Проди, Романо
- 1 year ago
- 0
- 0
Антониаццо Романо , Антонио ди Бенедетто дельи Акили ( итал. Antoniazzo Romano, Antonio di Benedetto degli Aquili ; ок. 1430, Рим — 17 апреля 1508, Рим) — живописец раннего итальянского Возрождения , периода кватроченто римской школы .
Художник родился в Риме, в районе Колонна. Был учеником Беноццо Гоццоли . Относящиеся к его деятельности документы подписаны: Antonius de Roma, Antonio di Benedetto e Antonatius Romanus (Антонио, или Антониус, Римский). Его первая зарегистрированная работа датируется 1461 годом и представляет собой копию знаменитой иконы Девы Марии с Младенцем в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме для сеньора Пезаро Алессандро Сфорца. Первое упоминание о самостоятельной работе относится к 1464 году , когда он вместе с Мелоццо да Форли расписывал фресками капеллу кардинала Виссариона Никейского (La Cappella di Bessarione) в церкви Санти-Апостоли , просветителя XV столетия, византийского философа, выступавшего инициатором воссоединения православной и католической церквей . Работа была завершена в 1467 году .
Одна из самых известных работ — Мадонна дель Латте, хранящаяся в Городском музее Риети (Лацио, 1464), за которой следует триптих , хранящийся в церкви Сан-Франческо-ин-Субиако (1467). Цикл фресок о жизни Святой Франчески Римской в монастыре Облате-ди-Тор-де-Спекки (Tor de' Specchi a Roma — «Башни зеркал в Риме») датируется 1468 годом.
В 1466 году Антониаццо принимал участие в росписи базилики Сан-Марко , встроенной в Палаццо Венеция . В 1475 — 1480 годах расписывал алтарь и панели образами Богоматери, культ которой расцвёл при папе Сиксте IV . Расписывал конху апсиды базилики Санта-Кроче-ин-Джерусалемме . В 1478 году Антониаццо Романо стал главой римского «Братства живописцев Святого Луки» (Compagnia di S. Luca). Антониаццо владел в Риме мастерской, в которой работало много его помощников и учеников .
За сорок лет работы в Риме Антониаццо обогатил римскую школу живописи, в то время отстававшую от других, яркими красками умбрийской ( Перуджино , Мелоццо да Форли ) и флорентийской ( Фра Беато Анджелико ) школы. В живописи темперой он часто использовал золотой фон, что было необычно для того периода. В 1475 году Антониаццо сотрудничал с Доменико Гирландайо, влияние которого ощущается во многих работах художника. Р. Лонги утверждал, что, позднее, сотрудничая с Пьетро Перуджино в Ватикане, Антониаццо Романо сыграл роль посредника, с помощью которого большая часть «тосканской манеры» была усвоена умбрийскими живописцами. Но затем достижения Антониаццо «оказались во власти Рафаэля» .