Interested Article - Музей Российской академии художеств

Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (сокр. НИМ РАХ ) — первый художественный музей в здании Императорской Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова . Претендует на звание старейшего художественного музея России.

История

Вскоре после основания в 1757 году Императорской Академии художеств , её основатель И. И. Шувалов передал учреждению, размещавшееся тогда в покоях его дворца на Малой Садовой , собственное собрание картин и рисунков, включавшее произведения Веронезе и Рембрандта .

В продолжение XVIII—XIX вв. музейное собрание пополняли другие вельможи, Екатерина II и её преемники на российском престоле. Предпочтение отдавалось живописи в стиле классицизма (произведения Н. Пуссена , К. Лоррена , Р. Менгса и др.). С XVIII века сохранились многочисленные слепки шедевров античной скульптуры ( антиков ), а также модели шедевров античной архитектуры, выполненные из пробки римским мастером Кики.

По академическому уставу 1859 года музей стал общедоступным. С 1897 года служил местом публичного представления произведений, претендовавших на размещение в Русском музее: «произведения художников, находящихся в живых, подлежат помещению на 5 лет в Музей императорской Академии художеств и только по истечении этого срока могут быть окончательно переведены в Русский музей императора Александра III , с согласия и по выбору управляющего оным» .

Кушелевская галерея . Крупнейшее и ценнейшее пополнение фондов музей получил по завещанию графа Н. А. Кушелева-Безбородко , который в 1862 году завещал Академии свою коллекцию — 466 картин и 29 скульптур (по наиболее полному каталогу, изданному в 1886 году). Согласно воле покойного, коллекция получила статус публичной галереи. Для её размещения были выделены залы второго этажа по 3-й линии, которые сообщались с Музеем живописи через Голубой зал . О значении кушелевской галереи для будущих художников писали В. Г. Перов , Н. Н. Ге , И. Е. Репин , К. А. Коровин , А. А. Рылов и А. Н. Бенуа . Именно последний, прекрасно понимая художественную и историческую ценность коллекции, будучи заведующим Картинной галереей Эрмитажа, в 1918 году настоял на том, чтобы передать её Эрмитажу. Позднее несколько работ из коллекции были возвращены из Эрмитажа в музей Академии, а многие, уже вопреки завещанию, перекочевали в Москву, где пополнили экспозицию ГМИИ им. Пушкина .

В разное время хранителями музея были И. И. Спитц (с 1864), архитектор Ф. А. Клагес (с 1887), художники и действительные члены Академии художеств А. П. Соколов (с 1892) и Э. О. Визель (с 1907).

Здание и коллекции

Григорий Михайлов . Академический музей на картине 1836 года

Музей занимает историческое здание , построенное в 1764–88 годах для академии по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота . Сейчас в нём, помимо НИМ РАХ, расположены Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина , архив, библиотека, лаборатории и мастерские.

Первый этаж занимает по традиции отдел слепков с антиков, второй этаж — «Академический Музеум» (шедевры западноевропейской живописи, среди них оригиналы А. Кауфман, А.Р. Менгса, А. Челести, Л. Джордано, П.Ф. Мола; «программы» или дипломные работы выдающихся выпускников Императорской академии художеств c XIX века до начала XX столетия (среди них эскиз И. Е. Репина «Ангел истребляет первенца фараона», картина В. Д. Поленова «Воскрешение дочери Иаира», « Капустница » Николая Фешина ; мастерские картины К. П. Брюллова, И. И. Шишкина). Отдельный зал посвящен интереснейшему и сложному периоду существования Академии — 1920–1930 гг. Представлены учебные и дипломные работы этого периода, особенно полно — мастерских К. С. Петрова-Водкина и А. Е. Карева. Кроме того, в постоянную экспозицию включены рельефы и скульптуры русских мастеров XVIII–XIX вв. На третьем этаже — проектные модели знаменитых зданий Петербурга (экспозиция «Архитектура Петербурга XVIII–XIX вв. в моделях, рисунках и чертежах»). В парадных залах вдоль набережной — копии росписей станц Ватикана и других шедевров итальянских мастеров, исполненные пенсионерами Академии художеств середины XIX века во время пребывания в Италии.

Филиалы музея

Примечания

  1. Николай II . Александра III // Полное собрание законов Российской империи , собрание третье. — СПб. : Государственная типография, 1900. — Т. XVII, 1897, № 13730 . — С. 58—59 . 14 декабря 2014 года.
  2. Вероника Богдан. от 6 августа 2018 на Wayback Machine . Наше наследие, № 65, 2003.

Литература

Богдан В.-И. Т. .— Третьяковская галерея : журнал. — 2013. — № 1 (38).

Ссылки

  • Богдан В. - И. Т. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург - М., "Белый город", 2008. - 63 с. - ISBN 9785-7793-1535-7
Источник —

Same as Музей Российской академии художеств