Царя храни!
(1833—1917) |
5.
Рабочая Марсельеза
(1917—1918) |
6.
Коль славен наш Господь в Сионе
(1918—1920) |
7.
Интернационал
(1918—1944) |
8.
(1944—1991) |
9.
Патриотическая песня
(1990—2000) |
10.
Государственный гимн РФ
(с 2000 года) |
Государственный гимн СССР — официальный государственный гимн Советского Союза , принятый в 1943 году вместо « Интернационала ».
Слова для гимна написали С. В. Михалков и Эль-Регистан , музыку — А. В. Александров . В 2000 году мелодия Александра Александрова с новым текстом авторства Сергея Михалкова стала гимном России .
В период с момента образования СССР в 1922 году до 1943 года в качестве гимна использовался « Интернационал » — французская песня, посвящённая восстанию Парижской коммуны . Музыка П. Дегейтера (1888 год), текст Э. Потье в русском переводе А. Я. Коца (1902 год). В 1938 году композитор А. В. Александров и поэт В. И. Лебедев-Кумач написали неофициальный « Гимн партии большевиков », который полюбился И. В. Сталину и регулярно исполнялся на съездах ВКП(б) и КПСС .
После начала Великой Отечественной войны советская идеология , по мнению некоторых [ кого? ] , совершила крен от интернационализма к национализму : восстанавливается орден Александра Невского , даются послабления православной церкви и т. д. Чтобы улучшить отношения с западными союзниками , в преддверии Тегеранской конференции был распущен Коминтерн . На этом фоне в 1942 году было принято решение отказаться от «Интернационала», который ассоциировался с планами мировой революции , и создать гимн, проникнутый идеями патриотизма .
Конкурс на написание гимна СССР проходил в 1943 году. Правительственную комиссию по созданию гимна возглавлял К. Е. Ворошилов . Каждому композитору за участие в конкурсе выплачивалась премия 100 тыс. рублей, плюс дополнительно 4 тыс. за каждый вариант [ источник не указан 662 дня ] . В открытом конкурсе приняло участие 170 композиторов, которые представили 223 варианта гимна Среди кандидатов была песня « Да здравствует наша держава » композитора Б. А. Александрова . Свои варианты текста гимна представили 19 поэтов, среди них: В. И. Лебедев-Кумач , В. М. Гусев , Н. С. Тихонов , М. В. Исаковский , П. Г. Антокольский , Самед Вургун , Е. А. Долматовский .
Прослушивания в Бетховенском зале Большого театра продолжались до 16 ноября 1943 года, когда в последний тур вышли три варианта музыки гимна: А. В. Александрова «Гимн партии большевиков», совместный вариант Д. Д. Шостаковича и А. И. Хачатуряна и версия И. И. Туския . Наконец 14 декабря 1943 года постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) был утверждён вариант А. В. Александрова, С. В. Михалкова и Эль-Регистана. Текст гимна на «ближней» даче правил лично И. В. Сталин . Если в «Гимне партии большевиков» не было ни слова о Российской империи, то в новом тексте гимна (на ту же музыку) подчёркивалась национальная составляющая: воспевалась « Великая Русь » и не было ни слова о партии .
Впервые новый гимн был исполнен в ночь с 31 декабря 1943 года на 1 января 1944 года в редакции для хора и симфонического оркестра С. Н. Василенко . Но эта редакция не понравилась высшему руководству страны, и в марте того же года была спешно выполнена вторая редакция (автор оркестровки Д. Р. Рогаль-Левицкий ) :159-176 . В этой редакции, впервые публично прозвучавшей по Всесоюзному радио в ночь с 17 на 18 апреля 1944 года :175 , музыка гимна СССР используется и сейчас — как музыка гимна России .
По вопросу о степени оригинальности и удачности гимна существуют разные мнения. К примеру, М. М. Пришвин записал в дневнике 21 декабря 1943 года: «Гимн, сочинённый С. В. Михалковым и Эль-Регистаном, произвел тяжёлое впечатление: столь великие дела на фронте нашли столь жалкое выражение в поэзии» . Сын самого А. В. Александрова обращал внимание, что с мелодией гимна совпадает одна из тем в центральной части «Былины» В. С. Калинникова — увертюры, написанной приблизительно за полвека до гимна, но опубликованной после смерти Александрова . Композитор считал первоисточником музыки Александрова «Весенние странствия» Шумана . Сам Александров писал :
Мне хотелось соединить жанры победного марша, чеканной народной песни, широкого эпического русского былинного распева. Хотелось, чтобы гимн был другом и вдохновителем человека-гражданина.
С 1944 по 1956 год гимн исполнялся в первоначальной версии, включавшей упоминание о И. В. Сталине . «Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, / И Ленин великий нам путь озарил. / Нас вырастил Сталин — на верность народу, / На труд и на подвиги нас вдохновил…»
В ходе «мягкой десталинизации» 7 декабря 1955 года было принято постановление Центрального Комитета КПСС о создании комиссии во главе с Д. Т. Шепиловым , на которую было возложено руководство работой по подготовке нового Государственного гимна СССР. Регламент, утвержденный ЦК КПСС, предусматривал конкурс стихов для нового гимна в два этапа: первый анонимный, в конвертах с написанными на них девизами , второй личный, из отобранных стихов. На первый этап 67 поэтов представили 84 текста. Во второй тур прошли произведения 10 авторов: Н. А. Заболоцкого , М. В. Исаковского , Б. Н. Кушелева, С. В. Михалкова (два текста), С. Г. Острового , П. М. Панченко, Н. И. Рылевского, М. Ф. Рыльского, В. М. Саянова, С. И. Чиковани .
Авторам предложили доработать произведения, чтобы они лучше соответствовали требованиям ЦК КПСС.
В итоге были выбраны стихи, представленные С. В. Михалковым , М. Ф. Рыльским и М. В. Исаковским ; сохранилась нотная рукопись Шостаковича на слова последнего .
Текст Исаковского | Текст Рыльского | Текст Михалкова |
---|---|---|
Славься, Советская наша держава,
Братства и дружбы народов страна, Первая в мире страна трудовая, Славься во все времена! В силе и правде бессмертной своей, Славься на радость и счастье людей! Славься, страна, где прямые дороги К светлым годам коммунизма легли! Славься Великого Ленина знамя, Свет и надежда земли! В силе и правде бессмертной своей, Славься на радость и счастье людей! |
Славься, Отчизна родная!
Славься советский народ! Наша семья молодая Шагом крылатым идет. В битвах сердца мы сроднили, Счастье в труде мы куем. Родину мы озарили Дружбы великим огнем. Славься, заводы и нивы, Шахты, леса и моря! Путь осеняет счастливый Нам коммунизма заря! |
Славься республик союз нерушимый!
Славься, советская наша страна! Ленинской правдой твоей негасимой Дружба народов навек скреплена. Нам светит солнце — солнце коммунизма! Мы победим! Нас партия ведет, Живи, цвети свободная Отчизна, Тебя хранит великий наш народ! Счастье свое мы в борьбе отстояли, Силу свою мы в труде обрели, Путь проложили в заветные дали, Людям маяк путеводный зажгли. |
Исходя из текстов, можно сделать вывод об идеях, которые следовало отразить в гимне. М. Исаковский славит Ленинское знамя и прямые дороги к светлым годам коммунизма. С. Михалков — восхождение «солнца коммунизма», прославление Ленина и его учения, а также употребляет фразу «Нас партия ведёт» вместо одного вождя. М. Рыльский также пишет о «коммунистической заре», освещающей дорогу вперед, и тонко восхваляет прошлые шахтерские заслуги Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева и его новую программу подъёма сельского хозяйства СССР .
Тем не менее до объявления официального конкурса дело тогда не дошло. Историк А. П. Куропаткин связывает это с опасениями руководства партии о том, что смена символов страны вызовет у населения неоднозначную реакцию. Сами приготовления к подготовке нового гимна затянулись, что говорит о расхождениях во мнениях и внутри Президиума ЦК .
Вновь конкурс на создание нового гимна был объявлен в 1959 году. На этот раз в качестве авторов текста были привлечены Александр Твардовский , Михаил Исаковский, Алексей Сурков , Константин Симонов , Николай Грибачёв , Пётр Бровка и т. д., а авторов музыки — Георгий Свиридов , Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский , Арам Хачатурян, Тихон Хренников и другие. В августе (по другим данным — в сентябре на встрече поэтов с Михаилом Сусловым , незадолго до отъезда Твардовского в Крым) 1960 года Твардовским был предложен первоначальный вариант текста, который хоть и не получил одобрения идеологического отдела ЦК КПСС, однако был высоко оценён Сусловым, утвердившим в качестве припева будущего гимна последнюю строфу :
Взвивайся, ленинское знамя,
Всегда зовущее вперёд.
Под ним идет полмира с нами.
Настанет день — весь мир пойдёт.
Новый этап в разработке гимна был начат осенью того же года. В сентябре отдел культуры ЦК КПСС представил первый вариант гимна Шостаковичу и Свиридову. Сам Твардовский начинает сотрудничество именно со Свиридовым , до этого работавшим с Твардовским . Что касается текста, поскольку ни один из поэтов так и не представил должного текста, ЦК порекомендовал работать авторам сообща. В результате куплет Твардовского был совмещён с текстом Исаковского, что было довольно характерно для такой обстановки: каждый поэт-участник конкурса мог брать у коллеги отдельные строфы, строки и куплеты. Сам же Твардовский относился к коллективной работе скорее негативно: он определял безнадёжные попытки написания гимна как «всемером петуха зарезать» . В своём дневнике за 11 февраля 1961 года он называет обязательное упоминание советского строя и общеизвестные положения советской истории неверным, считает, что эти положения в гимне (как и в любом другом поэтическом произведении) должны держаться «в уме», как само собой разумеющееся и подчёркивает необходимость наличия поэтической, эмоциональной составляющей в гимне и строчек, способных удержаться в человеческой памяти . О коллективной работе, цитируя рекомендацию партийного руководства, Твардовский пишет: «Создание гимна — дело коллективное, пусть так, но каждый должен писать, не оглядываясь и не надеясь на „коллектив“, а так, как если бы он один должен был решать эту задачу . При всём этом несомненно, что выбор будет невелик» . Весь процесс создания гимна в 1960—1961 годы, поглотивший значительное время его повседневного труда, Твардовский называл «гимническими усилиями» .
Со временем идея написания текста к гимну всё больше и больше увлекает Твардовского, ему, впервые в своей жизни писавшему на столь серьёзную тему, предстояло решить довольно сложную, неведомую ранее задачу. Ранее, считавший «весьма непродуктивной» задачу гимна, он проявляет большой интерес . В августе 1961 года Твардовский пишет новый вариант гимна, где он ищет «опознавательный знак, „история с географией“: Москва, Октябрь, Кремль, серп и молот» . Из того же дневника видно, что Твардовский совершенно не интересуется исходом конкурса, поскольку он считал мысль об конечном успехе очень опасной для своего творчества. В свою очередь, Свиридов требовал от Твардовского певучесть строк, из-за чего множество вариантов, совершенных по рифме и образному строю были отвергнуты, поскольку плохо ложились на музыку .
В последних вариантах текста для гимна какие-либо упоминания о советском строе и ключевое для того периода слово «борьба» отсутствуют. Вместо собственно СССР в тексте гимна фигурировала «отчизна-мать» и «земля родная». Таким образом, получившиеся слова гимна, ввиду деполитизированности, были совершенно далеки от ожиданий в партийных верхах. Однако гимн вполне можно назвать как воспевающий любовь к Родине . Несмотря на неприятие подобных вариантов со стороны заказчиков (в частности, Суслов посчитал неуместным упоминание «дней печали» в тексте, хотя по задумке Твардовского, гимн должен был исполняться как и на торжественных, так и на траурных мероприятиях), Твардовскому и Свиридову удалось довести создание своего варианта гимна до логического конца именно так, как хотели они .
Помимо Свиридова и Твардовского, свой вариант гимна был создан при сотрудничестве Сергея Михалкова и композиторов-братьев Майбород: Георгия и Платона .
В итоге в феврале 1964 года заведующий идеологическим отделом ЦК КПСС Леонид Ильичёв отчитался Хрущеву :
В настоящее время представлены три варианта текста Гимна. Два из них написаны коллективно поэтами Н. Грибачевым, П. Бровкой, М. Исаковским и С. Смирновым. Один написан на музыку Г. Свиридова, другой на музыку Г. и П. Майбороды. Для припева использован текст А. Твардовского. Третий написан А. Твардовским на музыку Г. Свиридова.
Идеологический отдел ЦК КПСС считает заслуживающим внимания текст, созданный группой поэтов на музыку Г. и П. Майбороды. Представляется также целесообразным поручить С. Михалкову представить новый поэтический текст на музыку действующего Гимна.
Однако в октябре того же года Хрущёв был отправлен в отставку и вопрос о дальнейшем создании нового гимна отпал сам собой . После отстранения Хрущёва в связи с усилением просталинской группировки в партии возникали мысли о возвращении сталинского гимна. В заметке, опубликованной в « Известиях » утверждалось, что конкурс на создание нового гимна был прерван по неизвестной причине .
Внимание к проекту гимна СССР Твардовского и Свиридова вновь проявилось в 1999 году во время попыток принятия нового гимна России . Проект советского гимна в качестве нового гимна России был представлен наследниками авторов, в частности, в результате договорённости дочерей и племянника композитора были найдены варианты текстов гимна (главным условием поиска была актуальность для того времени), а кроме того был выбран один из вариантов оркестровки, затем подготовленный в печать. Двухголосное мужское хоровое изложение из оригинальной партитуры было заменено на четырёхголосное, будучи дополненной женскими голосами . Вновь проект гимна СССР начала 1960-х был исполнен в июне 2000 года Санкт-Петербургской академической певческой капеллой , это было первое публичное исполнение гимна. 15 июня того же года слова были опубликованы в газете « Труд ». Для первого публичного исполнения проекта гимна были отобраны строфы из последних вариантов текста. В декабре того же года был представлен более политизированный и не актуальный на тот момент вариант слов гимна .
Владимир Минин , руководитель Государственного академического камерного хора РФ , отзывается о гимне Твардовского-Свиридова следующим образом: «Это настоящая русская музыка и настоящие русские стихи. В них все просто и глубоко впечатляет. Никаких лозунгов, никакого ложного пафоса, а есть высокая торжественность, трогающая до глубины души. Это — качество настоящего гимна» .
Вариант, написанный 10-11 марта 1961 года и исполненный в 2012 году АСО МГАФ | Вариант для первого публичного исполнения гимна |
---|---|
Часов кремлёвских бой державный
|
Земли родной бескрайни дали,
|
С 1956 по 1977 год гимн исполнялся без слов . В 1960-х Михалковым предлагался текст гимна, в котором, в частности, были следующие строки :
В борьбе утверждаем мы новую эру,
Сильны несгибаемой волей и верой,
В победу великих марксистских идей…
15 апреля 1965 года в записке Петру Демичеву Михалков так докладывает о своей работе над гимном:
Мне было поручено написать новый вариант Гимна СССР на ныне существующую музыку Гимна (муз. А. В. Александрова). Задание мною было выполнено и новый вариант текста на известную музыку был записан на грампластинку в исполнении хора и оркестра Большого театра для прослушивания в инстанциях. В настоящее время я, продолжая совершенствовать текст, переделал две первые строки припева и счел возможным сократить весь текст Гимна до двух куплетов с одним припевом. Предлагаю на Ваше рассмотрение мой последний вариант Гимна СССР в том виде, в каком я его представляю себе законченным. С уважением. С.Михалков
—
В 1970 году С. В. Михалков подготовил откорректированный вариант текста гимна . До распада СССР гимн исполнялся в новой редакции, впоследствии утверждённой указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 года. В новой версии были исключены упоминания о Сталине , счастье, славе (народов), победах («от победы к победе»), армии и добавлены слова о партии и коммунизме .
С 23 ноября 1990 года гимн стал исключительно союзным, так как последняя республика, не имевшая своего гимна — РСФСР — утвердила свой собственный гимн ( «Патриотическую песню» М. И. Глинки ) . Последний раз в качестве государственного гимна был исполнен 25 декабря 1991 года — в последний день существования СССР. В Литве , Латвии , Грузии и на Украине публичное исполнение гимна СССР запрещено законом, поскольку эта музыка интерпретируется как «коммунистическая символика» .
Наряду с корректировками текста гимна в 1977 году изменилась и тональность мелодии гимна: если с 1944 по 1977 год гимн исполнялся в тональности ми-бемоль мажор , то с 1977 он стал исполняться в тональности до мажор [ неавторитетный источник ] .
1943—1956 | 1977—1991 |
---|---|
Союз нерушимый республик свободных
|
Союз нерушимый республик свободных
|