Interested Article - Память и похвала князю Владимиру

«Память и похвала князю русскому Владимиру» (полное название « Память и похвала князю русскому Володимеру, како крестися Володимер, и дети своя крести, и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера. Списано бысть Иаковом мнихом ») — панегирик , одно из древнейших произведений русской литературы , созданное в XI веке (1040-е годы ). Памятник сохранился в компиляции поздних списков, старший из которых 1414 года (сгорел в 1812 году) представлен в Мусин-Пушкинском сборнике, остальные 13 датируются концом XV—XVII веками .

Памятник является важным источником по истории Древней Руси , так как автор пользовался предшествующими « Повести временных лет » сводами, ранними заметками житийного характера о Владимире Святославиче и, возможно, устными преданиями . От упомянутой «Повести» «Похвала» отличается датировкой важных событий жизни Владимира .

История и содержание

Князь Владимир и княгиня Ольга. Фреска Благовещенского собора в Кремле (до XVIII века)

Восстановить историю создания «Похвалы» сложно из-за давности её составления, сохранившейся в поздних списках (XV—XVII века). Записан памятник Иаковом Мнихом , чья личность спорна. Архиепископ Макарий (Булгаков) считал его упомянутым в « Повести временных лет » тем монахом Киево-Печерского монастыря , которому Феодосий в 1073 году хотел передать игуменство после своей смерти . Однако, такому предположению противоречат наблюдения над стилем произведений «Похвалы» и « Сказания о Борисе и Глебе » .

«Для стиля Иакова характерны сложные синтаксические периоды, ритмическая организация текста. Он широко использует ассонансы , текст строится не только на созвучиях и рифмовке окончаний, но и на созвучии сходных приставок (пра-, при-, пре-, про-) и корней в словах, относящихся к разным частям речи (глагол, существительное, прилагательное, наречие)» .

Текст трёхчастен :

  1. Похвала Владимиру ;
  2. Похвальное слово Ольге , с собственным заглавием: «Похвала княгине Олги, како крестися и добре поживе по заповеди господни»;
  3. Житие Владимира или Древнее житие (начинается «Блаженный же князь Володимир внук Олжин крестився сам, и чада своя, и всю землю Рускую крести»).

Известна редакция Похвалы без средней части. В некоторых случаях переписывалась лишь третья часть. Оба эти вида восходят к полному тексту. В среде исследователей бытует мнение о разновременности составных частей памятника, собранных воедино (с основой «Древнего жития Владимира») в середине XIII века, либо целостности авторского произведения без компиляции . Согласно А. А. Шахматову , текст соединил два древних писания XI века о князе Владимире, куда позже вставили Похвальное слово Ольге .

Панегирик прославляет Владимира как крестителя Руси , что искупает его языческие злодеяния, и завершается перечнем походов и побед Владимира, умирающего в благочестии . Перечисление основных событий жизни Владимира представлено не в хронологическом порядке . А. А. Шахматов первым указал, что вступительная третьей части является продолжением сравнения Владимира с Константином Великим , которое иначе обрывается на описании деяний римского императора и не имеет завершения .

«Переделка текста Иакова была произведена, по-видимому, в XIV веке в Северной Руси . Редактор изменил заглавие, внёс в текст разъяснения и заголовки и в том месте, где у Иакова читалась краткая заметка об Ольге, поместил Похвальное слово Ольге. Это Похвальное слово в свою очередь не является оригинальным произведением: в нём соединены панегирик проложного типа и легендарный рассказ о гробнице Ольги в Десятинной церкви » .

Примечания

  1. Творогов О. В. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь. — М. : Просвещение, 1996. — 238 с.
  2. А. В. Назаренко. . Большая российская энциклопедия - электронная версия . bigenc.ru. Дата обращения: 22 февраля 2019. 22 февраля 2019 года.
  3. Е. А. Фет. // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. 29 сентября 2018 года.
  4. Н. И. Милютенко. // Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. 14 апреля 2015 года.
  5. Творогов О. В. Иаков (XI в.) // Словарь книжников и книжности Древней Руси . XI – первая половина XIV века. — Л. , 1987. — Вып. 1 . — С. 191—192 .
  6. Соболевский А. И. «Память и похвала» св. Владимиру и «Сказание» о св. Борисе и Глебе // Христианские чтения. — 1890. — С. 791—795 .
  7. Шахматов, А. А. Разыскания о русских летописях в 2 ч. / под ред. М. Д. Присёлкова. — 2018. — 514 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06455-1 .

Литература

  • Насонов А. Н. История русского летописания XI — нач. XVIII в.. — Очерки и исслед. — М. , 1969. — С. 27—31.
  • Никольский Н. К. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности // ПДПИ. — СПб. , 1902. — № 147 . — С. 29—31 .
  • Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв.. — СПб. , 1913. — С. 228.
  • Соболевский А. И. «Память и похвала» св. Владимиру и «Сказание» о св. Борисе и Глебе // Христианские чтения. — 1890. — Вып. 1 . — С. 791—795 .
  • Срезневский И. И. Древние жизнеописания русских князей X—XI в. // Исторические чтения о языке и словесности в заседании II отделения имени Академии наук. — 1852 и 1853, 1854. — С. 80—84 .
  • Тихомиров М. Н. Начало русской историографии // ВИ. — 1960. — № 5 . — С. 53—54 .
  • Федотов Г. П. Канонизация святого Владимира. — Владимирский сборник. — Белград, 1939. — С. 188—196.
  • Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира // Сборник статей в честь В. И. Ламанского. — СПб. , 1906. — С. 16—18 .
Источник —

Same as Память и похвала князю Владимиру